Фуко Мишель Поль

92

(Foucault, Michel) (1926-1984), французский философ и историк культуры, книги которого о безумии, социальных науках, медицине, тюрьмах и сексуальности сделали его одним из самых влиятельных мыслителей в современной французской литературе. Фуко родился в Пуатье 15 октября 1926 в семье врача. Получив образование в Сорбонне, преподавал в университете Клермон-Феррана в 1960-1968, а затем в новом университете в Венсене. В 1970 занял кафедру истории систем мышления в Коллеж де Франс. Умер Фуко в Париже 25 июня 1984. Фуко впервые изложил свои идеи в книге История безумия в классическую эпоху (L'Histoire de la folie l'age classique, 1961), где утверждал, что в "эпоху разума" (конец 17-18 вв.), когда разум пытается определить себя, исключая любые элементы неразумия, возникает совершенно новое понимание безумия.

Безумных людей начинают заключать в больницы. В конце этого периода изобретают дома умалишенных, а также возникает новая врачебная профессия, в задачи которых входит контроль над больными и жесткое обращение с ними. Общий урок. Человеческая мысль характеризуется радикальной дискретностью, понятия внезапно возникают и так же внезапно исчезают. Фуко пытается дать определение безумия, как оно понимается в данную эпоху, принимая во внимание все, что говорилось о безумных, и все, что с ними делали. Подразумевается, что эта концептуальная схема, принадлежавшая прошлому, является предпосылкой нынешних представлений. Другой пример такой исторической трансформации понятий приводится в книге Рождение клиники (Naissance de la clinique, 1963), прослеживающей появление клинической медицины в период Великой французской революции.

Новые клиники - не просто изменение в медицинской практике, но также изменение в мышлении врача. Теперь лечатся отдельные органы больного, а не человек в целом. Медики переключают внимание на совершенно иной класс объектов. Фуко также прослеживает связи этого феномена с другими изменениями и утверждает, что философские движения позитивизма и феноменологии являются необходимыми следствиями новых способов "смотрения" и "видения". Ряд подходов объединяет Фуко со структурализмом. 1) холизм, т.е. Видение системы знания как связного целого, а не совокупности отдельных единиц. 2) внимание к слову, т.е. Видение системы знания прежде всего как изощренной сети связей между высказываниями. 3) презрение к "смыслу". Дискурс должен анализироваться не с точки зрения того, что он означает или подразумевает.

Он представляет собой более или менее бессознательное отражение прочно укоренившихся предпосылок и установок. 4) стремление к выявлению "глубинных структур" дискурса, лежащего в его основе набора принципов, определяющих то, что высказывается. Поиски такого архе, или руководящего принципа дискурса, Фуко полушутя-полусерьезно называет "археологией". 5) предпочтение анонимных высказываний высказываниям известных авторов. Все эти темы разрабатываются в его главном труде - Слова и вещи (Les Mots et les choses, 1966), исследовании гуманитарных наук и тех структур мышления, которые им предшествовали. Публичный дискурс о труде, жизни и языке - экономика, биология и филология - имеет свое особое происхождение, это мутация классического (картезианского) анализа богатства, естественной истории и общей грамматики.

"Человек", существо, являющееся одновременно и объектом изучения и его субъектом, есть побочный продукт нового дискурса о жизни, труде и языке. Фуко утверждает, что гуманитарные науки должны иметь другой предмет, и книга завершается драматическим, но не вполне ясным рассуждением, по которому выходит, что псевдопредмет "человек" скоро исчезнет и будет заменен анонимным и автонимным дискурсом, в котором полярное противопоставление субъективного и объективного, присущее понятию "человек", будет преодолено. К главному труду примыкает попытка описать новую методологию, предпринятая в книге Археология знания (L'Archologie du savoir, 1969). Исследование тюрьмы, Надзирать и наказывать (Surveillir et punir, 1975), во многом сходно с предыдущими работами Фуко, однако содержит, кроме того, описание новых установлений во властной структуре общества.

Его история сексуальности (1-й том - Воля знать, La Volont de savoir, 1976. 2-й том - Употребление удовольствий, L'Usage des plaisirs, 1984. 3-й том - Забота о себе, Le Souci de soi, 1984) начинается с типично иконоборческого наблюдения, что викторианская эпоха была одержима сексом. Но допускались лишь определенные формы соответствующего дискурса. Фуко полагает, что это способ контроля общества над самим собой, осуществляемый не с помощью явных мер, но через более глубокие структурные принципы, определяющие, какие слова можно говорить, а какие - нельзя.ЛИТЕРАТУРАФуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977.

Значения в других словарях
Фукидид

ФУКИДИД(ок. 460 - ок. 400 до н.э.), афинский историк. Даты рождения и смерти Фукидида устанавливаются предположительно, на основании его собственных косвенных сообщений, а также того, что в его Истории, незавершенном труде, посвященном Пелопоннесской войне между Афинами и Спартой (431-404 до н.э.), нет указания на события, происходившие в 4 в. До н.э. Фукидид приступил к написанию Истории в самом начале войны и собирался дойти до 404 до н.э., однако изложение обрывается зимой 411. Семья историка..

Фуко Жан Бернар Леон

(Foucault, Jean Bernard Leon)(1819-1868), французский физик, известный своими экспериментами по оптике и механике. Родился 18 сентября 1819 в Париже. Начальное образование получил дома. По настоянию отца изучал медицину, но увлекся экспериментальной физикой. С 1845 - научный обозреватель газеты "Журнал дискуссий" ("Journal des Dbats"), с 1855 - сотрудник Парижской обсерватории, с 1862 - член Бюро долгот. Основные исследования относятся к оптике, механике, электромагнетизму. Вместе с А.Физо прове..

Фула

Страна, которая считалась в античности северным пределом обитаемого мира. Название было ей дано мореплавателем Пифеем из Массилии (совр. Марсель) ок. 300 до н.э., который, как считается, достиг Фулы после 6-дневного плавания от берегов Британии. Пифей сообщал, что, хотя эта местность и обитаема, она небогата солнцем и имеет скудную растительность. Фулу идентифицируют по-разному. В ней видят Исландию, побережье Норвегии или одного из Шетландских островов. "Дальняя Фула" (ultima Thule), как назвал..

Фуллер Маргарет

(Fuller, Margaret)МАРГАРЕТ ФУЛЛЕРмаркиза Оссоли (1810-1850), журналистка, автор книги Женщина в 19 столетии, первой серьезной американской работы по феминизму. Сара Маргарет Фуллер родилась 23 мая 1810 в Кембриджпорте (шт. Массачусетс). Детство ее прошло в уединении, много времени она посвящала чтению. Позже, впрочем, Маргарет Фуллер легко вошла в интеллектуальный мир Бостона, где приобрела таких друзей, как Р.У.Эмерсон и Гарриет Мартино (1802-1876), оказавших на нее значительное влияние. В 1840..

Дополнительный поиск Фуко Мишель Поль Фуко Мишель Поль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фуко Мишель Поль" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фуко Мишель Поль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 16 символа