Адам Кадмон

151

(евр. Âdâm qadmôn, «Адам первоначальный», «человек первоначальный»), в мистической традиции иудаизма абсолютное, духовное явление человеческой сущности до начала времён как первообраз для духовного и материального мира, а также для человека (как эмпирической реальности). Представление об А. К. - иудаистический вариант гностической мифологемы антропоса. Как и последняя, оно соотносимо с образами Пуруши и Гайомарта в индо-иранской традиции. Его специфика выявляется в контексте интерпретации библейского рассказа о сотворении человека (см. Адам). Некоторые толкователи различали Адама, созданного из земли (Быт. 2, 7), и Адама, сотворённого «по образу и подобию божьему» (1, 27). Эти слова воспринимались как указание на соединение в А.

К. Мужского и женского начал (очень древний и распространённый мифологический мотив двуполости первочеловека, см. Двуполые существа). Но эти же слова подвергались сомнению в связи с усилением веры в трансцендентность бога. Поэтому возникло толкование (приписываемое рабби Акибе, 1-2 вв.), согласно которому человек был сотворён «по образу» не бога, но А. К. Филон Александрийский (1 в. До н. Э. - 1 в. Н. Э.) соединил эти представления с платоновской концепцией идеи как вневременного образца вещи. «небесный человек» (который, между прочим, изъят из разделения на мужской и женский пол) есть идеальная парадигма «земного человека». Полное развитие мифологема А. К. Получила в пантеистически окрашенной каббалистической мистике 13-18 вв., трактующей А.

К. Как онтологически необходимое соединительное звено между абсолютно бескачественной и неопределимой беспредельностью бога и его самоопределением через полагаемые им же формы. В «Зогаре» («Книга сияния», написанная на арамейском языке в Кастилии в конце 13 в. И принадлежащая, по-видимому, Моисею Леонскому) говорится, что «образ человека заключает в себе все миры горние и дольние» и что образ этот избран «святым старцем» (т. Е. Богом) для себя самого (талмудический трактат «Идра рабба» 144 а). Символ А. К. Был воспринят эклектической символикой масонства, где он соотносился с эмблемой шестиконечной звезды, т. Н. Давидова щита (как символа взаимопроникновения «горнего человека» и «дольнего человека»).С. С. Аверинцев.(Источник.

«Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Адам Кадмон

См. Каббала.. ..

Адад

Адду (аккадск.), Ишкур (шумер.), в шумеро-аккадской мифологии бог грома, бури, ветра (имя его пишется знаком «Им», «ветер»), Ишкур упоминается уже в шумерских списках богов из Фары 26 в. До н. Э. (хотя, возможно, не является шумерским), его семитский эквивалент известен со староаккадского периода. Отец А. - бог неба Ану (Ан), супруга - богиня Шала (хурритская?). Спутники А. - Шуллат и Ханиш. Аккадский А. Олицетворяет как гибельные, так и плодоносные силы природы. Губящее поля наводнение, плодоно..

Адам

(евр. Âdâm, «человек»), в библейских сказаниях первый человек. В Библии имеется два основных сказания о сотворении человека богом. Одно сказание, народное, содержит рассказ о создании богом мужчины из праха и дыхания жизни, а жены - из его ребра. «...и не было человека для возделывания земли. И создал бог Яхве человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И сказал бог Яхве. Нехорошо быть человеку одному. Сотворим ему помощника, соответственного ему. Бог..

Адапа

(аккад.), в аккадской мифологии герой, один из «семи мудрецов», помощник в заклинаниях против женщины-демона Ламашту. Согласно мифу, А., сын бога Эйя (Эа, шумер. Эн-ки). Правил в городе Эреду(г) и рыбачил, снабжая рыбой родной город и святилище отца. Однажды южный ветер опрокинул его лодку, за что А. Обломал ветру крылья. Бог неба Ану (шумер. Ан), разгневанный отсутствием южного ветра, требует А. К ответу, Эйя советует ему пойти к Ану, облачившись в траурные одежды, и не пить и не есть предложен..

Адау

В абхазской мифологии исполин, людоед, наводящий ужас на людей. Его появление сопровождается ураганом, громом, молнией. А. Имеет много голов (три, семь, девять, двенадцать), по некоторым вариантам мифов, у него один глаз. А. Появились после исчезновения ацанов. В абхазском нартском эпосе А.- хозяин огня или водного источника (родника, реки), из-за которого вступает с ним в борьбу герой эпоса и побеждает его благодаря превосходству ума. В некоторых вариантах герой борется поочерёдно с несколькими..

Дополнительный поиск Адам Кадмон Адам Кадмон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Адам Кадмон" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Адам Кадмон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 11 символа