Антихрист

187

(греч. Άντίχριστος «противохристос»), в христианской мифологии противник Иисуса Христа, который явится в конце времён и возглавит борьбу против Христа, но будет им побеждён. Уже ветхозаветная эсхатология связывала с приближением конечной победы Яхве особенно тяжёлые испытания и выступление ожесточённейшего из врагов (роль Гога в книге Иезекииля), в триумфе над которым сила Яхве обнаружится над всем миром. Для складывания образа «противника бога» важен был опыт эпохи Маккавеев, когда иудеи увидели в лице эллинистического царя Антиоха Эпифана (2 в. До н. Э.) сознательного врага своей религии. В Новом завете А. - это «человек греха», воплощающий в себе абсолютное отрицание заповедей бога (2 Фесс. 11, 3 и 7). «Кто же он такой.

- спрашивает византийский толкователь этого места Нового завета Феофилакт Болгарский (11 - нач. 12 вв.). - Не сатана ли. Нет, но некий человек, принявший всю его силу». А. - посланник сатаны, действует по его наущению. Царство А. - царство морального зла, где «люди будут себялюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, непослушны родителям, неблагодарны, нечестивы, немилостивы, неверны слову, клеветники, невоздержны, безжалостны, чужды любви к добру, предатели, наглы, напыщенны, любящие наслаждение больше бога» (2 Тим. 3, 2-4). А. Воплощает в себе абсолютное отрицание христианской веры, прихода во плоти Иисуса Христа (1 Ио. 4, 3. 2 Ио. 1, 7). Всякий отрицатель телесной реальности воплощения логоса условно назван в Новом завете «А.» по своей мистической связи с эсхатологическим явлением А.

Этот А. - космический узурпатор и самозванец, носящий маску Христа, которого отрицает, он стремится занять место Христа, быть за него принятым. Роль А. Как «лжеца» реализуется и в его лицемерии, имитирующем добродетель Христа, и в его ложном чудотворстве, имитирующем чудеса Христа. Если дьявол, по средневековому выражению, - «обезьяна бога», то А. - «обезьяна Христа», его фальшивый двойник. (Иконографическая традиция изображения А., давшая на рубеже 15 и 16 вв. Фрески Л. Синьорелли в соборе итальянского города Орвието, максимально приближает его облик к облику Христа, в то же время наделяя его горделивым, унылым и неуверенным выражением.) Евангельское изречение говорит, что А. «придёт во имя своё» (Ио. 5, 43), его самоутверждение - последовательная негация самоотречения Христа.

Если Христос в «земной жизни» добровольно отказался от божественного сана, ему принадлежащего, то А. Хищнически присвоит этот сан, ему не принадлежащий, «в храме божием сядет он, как бог, выдавая себя за бога» (2 Фесс. 2, 4). Одни черты сближают его с предвосхищающими его образами лжепророков и чародеев (вроде Симона Волхва), другие - с деспотами (вроде Навуходоносора или Антиоха Эпифана). Как и эти деспоты, А. - кровавый гонитель всех «свидетелей» истины, утверждающий свою ложь насилием. Он сделает, «чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Апок. 13, 15). - в Апокалипсисе, где фигура А. Дана особенно ярко, он наиболее отчётливо сохранил черты древней мифологии («зверь, выходящий из бездны» - 11, 7).

В числе его жертв - два «свидетеля» и могущественных чудотворца, которых традиция отождествила с ветхозаветными праведниками Енохом и Илиёй. Общий срок творимых А. Гонений - 42 месяца, т. Е. Три с половиной года (13, 5), что в зеркальном отражении отвечает продолжительности проповеди Христа. Погубит А. Очная встреча с явившимся (второе пришествие) Христом (2 Фесс. 2, 8). Новозаветный текст даёт «число зверя» - 666 (Апок. 13, 18). Обычно это понимается так, что ему должна равняться сумма числовых значений еврейских или греческих букв имени А. Уже первые века христианства дали ряд интерпретаций этого числа (напр., Εύάνθας, «цветущий», ходовое слово императорской пропаганды, Άμνός άδικος, «неправедный агнец», т. Е. Лживая копия Христа-агнца, и т.

