Эрн Владимир Францевич

97

(1882-1917), русский философ. Родился в Тифлисе 5 августа 1882. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1904), впоследствии стал доцентом и профессором. В 1906 - один из организаторов и участников Религиозно-философского общества памяти Вл.Соловьева. Сотрудничал с издательством "Путь" и в 1912 выпустил труд Г.С.Сковорода. Жизнь и учение. Обе его диссертации. Магистерская - Розмини и его теория знания (1914), докторская (не успел ее защитить) - Философия Джоберти (1916), были посвящены творчеству итальянских католических мыслителей. В начале 1917 увидела свет первая часть его последней, так и не завершенной работы Верховное постижение Платона. Умер Эрн в Москве 29 апреля 1917. Свой выбор в пользу религиозной метафизики Эрн сделал рано, о чем свидетельствуют его статьи и выступления 1905-1907.

В отличие от многих представителей русской религиозно-философской мысли, он не пережил серьезного увлечения либеральной или революционной идеологией, достаточно критически относился к самой идее "нового религиозного сознания" и к любым попыткам модернизации православия. Собственная метафизическая позиция Эрна отчетливо определилась в ходе его полемики с журналом "Логос" (1910). В цикле статей (вошедших впоследствии в сборник Борьба за Логос (1911) Эрн доказывал оригинальность русской философской традиции, особо подчеркивая значение творчества таких отечественных мыслителей, как Г.С.Сковорода, Вл.С.Соловьев, П.Я.Чаадаев, А.С.Хомяков, Л.М.Лопатин, А.А.Козлов, С.Н.Трубецкой. В историко-философском контексте воззрения Эрна могут быть отнесены к тому опыту возвращения к онтологизму, который в философии 20 в.

Представлен не одним ярким именем и направлением (фундаментальная онтология Хайдеггера, критическая онтология Н.Гартмана, неотомистская онтология и др.). Как и на Западе, поворот к онтологии в России (позиция Эрна - один из наиболее ярких примеров) начинался с критики "гносеологизма" предшествующей рационалистической философии. Своеобразие онтологизма Эрна в существенной мере связано с его критикой "меонизма" рационалистической философии и с учением о Логосе. В Новое время, по Эрну, происходит разрыв с онтологизмом античной и средневековой мысли и начинается эпоха господства меонической (у Эрна - без-бытийной, без-жизненной) философии. "Кардинальной, конституирующей" чертой этого направления оказывается "отрицание природы как Сущего".

Однако, полагал Эрн, созданный новоевропейским рационализмом образ действительности, где научно-философскому разуму, как началу познающему и организующему, противостоит овеществленная, лишенная внутреннего смысла существования природа, - не более чем миф. "Новое время, вообще говоря, очень мифологично. В новое время мы видим возникновение целого цикла мифов, целого ряда мифологем, и все различие, колоссальное и существенное, этих мифов и этих мифологем от античных и средневековых заключается только в перемене знака положительного на отрицательный. Миф античный и средневековый онтологичны, мифы нового времени меоничны". Устремленная к идеалу строго научного знания новоевропейская философия приходит к парадоксальному результату.

Ее основу, по убеждению Эрна, образует миф - отнюдь не научный и не логичный - об отвлеченном, "мертвом" познании и столь же безжизненной природе. Подлинную альтернативу "меонизму", по Эрну, представляет "логизм", философия Логоса. Сущим природу (вселенную, мир, человека) делает ее изначальная и неразрывная связь с Логосом. Понимание этой связи, доказывал в своих сочинениях Эрн, становится источником онтологизма античной философии (прежде всего в платонизме) и, религиозно преображенное в христианстве, метафизически оформляется в патристике. Все пронизано живым Логосом, все наполнено бытием. Но и сама мысль бытийственна, и человек никак не может в своем философском опыте быть сторонним наблюдателем. Эта роль для него допустима в опыте научном, когда речь идет о познании истин "частичных" и в этом смысле относительных.

