Мерло-понти Морис

98

(Merleau-Ponty, Maurice)(1908-1961), французский философ, выдающийся представитель феноменологической школы. Родился 14 марта 1908 в Рошфор-сюр-Мер. В 1926-1930 учился, вместе с Ж.-П.Сартром и С.де Бовуар, в Высшей нормальной школе. В 1929 слушал в Сорбонне лекции Э.Гуссерля. В 1939 был приглашен в качестве консультанта в только что открывшийся в Лувене "Архив Гуссерля", где работал над подготовкой к изданию рукописей философа. Усилиями Мерло-Понти феноменология прочно утвердилась во Франции. Благодаря Арону Гурвичу Мерло-Понти познакомился с гештальт-теорией. Широкую известность философ приобрел после 1945, когда вместе с Ж.-П.Сартром основал журнал "Тан модерн" ("Les Temps Modernes") (сотрудничество с Сартром прервалось по политическим причинам в 1952), который стал рупором французских интеллектуалов, увлекавшихся экзистенциализмом и марксизмом.

Сторонясь иррационализма, Мерло-Понти постоянно подчеркивал, что на повестке дня стоит не расставание с разумом, а расширение рамок разумного. В размышлениях философа, наряду с Гегелем и Марксом, Гуссерлем и Хайдеггером, большую роль играли З.Фрейд (а позднее Ж.Лакан), Ф. Де Соссюр и Р.Якобсон, а также К.Леви-Строс. В 1949 философ был приглашен в Сорбонну, где читал лекции по детской психологии, а в 1952 стал профессором Коллеж де Франс, где преподавал вплоть до своей кончины в Париже 3 мая 1961. Важнейшие идеи Мерло-Понти были высказаны еще в его диссертациях - Структура поведения (La structure du comportement, 1942) и Феноменология восприятия (Phnomnologie de la perception, 1945). Последняя принадлежит к числу основополагающих трудов по феноменологии.

Анализ ключевых феноменов поведения и восприятия служит Мерло-Понти поводом для разработки новой феноменологии тела, использующей не только идеи Гуссерля, Шелера и Хайдеггера, но и представителей гештальтпсихологии (В.Келер), медицинской антропологии (Э.Штраус), невропатологии (К.Гольдштейн), теории поведения (Ф.Бетендейк). Непосредственно после Феноменологии восприятия выходят в свет статьи и эссе Мерло-Понти, впоследствии объединенные в сборники Гуманизм и террор (Humanisme et terreur, 1947), Смысл и бессмыслица (Sens et non-sense, 1948) и, наконец, Приключения диалектики (Les aventures de la dialectique, 1955), в которых автор подвергает критике марксистскую философию истории. В сборнике Знаки (Signes, 1960) ощущаются приметы нового подхода, очевидные также в работах Мерло-Понти о живописи, наиболее важная из которых - Око и дух (L'oeil et l'esprit, 1961).

Среди посмертных публикаций мыслителя стоит упомянуть Видимое и невидимое (Le visible et l'invisible, 1964), работу, содержащую набросок новой онтологии. В 1969 было опубликовано другое незаконченное сочинение Мерло-Понти - Проза мира (La prose du monde). Развивая феноменологию тела, Мерло-Понти смещает акцент феноменологического описания, стремясь найти срединный путь между рационализмом и эмпиризмом, спиритуализмом и материализмом. Тело не есть ни чистое сознание, ни естественная, природная вещь, оно не находится ни "вовне", ни "внутри". Тело выступает как "поворотный пункт" (выражение Гуссерля) между природой и культурой, между чужим и собственным. Феномены человеческой жизни - от прикосновения руки до эротического ритуала, от слова до картины - являются и естественными, и искусственными.