Д.). Новейшие гипотезы чаще всего связывают число 666 с именами римских императоров Нерона, Домициана.Средневековые толкователи (Августин Блаженный, Феодорит Кирский, Григорий Великий и др.), комбинируя новозаветные данные с теми или иными ветхозаветными пророчествами, выстраивали развёрнутый сюжет жизни А. Обычно предполагалось, что А. Будет иудеем из колена Данова. Наряду с этим существовало очень древнее и сохранившееся вплоть до 18 в. Представление об А. Как об ожившем и чудесно возвращающемся Нероне. Местом рождения А. Считали Вавилонию, ибо Даново колено, по преданию, ушло именно туда. Кроме того, Вавилон был популярным библейским символом мятежа против бога. По некоторым версиям, А. Должен родиться от блудницы, принимаемой за девственницу (пародия на девственное зачатие Христа), от монахини, нарушившей обет (как будущее воплощение отступничества), или от кровосмесительной связи.

Распространив славу своих мнимых добродетелей и чудес, победив на войне трёх царей - египетского, ливийского и эфиопского (ср. Дан. 11, 42-43), он захватит мировое господство и сделает себя предметом поклонения то ли в оскверняемых христианских церквах, то ли в восстановленном для этой цели Иерусалимском храме. Почти все отступятся от веры. Горсть оставшихся верными укроется на Масличной горе (место Гефсиманского сада - последнего приюта Христа). Когда наступит срок, гибель воинства А. Будет совершаться от третьего часа (около девяти часов утра) до вечера, и долина между Масличной горой и Иерусалимом наполнится кровью. По некоторым версиям, А., спасаясь от приближения Христа, поднимется на высокую гору и затем бросится вниз.Лит.

Bousset W., Der Antichrist in der Überlieferung des Judentums, des Neuen Teataments und der alten Kirche, Gott., 1895. Rigaux В. L'Antéchrist et 1'opposition au royaume messianique dans 1'Ancien et Ie Nouveau testament, Gambloux, 1932. Schmid J., Der Antichrist und die hemmende Macht, «Theologische Quartalschrift», 1949, g. 121. Gib1ih Сh. Н., The threat to faith. An exegetical and theological re-examination of 2 Thessalonians 2, Rome, 1967.С. С. Аверинцев. В средневековой литературе образ А. Появляется в связи с изображением эсхатологических картин конца мира и страшного суда. Напр., в немецком стихотворном произведении 9 в. «Муспилли» анонимный автор повествует о битве Илии с А. У французского автора 10 в. Адсо из Туля в прозаическом произведении «Об антихристе» главой христианского мира и главным противником А.

Изображается французский король, в немецкой драме на латинском языке «Действо об антихристе» (12 в.) - германский император. К образу А. Часто обращались в публицистической литературе в условиях острой религиозно-политической борьбы. Напр., во время борьбы 12-13 вв. Германских императоров с римскими папами сторонники императора называли А. Пап (Иннокентия III в особенности), сторонники пап - императора Фридриха II Штауфена (последний изображён в образе А. И в романе немецкого писателя 1-й половины 20 в. П. Виглера «А.»). В эпоху Реформации 16 в. Лютер и протестанты нарекают именем А. Папу как главу католической церкви. К подобной протестантской традиции примыкает латинская драма 16 в. Т. Наогеорга «Паммахий», герой которой (имя его обозначает «разрушитель всего») становится папой благодаря союзу с дьяволом.

