Ажи-дахака

254

(авест.), в иранской мифологии дракон (ажи), в легендарной истории иноземный царь - узурпатор, захвативший власть над Ираном. В «Авесте» трёхглавый, шестиглазый дракон А.-Д. Совершает жертвоприношения божествам Ардвисуре Анахите и Вайю. В «Замьяд-яште» (XIX 37) он - соперник бога огня А гора в борьбе за символ царского суверенитета фарн. В «Яште» (XV 19-21) изображён праведным зороастрийцем. (см. Заратуштра). Имеет ведийские (Ахи Будхнья) и древнегреческие (Эхидна) этимологические параллели и множество соответствий в индоевропейской мифологии (см. Также Змей). Победоносным противником А.-Д. В иранской традиции выступает Траэтаона, вариант общеиндоевропейского «третьего сына» - драконоборца (см. Иранская мифология).

[В иных традициях победитель трёхглавого дракона обычно бог-громовержец или демиург (Индра и т. Д.)]. Победа Траэтаоны над А.-Д. Не окончательная. А.-Д. Будет закован в цепи и подвешен в вулканическом жерле священной горы Демавенд. Перед концом мира А.-Д. Вырвется на волю и снова воцарится на короткий срок. Ему предназначено пасть от руки другого иранского драконоборца Керсаспы. Образ А.-Д. Подвергся историзации. Ранее дракон А.-Д. Постепенно обретал человеческий облик, пока не стал царём Заххаком, арабом по происхождению. По некоторым поздним армянским и собственно иранским источникам, кое-где в Мидии и, вероятно, Кабуле сохранялось почитание А.-Д. Местные правители возводили к нему свои родословные или рассказывали легенды о службе своих предков при дворе А.-Д.Лит.

Wikander S„ Histoire des Ouranides, «Cahlers du Sud», 1952, № 314.Л. А. Лелеков.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Аже

В дагомейской мифологии божество охоты, четвёртый сын Маву-Лиза. Согласно мифу, А. - охотник, живёт в лесной чаще и управляет всеми животными и птицами.е. К.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Ажи

Ажаи, в иранской мифологии (в «Авесте») чудовища, драконы, порождения злого божества Ахримана, иногда его перевоплощения. В текстах упоминаются А. Ажи-Дахака, Гандарва, Срувара и др. Образ А. - персонификация чёрных туч, закрывающих свет солнца.И. Б.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Аза

В мифологии ингушей и чеченцев богиня, дочь солнца, покровительница всего живого. Родилась из луча солнца, является животворящей силой солнечных лучей. В некоторых вариантах А. - мать солнца.а. М.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Азазель

(евр.ãzâz’çl), в представлениях иудаизма демоническое существо. В Библии А. Упоминается только в контексте описания ритуала «дня искупления» (Иом-киппур). В этот день грехи народа перелагались на двух козлов, один из которых предназначался в искупительную жертву для Яхве, а другой («козёл отпущения») - «для А.» (Лев. 16, 8, в синодальном переводе - «для отпущения»). Второго козла отводили в пустыню, место обитания А. (16, 10). Представление о пустыне как жилище демонического начала присуще и нов..

Дополнительный поиск Ажи-дахака Ажи-дахака

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ажи-дахака" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ажи-дахака, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 10 символа