Чжу Си

136

ЧЖУ СИЧжу Юаньхуэй, Чжу Чжунхуэй, Чжу Хуэйань (1130-1200), выдающийся китайский философ, ученый-энциклопедист, литератор, текстолог и комментатор конфуцианских канонических произведений, педагог, главный представитель неоконфуцианства, придавший этому учению универсальную и систематизированную форму (Чэн [[братьев]] - Чжу [[Си]] школа, или "ли сюэ" - "учение о принципе"), в которой оно обрело статус ортодоксальной идеологии и культурного трандартав Китае и ряде сопредельных стран, особенно в Японии и Корее. Родился 18 октября 1130 в Юси провинции Фуцзянь. Происходил из семьи ученого-чиновника, в 18 лет получил высшую ученую степень цзиньши, затем в течение 20 лет занимался главным образом научным и литературным трудом.

С 1178, находясь на государственной службе, Чжу Си неоднократно, но не надолго назначался на высокие административные посты. В 1196 за критические настроения в отношении социальной действительности и реформаторскую деятельность лишен всех чинов и званий, его учение подверглось запрету. В 1199 реабилитирован, посмертно получил титул го-гун ("державный князь"), в 1241 причислен к величайшим конфуцианским авторитетам, а с 1313 при правлении инородной (монгольской) династии Юань его учение официально включено в систему государственных экзаменов на ученые степени и чиновничьи должности (кэ цзюй). Умер он 23 апреля 1200 в Каотине провинции Фуцзянь. Литературное наследие Чжу Си чрезвычайно велико. Многие его основополагающие идеи выражены в комментариях к конфуцианской классике (прежде всего Пятиканонию и Четверокнижию, см.

ШИ САНЬ ЦЗИН) и беседах, записанных учениками (юй лу). Чжу Си публиковал, комментировал и интерпретировал произведения своих непосредственных предшественников - четырех корифеев неоконфуцианства эпохи Сун (960-1279). Чжоу Дуньи, Чжан Цзая, Чэн Хао и Чэн И, в частности, составив из них первую и ставшую образцовой неоконфуцианскую антологию Цзинь сы лу ("Записи размышлений о близком", 14 глав, в соавторстве с Люй Цзуцяном, 1173). Наиболее полные собрания различных видов сочинений Чжу Си - Чжу-цзы юй лэй (Классифицированные беседы учителя Чжу [[Си]], 140 глав, 1270), Чжу-цзы вэнь цзи (Собрание письмен учителя Чжу [[Си]], 121 глава, 1532, серия СББЯ), Чжу-цзы цюань шу (Полное [[собрание]] произведений учителя Чжу [[Си]], издано по императорскому указу, 66 глав, 1714, т.

1-25). Чжу Си в противовес своему другу и оппоненту Лу Цзююаню истолковал связь описанных Чжоу Дуньи "Великого предела" (тай цзи) и "Беспредельного / предела отсутствия" (у цзи, см. ТАЙ ЦЗИ. Ю - У) как их сущностное тождество, использовав для этого разработанную Чэн И концепцию универсального общемирового "принципа/резона" (ли1). Тай цзи, по Чжу Си, - это совокупность всех ли1, тотальное единство структур, упорядочивающих начал, закономерностей всей "тьмы вещей" (вань у). В каждой конкретной "вещи" (у3), то есть предмете, явлении или деле, тай цзи присутствует сполна, как образ луны - в любом ее отражении. Поэтому, не отделяясь от реального мира в качестве идеальной сущности, "Великий предел" определялся как "бесформенный и безместный", т.е.

Нигде не локализованный в виде самостоятельной формы. Полнота его присутствия в "вещах" делает основной задачей человека их "выверение", или "классифицирующее постижение" (гэ у), которое состоит в "совершенном [[раскрытии]] принципов" (цюн ли). Эта процедура "доведения знания до конца" (чжи чжи) своим результатом должна иметь "искренность помыслов", "выправленность сердца", "усовершенствованность личности", а затем - "выправленность семьи", "упорядоченность государства" и "уравновешенность [[всей]] Поднебесной" (формулы Да сюэ), поскольку ли1 совмещает в себе признаки рационального принципа и моральной нормы. "настоящий принцип не имеет недоброго", "принцип - это гуманность (жэнь2), должная справедливость (и1), благопристойность (ли2), разумность (чжи1)".