В русской публицистической литературе А. Называли патриарха Никона, Петра I, Наполеона.Среди произведений изобразительного искусства - гравюры кон. 15- 16 вв. - к «Всемирной хронике» X. Шеделя, «Кораблю дураков» С. Бранта, гравюры Л. Кранаха Старшего к «Страстям Христа и антихриста» Лютера, где в роли А. Выступает папа.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Антихрист

в христианской мифологии противник Христа, который якобы явится незадолго до «конца мира» и возглавит борьбу против Христа, но в конце концов будет побежден. Раннее христианство заимствовало образ А. Из иудейской мифологии (где мессия должен был выдержать борьбу с антимессией). В Апокалипсисе Иоанна, как доказано историческими исследованиями, образ А. Содержит намёк на римского императора Нерона [54—68]. В средние века представления об А. Нередко оживали во время стихийных бедствий, сильных общ..

Антихрист

АНТИХРИСТ - в христианской мифологии противник Христа, который явится накануне "конца мира" и будет Христом побежден.. ..

Антихрист

Дух, помысливший встать против своего Создателя и за это низвергнутый с небес. Как озлобленный и безумный в гордыне раб восстает против господина, так и дьявол, воплощенный в антихристе, стал против всех Законов Божиих. Ему, по Промыслу Божию, дана временная возможность доказывать Богу свою якобы правоту.В духовном понятии антихрист, как воплощенный сатана, — абсолютное зло. В вещественном же — это особый человек. Св. Иоанн Дамаскин (VII в.) указывает. «Не сам дьявол сделается антихристом, но ро..

Антихрист

АНТИХРИСТ, в христианской мифологии противник Христа, который явится накануне "конца мира" и будет Христом побежден.. ..

Антихрист

Представление об антихристе возникло еще в первые времена христианства как понятие о посланном диаволом лице, которое должно появиться незадолго до второго пришествия Христа на землю и сосредоточить все зло, существующее на земле, для борьбы против христианской церкви. В конце концов этот посланник сатаны будет побежден вновь явившимся на землю Христом. Представление об А. Возникло не на еврейской, а на христианской почве, но прообразы его были и в ветхозаветной церкви, напр. В лице нечестивого ..

Антихрист

Антагонист Христа, узурпирующий его имя или права. В Новом Завете термин "антихрист" встречается только у Иоанна (1 Ин 2:18, 22. 4:3. 2 Ин 7), однако сама идея антихриста присутствует в евангельских упоминаниях о лжехристах (Мф 24:5, 23, 24. Мк 13:21, 22), в упоминании апостола Павла о "человеке греха" и "сыне погибели" (2 Фес 2:3) и в намеках на "зверя" в Апокалипсисе (Откр 11:7. 13. 17:8 слл.). Некоторые исследователи усматривают связь представлений об антихристе с вавилонским мифом о драконе ..

Антихрист

(противник Христа) (1Иоан.2:18 , 19, 22). В обширном смысле под этим именем разумеется всякий, кто не исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим и отвергает Его учение. Таковы все лжеучители, каковых уже много было во времена апостолов (1Иоан.2:8 , 1Иоан.4:1 ,3). Но в собственном и более тесном смысле под именем антихриста разумеется - особое лицо, особенно нечестивый человек, который пред вторым пришествием Господа на землю будет противодействовать Христу и стараться истребить христианство, но вмест..

Антихрист

(греч. Antichristos, от anti - против, и Christos - Христос). 1) лицо, которое, по свящ. Писанию и по откровению св. Иоанна, должно явится незадолго до второго пришествия Христа и сосредоточить в себе все зло, существующее на земле, для борьбы против христианской церкви. 2) употребляется в бранном смысле.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)греч. Antichristos, от anti, против, и Christos, Христос. В священном писании. Тот беззаконный человек..

Антихрист

Безбожник, анчутка. ..

Антихрист

В христианской мифологии противник Христа, который явится накануне "конца мира" и будет Христом побежден.. ..

Антихрист

Ср. Ты враг Христов, антихристов посланник.Некрасов. Кому на Руси. Странники.Ср. Вооружают против меня целые селения, говоря, что я хочу ввести басурманскую веру в России, что я антихрист...И.И. Лажечников. Ледяной дом. 2, 6.Ср. Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Христа, пришедшего во плоти. Такой человек есть обольститель и антихрист.2 Посл. Иоанн. 1, 7;Ср. 1 Посл. Иоанн. 2, 18, 22. 4, 3;Ср. Мат. 24, 24.(αОЅП„ОЇП‡ПЃО№σП„ОїП‚ - против Христа, христианства.). ..

