Ажвейпш

197

Ажвейпшаа, в абхазской мифологии божество охоты, покровитель диких животных. Ему посвящено много обрядовых песен и мифологических преданий. Чаще всего выступает как глава божественного семейства, в которое входят его дочери-красавицы и сын Иуана. Иногда упоминается слуга Швакваз. Семейство А. Пребывает на земле, как правило, - в глухом лесу или на вершине неприступной отвесной скалы, где пасутся принадлежащие А. Несметные стада диких животных (олени, лоси, туры, косули и др.). Иногда члены семейства А., чаще всего его дочери, приняв облик косули (лани, оленя), заманивают охотника. Согласно одному сюжету, А. Закалывает в честь охотника, попавшего в его владения, косулю (тура, оленя), отваренным мясом угощает гостя.

Охотник забывает свой нож в куске мяса (обычно в лопатке). После пиршества, собрав все кости и завернув их в шкуру убитого животного, А. Ударяет волшебной палочкой и оживляет косулю, и та мчится обратно в стадо. На другой день, возвращаясь домой, охотник встречает в пути косулю, метким выстрелом убивает её. При свежевании он обнаруживает в лопатке свой нож и узнаёт косулю, зарезанную А. Для него (у абхазов существует поговорка. «никому не суждено съесть то, что раньше него не съел бы уже А.»). А. Обычно представляют глуховатым старцем. Дочери А., стремясь завлечь неженатых молодых охотников, просят отца дать добычу тому, кому он ещё не давал, но тугой на ухо А. Наделяет добычей одних и тех же бывалых, опытных охотников.

Нередко функции А. Выполняет другое божество - Аерг.Лит. Гулия Д. И., Божество охоты и охотничий язык у абхазов. Сухуми, 1926. С а лака я Ш. X., Обрядовый фольклор абхазов, в сб. Фольклор и этнография, Л.,1974.Ш. X. Салакая.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Аерг

Аирг, в абхазской мифологии божество, защищающее людей от опасностей, подстерегающих их на войне, на охоте, в пути. Иногда А. Отождествляется с божествами охоты (Ажвейпш), грома и молнии (Афы), а с распространением христианства, по-видимому, - со св. Георгием, культ которого вобрал и элементы языческих верований. Согласно одной распространённой легенде, накануне храмового праздника ночью к запертой ограде Илорского храма (село Илори Очамчирского района), посвящённого А. (или св. Георгию), чудесн..

Аеропа

(Aerope, Αεροπη). Жена Плисфена. После смерти Плисфена она вышла замуж за его отца, Атрея, от которого имела сыновей Агамемнона и Менелая. Фиест, брат Атрея, соблазнил Аеропу и этим положил начало кровавым распрям со своим братом.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Аждарха

В мифологии тюркоязычных народов Малой и Средней Азии, Казахстана, Северного Кавказа, Поволжья и Западной Сибири [э ж дёр, эждерха - у турок, аждархо - у узбеков, аждарха - у туркмен, ажыдаар - у киргизов, аждаha - у казанских татар, азербайджанцев, казахов (у последних - также айдагар), аздяка - у татар-мишарей, аждархуа - у каракалпаков, аждaha - у башкир, аздага - у ногайцев), а также таджиков (аждаха) злой демон. Обычно представлялся в образе дракона, часто многоголового. Восходит к иранском..

Аждахак

В армянской мифологии вишап (дракон). Соответствует иранскому Ажи-Дахака. В эпосе «Випасанк» А. - царь маров (мидян), выступает противником армянского царя Тиграна. Опасаясь Тиграна, покорившего многие народы, А. Замышляет убить его. Добившись руки Тигрануи - сестры Тиграна, А. Рассчитывает использовать её для его умерщвления. Однако Тигрануи тайно даёт знать брату о готовящемся против него заговоре. Тигран, узнав о коварстве А., идёт на него войной, высвобождает сестру, убивает А. В бою, берёт ..

Дополнительный поиск Ажвейпш Ажвейпш

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ажвейпш" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ажвейпш, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 7 символа