Смысл, проявляющийся в телесном поведении, характеризуется незаконченностью, многозначностью и неопределенностью. Поэтому он зависит от наших ответов на его запрос и развертывается в своего рода диалоге с миром. В 1950-е годы центр тяжести мысли Мерло-Понти смещается в сторону структурной феноменологии. Под влиянием структурной лингвистики и структурной антропологии философ приходит к концепции непрямого характера смысла. Смысл возникает только между знаками. Всякое смыслопорождение происходит только как отклонение, деформация. Это означает, что не только старое и новое, но и чужое и собственное, чужая речь и собственная речь переплетены друг с другом. Завершающим этапом интеллектуальной эволюции Мерло-Понти стало создание непрямой (косвенной) онтологии.

В видимом напоминает о себе порядок невидимого, в сознании есть темное, несознаваемое пятно, здесь-бытие указывает на нездешнее существование. Бытие не предстает перед нами как прозрачная и очевидная реальность. Оно огибает нас как "сырое" и "дикое" бытие, которое предшествует смыслополаганию и взрывает любой осмысленный порядок. Понятие собственного тела (corps propre) уступает место понятию плоти (chaire) - текстуры, охватывающей и Я, и других людей, и внешние вещи. В качестве смотрящего и видимого, касающегося и касаемого наше Я постигает себя в единстве близости к себе и дистанции по отношению к себе. Я отделен от самого себя. Я вижу себя как в зеркале. Я слышу себя как в эхо. Другой, с которым Я встречаюсь - как бы мой двойник.

Дальность и отсутствие, невидимое и неслышимое вписаны в видимый и слышимый мир. Задача феноменолога - с помощью слов делать явным то, что ускользает от взгляда и прикосновения.ЛИТЕРАТУРАМерло-Понти М. Око и дух. М., 1992 Мерло-Понти М. В защиту философии. М., 1996.

Значения в других словарях
Меркатор Герард

(Mercator, Gerhardus)(1512-1597) (латинизированное имя Герарда Кремера), фламандский картограф и географ. Родился 5 марта 1512 в Рупельмонде (Восточная Фландрия, ныне Бельгия). Наиболее известен как автор картографической проекции, носящей его имя. Меркатор впервые применил эту равноугольную цилиндрическую проекцию при составлении навигационной карты мира на 18 листах (1569). Проекция Меркатора отличается тем, что на картах не искажаются углы и формы, а расстояния сохраняются только на экваторе ..

Мерлин

(Merlin),бард и прорицатель в легендарной кельтской истории, в Артуровском цикле - маг и ясновидец, покровитель и советчик молодого короля Артура. Имя Мерлин, или Мерлинус (Merlinus), впервые встречается в британской легенде, изложенной в сочинении Джефри (Гальфрида) Монмутского История королей Британии (Historia regum Britanniae, не позже 1138) и представляет собой латинскую форму валлийского Merddin, или Myrddin. Мерлин у Джефри - чудо-ребенок, рожденный монахиней в Кармартене (юго-западный Уэ..

Меровинги

(Merovingi),первая династия объединенного Франкского королевства, основанного Хлодвигом I в конце 5 в. Правила до 751, когда Хильдерик III был смещен Пипином Коротким. Название династии происходит от Меровеха или Меровея, вождя салических франков. Возможно, он возглавлял отряд, сражавшийся в 451 в составе римской армии на Каталаунских равнинах, когда гунны были вытеснены из Галлии. Его внук Хлодвиг I стал королем салиев после смерти своего отца Хильдерика I в 481, а в 496 он был избран королем р..

Мерсин

Археологический памятник на территории современной Турции, представляющий собой древнее поселение близ побережья Средиземного моря, в Анатолии, к юго-западу от Тарса. Слои от 19 и более ранние содержат материалы одной из древнейших известных к настоящему времени неолитических культур, в том числе обсидиановые наконечники копий с прекрасно обработанной в технике отжимной ретуши поверхностью и открытые сосуды с горизонтальными продырявленными ушками и туловом, определенные участки которого украшен..

Дополнительный поиск Мерло-понти Морис Мерло-понти Морис

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мерло-понти Морис" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мерло-понти Морис, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 17 символа