Каждая "вещь" есть сочетание двух начал. Структурно-дискретного, рационально-морального "принципа" (ли1) и субстратно-континуальной, витально-чувственной, психичной, морально индифферентной пневмы (ци1). Физически они неразделимы, но логически ли1 имеет приоритет над ци1. Восприняв проведенное Чэн И различение "предельно коренной, совершенно изначальной природы" (цзи бэнь цюн юань чжи син) и "природы пневменной материи" (ци чжи чжи син), связав их с ли1 и ци1 соответственно, Чжу Си окончательно сформировал концепцию изначально-общей "доброй" человеческой "природы", обладающей вторичными и конкр. Модусами, которым в разной степени присущи "добро" и "зло". В 16 - первой половине 17 в. В Китае идейно возобладало второе важнейшее течение в неоконфуцианстве - Лу [[Цзююаня]] - Ван [[Янмина]] школа ("синь сюэ" - "учение о сердце"), сформулировавшая основные тезисы античжусианской критики.

Учение Чжу Си поддерживалось правившей затем в Китае инородной маньчжурской династией Цин (1644-1911). В 1930-е годы оно было модернизировано Фэн Юланем в "новом учении о принципе" (синь ли сюэ). Аналогичные попытки ныне активно предпринимает ряд китайских философов, проживающих за пределами КНР и представляющих так называемое постконфуцианство, или постнеоконфуцианство.ЛИТЕРАТУРАЧжу Си. Натурфилософия. Природа человека, его сознание, воля и чувства. О воспитании и знании. Перевод М.Л.Титаренко. - В кн. Антология мировой философии, т. 1, ч. 1. М., 1969 Алексеев В.М. Китайская литература. М., 1978 Зайцев В.В. О формировании филоского учения Чжу Си. - В кн. Из истории китайской философии. Становление и основные направления. М., 1978 Конфуцианство в Китае.

Проблемы теории и практики. М., 1982 Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. М., 1982 История китайской философии. М., 1989 Чжу Си. Син. Жэнь у чжи син (Природа-син. Природа-син человека и вещей). Перевод В.В.Зайцева. - В кн. Человек как филоская проблема. Восток - Запад. М., 1991 Тиллман Х.К. Сознание Неба (Тянь) в системе воззрений Чжу Си. - В кн. Ретроспективная и сравнительная политология, вып. 1. М., 1991 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Голыгина К.И. "Великий предел". Китайская модель мира в литературе и культуре (I-XIII вв.). М., 1995.

Значения в других словарях
Чжоу Эньлай

(1898-1976), видный китайский политический деятель, глава китайского правительства с 1949 по 1976. Родился 5 марта 1898 в уездном городе Хуайань, провинция Цзянсу. Его дед принадлежал к привилегированному сословию жэньши - ученых на государственной службе, а отец был учителем (по другим данным - мелким чиновником). В 1918, обучаясь в Нанькайском университете в Тяньцзине, Чжоу принял участие в студенческих акциях протеста, за что был приговорен к году тюремного заключения. Выйдя из тюрьмы, в 1920..

Чжу Дэ

(1886-1976), военный деятель коммунистического Китая. Родился в 1886 в деревне Мааньчан (провинция Сычуань). В 1905 сдал государственные экзамены в средней школе и в 1907 поступил в педагогическое училище, где учился в течение года. До 1909 Чжу Дэ преподавал физкультуру в одной из школ своего родного уезда, а затем поступил в Юньнаньское военное училище, где присоединился к возглавляемой Сунь Ятсеном революционной партии "Объединенный союз". В 1911 Чжу Дэ принял участие в восстании против маньчж..

Чивер Джон

(Cheever, John)(1912-1982), американский писатель. В его ранних романах представлен мифический пасторальный мир Новой Англии, из которого он вышел, и медленное его разрушение под действием новых ценностей. Более поздние произведения посвящены жизни Пригорода ("Сабурбии") и ее неурядицам. Родился 27 мая в Куинси (шт. Массачусетс), окончил Академию Тейера в Саут-Брейнтри. В 1935 напечатал свой первый рассказ Меблированные комнаты в Бруклине (The Brooklyn Rooming House) в журнале "Нью-Йоркер", с ко..

Чили

Республика Чили, государство, расположенное на юго-западном побережье Южной Америки между горными хребтами Анд и Тихим океаном. Протяженность Чили от г.Арика на севере до мыса Горн на юге составляет 4025 км, площадь - 756,6 тыс. Кв. Км, при этом ширина ее территории нигде не превышает 360 км. Материковая часть Чили граничит на севере с Перу, на западе и юге омывается Тихим океаном, на востоке за хребтами Анд расположены Боливия и Аргентина. Через Магелланов пролив Чили имеет выход в Атлантически..

Дополнительный поиск Чжу Си Чжу Си

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чжу Си" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чжу Си, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 6 символа