Антихрист

М. Всякий противник Христу. В народе, антий. Собств. Злой дух, ратующий против истины и добра. Он должен явиться пред скончанием мира (века) и открыто совращать благочестивых, налагая на них печать, клеймо. Антиев хлеб, раскольн. Картофель. Прививная оспа - антиева печать, раскольн. Гражданская грамота от антихриста, раскольн. Клеймо на мере и весах - печать антихристова, раскольн. Печать на паспортах - клеймо антихриста, раскольн. Перепись народная от антихриста, для взимания дани с живых и с м..

Антихрист

М.Противник Христа, который - по христианскому вероучению - должен явиться перед "концом света" и "вторым пришествием" Христа.. ..

Антихрист

-а, м. 1. В христианской мифологии. Противник Христа, к-рый должен явиться перед концом света. 2. Употр. Как бранное слово (устар. Прост.).. ..

Антихрист

Антихриста, м. (греч. Antichristos). По христианскому вероучению - главный и последний враг Христа, который якобы явится перед концом мира и будет побежден Христом (церк.). || Бранное слово (простореч. Устар.).. ..

Антихрист

Анти́христ др.-русск., встречается часто. См. Срезн. 1, 25. Из греч. Ἀντίχριστος. См. Фасмер, Гр.-сл. Эт. 32.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Антихрист

АНТИХРИСТ - противник или враг Христа, обманно выдающий себя за него (предлог «анти» в соединении с другими словами обыкновенно имеет смысл «против», но иногда и «вместо»). Впервые слово употреблено в I Послании Иоанна. Это - «человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого богом или святынею, так что в храме божием сядет он, как бог, выдавая себя за бога». Произведением, где подробно повествуется об А., о пришествии его в мир, является «Откровение св. Иоанна..

Антихрист

(против Христа) (1Ин 2.18,22. 4.3. 2Ин 7)-всякий, отвергающий Христа, а также та личность, которая придет в последнее время (1Ин 2.18) для обольщения (обмана) погибающих, о которой, хотя и под другим именем, говорит также ап. Павел во 2Фес 2.3-10 и ап. Иоанн в Откровении в гл. 13, в 17.8 и др. И Сам Господь предостерегал Своих учеников против разных лжехристов (Мф 24.5,23,24. Мк 13.21,22. Лк 17.23).. ..

Антихрист

(1) в христианских моделях миропредставления эсхатологического толка - оппонент, противник Иисуса Христа, лже-Христос. Предполагается, что А. Неизбежно будет побежден после того, как восстанет против Иисуса на исходе мирского времени. Апокалиптическая традиция иудеев в качестве одного из главных субъектов мирового процесса видела противника Мессии. В эпoxy раннего христианства разнообразные влиятельные враги этого вероучения (от Навуходоносора до Домициана и Нерона) трактовались как воплощенный ..

Антихрист

АНТИХРИСТ - в христианских моделях миропредставления эсхатологического толка - оппонент, противник Иисуса Христа, лже-Христос. А. Неизбежно будет побежден после того, как восстанет против Иисуса на исходе мирского времени. Апокалиптическая традиция иудеев в качестве одного из главных субъектов мирового процесса видела противника Мессии. В эпоху раннего христианства разнообразные влиятельные враги этого вероучения (от Навуходоносора до Домициана и Нерона) трактовались как воплощенный А. А. - кари..

Антихрист

(1) в христианских моделях миропредставления эсхатологического толка — оппонент, противник Иисуса Христа, лже-Христос. Предполагается, что А. Неизбежно будет побежден после того, как восстанет против Иисуса на исходе мирского времени. Апокалиптическая традиция иудеев в качестве одного из главных субъектов мирового процесса видела противника Мессии. В эпoxy раннего христианства разнообразные влиятельные враги этого вероучения (от Навуходоносора до Домициана и Нерона) трактовались как воплощенный ..