У философии, считал Эрн, своя задача. Философия не может не стремиться к познанию абсолютному, иначе она просто перестает быть философией. Излагая свою концепцию "логизма", Эрн не провозглашал нового направления в философии. С его точки зрения, в историческом плане "логизм" уже состоялся. Сама человеческая культура как "солидарная преемственность творчества" есть результат верности духу "логизма" ее творцов. Культура и Логос нераздельны, как нераздельны Логос и природа, Логос и жизнь. Распад живых связей происходит в цивилизации, питаемой рационализмом. Эрн верил, что ситуация не фатальна и многое зависит от того, произойдет или нет "метафизический поворот". Философия, по его убеждению, должна ответить на вызов рационализма и вернуть человека в мир бытия (по Хайдеггеру, в "дом бытия"), где нет "искусственных преград, воздвигнутых рационализмом" между человеческой мыслью и Сущим, и сама мысль осознается в "метафизической глубине", в изначальной коренной связи с живым Логосом.ЛИТЕРАТУРАЭрн В.Ф.

Природа научной мысли. Сергиев Посад, 1914 Аскольдов С. Памяти В.Ф.Эрна. - Русская мысль, 1917, № 5-6 Булгаков С.Н. Памяти В.Ф.Эрна. - Христианская мысль, 1917, № 11-12 Флоренский П.А. Памяти В.Ф.Эрна. - Христианская мысль, 1917, № 11-12 Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1991.

Значения в других словарях
Эрман Адольф

(Erman, Adolf) (1854-1937), немецкий египтолог, один из первых и наиболее известных знатоков египетского языка. Родился в Берлине 31 октября 1854. Первое издание его Грамматики новоегипетского языка (Neugyptische Grammatik) вышло в 1880, а наиболее известный труд - Грамматика египетского языка (gyptische Grammatik) - в 1894. Эрман первым обратил внимание на органическую связь египетского и семитских языков, выделил этапы развития египетского языка и настаивал на необходимости исследования коптск..

Эрмит Шарль

(Hermite, Charles)(1822-1901), французский математик. Родился 24 декабря 1822 в Дьезе. Посещал коллеж Генриха IV. В 1841 поступил в коллеж Людовика Великого, затем в Политехническую школу, которую окончил в 1847. С 1848 преподавал математику в Коллеж де Франс, с 1870 - профессор Политехнической школы и Сорбонны. Член Парижской академии наук с 1856, Лондонского королевского общества - с 1873. Работы Эрмита посвящены различным вопросам теории чисел, алгебры и теории эллиптических функций. Он показ..

Эрнандес Хосе

(Hernandez, Jose) (1834-1886), аргентинский поэт. Родился 10 ноября 1834 в скотоводческом поместье провинции Буэнос-Айрес. Видимо, был самоучкой. В период гражданской войны, начавшейся после падения диктатуры Х.М. Росаса (1852), Эрнандес поддерживал федералистов, которые боролись за выход провинций из-под власти Буэнос-Айреса. В 1872 участвовал в восстании гаучо против центрального правительства, а когда оно потерпело поражение, удалился в изгнание. В 1874 Эрнандес возвратился в столицу, основал..

Эрнст Макс

(Ernst, Max)(1891-1976), немецкий, французский и американский живописец и скульптор, основатель дадаизма, один из ведущих сюрреалистов и создателей техники коллажа. Макс Эрнст родился в городке Брюль в Германии 2 апреля 1891. В 1908-1914 параллельно с занятиями живописью и литературой изучал философию, психологию и историю искусства в Боннском университете. В 1919 в Кельне участвовал в создании группы дадаистов - приверженцев движения, возникшего тремя годами ранее в Цюрихе среди художников, пис..

Дополнительный поиск Эрн Владимир Францевич Эрн Владимир Францевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эрн Владимир Францевич" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эрн Владимир Францевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 22 символа