Аджа Экапад

246

(др.-инд. Aja ekapâd, букв. «одноногий козёл»), в ведийской мифологии божество, относимое обычно к классу воздушных (атмосферных). В «Ригведе» имя А. Э. Лишь однажды встречается независимо (ср. РВ Х 65,13). В остальных случаях (четырежды) оно связано с именем Ахи Будхнья. Они объединены и в домашнем ритуале, где этим обоим божествам совершают возлияния. А. Э. Характеризуется как божество, поддерживающее небо, поток, океанские воды, Сарасвати, всех богов. Он придал крепость обоим мирам (АВ XIII 1, 6), возник на востоке (Тайтт.-бр. III 1, 2, 8). Его называют среди небесных божеств («Найгхантука» V 6), иногда даже истолковывают как солнце («Нирукта» XII 29), ср. Также соотнесение А. Э. С Агни. По мнению американской исследовательницы 'С.

Крамриш, два крайних (верхний и нижний) полюса циклического пути Пущина, соотносимого с солнцем, соединены вертикальным путем, символизируемым именем А. Э. То, что А. Э. - божество козлиной природы, связывает его не только с Пушаном, чьи животные - козлы, но и с Индрой, который, как и громовержец в ряде других традиций, также соотнесён с «козлиной» темой. В этом контексте получает мотивировку и более старое мнение о связи А. Э. С молнией, метафорой которой и является это имя. Ср. «одноногость» как знак молнии, ударяющей в землю, и образ козла, молниеносно скачущего среди скал (мотив камня), как зооморфный символ молнии, грома (ср. Тура как образ грозы). Само имя А. Э. Представляет собой эпитет, за которым скрывается подлинное название божества, остающееся неизвестным.

В более поздней традиции, в эпосе, имя Аджайкапад употребляется как обозначение одного из одиннадцати рудр и как эпитет Шивы.Лит. Przyluski J., Deux noms indiens du Dieu Soleil, «Bulletin of the School of Oriental Studies. 1931, v. 6, pt 2. Его же, Etudes indiennes et chinoises, 1. Les Unipedes, в сб.:Melanges chinois et bouddhiques, v. 2 (1932- 1933), Вгuх., 1933. Dumont» P.-E., The Indic God Aja Ekapad, the One-legged Goat, «Journal of the American Oriental Society», 1933, v. 53, № 4. Kramrisch S, Pusan, там же, 1961, v. 81, № 2. Horsch P., Aja Ekapad und die Sonne, «Indo-Iranian Journal», 1965, v. 9. № 1. В. В.Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Аджа Экапад

АДЖА ЭКАПАД (санскр. Одноногий козел) - ведийское божество, посредник между небом и землей.. ..

Адау

В абхазской мифологии исполин, людоед, наводящий ужас на людей. Его появление сопровождается ураганом, громом, молнией. А. Имеет много голов (три, семь, девять, двенадцать), по некоторым вариантам мифов, у него один глаз. А. Появились после исчезновения ацанов. В абхазском нартском эпосе А.- хозяин огня или водного источника (родника, реки), из-за которого вступает с ним в борьбу герой эпоса и побеждает его благодаря превосходству ума. В некоторых вариантах герой борется поочерёдно с несколькими..

Адгйлис Деда

(«матерь места»), в грузинской мифологии богиня - покровительница отдельной местности (селения, горы, ущелья, скалы, долины и др.). Хевсуры представляли её в виде красивой женщины с серебряными украшениями, которая заботилась о мирной жизни села и о чужаках, попавших на подвластную ей местность. Возможно, что в древности А. Д. Была также и богиней плодородия, а её культ был распространён по всей Грузии. С распространением христианства он слился с культом богоматери, отсюда её имена - божья матер..

Аджина

В мифологиях таджиков, узбеков, каракалпаков, киргизов, отчасти казахов злой дух. Образ А. Сформировался как переосмысление принесённых с исламом демонологических представлений (о джиннах) под влиянием местных доисламских мифологических персонажей (албасты, пари и т. Д.). А. Представлялся в образе женщины, внезапно увеличивающейся в размерах и превращающейся в великаншу, или в виде различных животных, чаще всего козла, одиноко блуждающего вдали от жилья. У таджиков считалось, что А. Обитает в ку..

Аджныш

В абхазской мифологии дьявол, от которого исходят все людские несчастья. А., преследуемый богом Афы (отчего происходят гром и молния), прячется от него под деревьями, иногда в жилых и нежилых помещениях, примащивается на животных, на людях. Согласно поверьям, Афы лишь пугает А., убить его он не может из-за того, что тот - сын его сестры. Преследование А. Прекратится лишь с концом света, когда он окончательно будет побеждён. В некоторых мифах А. Гоним богом Анцва.А. А.(Источник. «Мифы народов мир..

Дополнительный поиск Аджа Экапад Аджа Экапад

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Аджа Экапад" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аджа Экапад, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 11 символа