Антихрист

Антихрист. Слово "А." пять раз встречается в 1-м и 2-м посланиях Иоанна (1Ин 2:18 - дважды. 2:22. 4:3. 2Ин 7). Приставка анти- в греч. Яз. Означает не столько "против", сколько "взамен", "вместо". След., согл. Значению слова, здесь подразумевается некто, присваивающий себе место Христа, а значит, являющийся противником Христа. А. Многократно упоминается в ВЗ и в НЗ под другими име-нованиями. I. АНТИХРИСТ ПОД СВОИМ ИМЕНЕМИоанн подразумевает под А. Как того, кто еще должен явиться до Второго прише..

Антихрист

Фигура из Библейской апокалиптики, особенно нечестивый человек, который перед вторым пришествием Иисуса Христа на землю будет противодействовать Христу и стараться истребить христианство, но вместо того сам погибнет ужасным образом. В обширном смысле под этим именем разумеется всякий, кто не исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим и отвергает Его учение. Кроме того антихристом считается всякий стремящийся занять место Христа, стать вместо Христа, не будучи внутренне последователем Христа.Термин пр..

Антихрист

(противник Христа) (1Иоан.2:18 , 19, 22). В обширном смысле под этим именем разумеется всякий, кто не исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим и отвергает Его учение. Таковы все лжеучители, каковых уже много было во времена апостолов (1Иоан.2:8 , 1Иоан.4:1 ,3). Но в собственном и более тесном смысле под именем антихриста разумеется - особое лицо, особенно нечестивый человек, который пред вторым пришествием Господа на землю будет противодействовать Христу и стараться истребить христианство, но вмест..

Антихрист

(греч.) - противник Христа, который, согласно Откровению Иоанна Богослова, должен появиться для последней борьбы против христиан. Слуга диавола, могущественный и гордый человек, который обманом добьется власти, распространит свое влияние на весь мир и воздвигнет сильные гонения против христиан. Его владычество будет продолжаться три с половиной года, после чего состоится Второе пришествие Христа, уничтожение Антихриста и Страшный суд.. ..

Антихрист

В христианской мифологии противник Христа и Бога, который (согласно Апокалипсису) должен явиться перед концом света, незадолго до второго пришествия Христа, для борьбы с христианской церковью. Он возглавит темные силы, выступающие против Христа, но в ко. ..

Антифат

– сын или внук прорицателя Мелампода. Брат Мантия. Отец Оиклея. Дед Амфиарая.(Источник. «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.). ..

Антифон

(Antiphon, Αντιφών). Талантливый оратор родившийся в Рамнунте, в Аттике, в 480 г. До Р.Х. Он был учителем риторики, и одним из его учеников был Фукидид.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Антоний

(Antonius).1) Марк Антоний, оратор, род. В 143 г. До Р. X. Упоминается Цицероном как один из самых выдающихся ораторов своего времени.2) Кай Антоний, младший сын предыдущего. Он был одним из тайных участников в заговоре Катилины. В 63 г. Сделался консулом. Чтобы не выступать открыто против Катилины, удалился в свою провинцию Македонию, которую беспощадно грабил и опустошал.3) Марк Антоний, триумвир, современник Цезаря, род. Около 83 г. До Р.Х. Отличился во многих сражениях. В 44 г. Он был избран..

Антонин Пий

(Antoninus Pius). Римский император, царствовавший между 138—161 гг. От Р.Х., преемник Адриана, который усыновил его. Сенат назвал его Pius, т. Е. Благочестивым, за его кроткий и благородный характер. Его царствование отличалось спокойствием, благополучием его подданных, немногочисленностью войн и преступлений. Ему наследовал его приемный сын Марк Аврелий, женатый на его дочери Фаустине.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Дополнительный поиск Антихрист Антихрист

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Антихрист" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Антихрист, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 9 символа