Балу
Позднее Баал (общесемит. B'l, букв. «хозяин», «владыка»), Ваал (греч.), в западносемитской мифологии одно из наиболее употребительных прозвищ богов отдельных местностей и общих богов.Наибольшим распространением пользовался культ Б. - бога бури, грома и молний, дождя и связанного с дождём плодородия [именовался также Баал-Хаддад, позднее Хаддад (hdd). Ср. Аккад. Адад]. В Угарите этот бог - главный герой мифов [Алиййану-Б., Алиййан ('al'iyn), «силач»], ему посвящён мифологический цикл. Особый интерес угаритской традиции к нему объясняется, видимо, его ролью бога - покровителя Угарита.Б. - сын Илу и Асират, но одновременно его называют сыном Дагана (см. Дагон. Возможно, Илу считался отцом Б. Как первопредок. По позднему финикийскому преданию, мать Б., одна из наложниц Урана, в данном случае соответствующего, очевидно, Илу, попала к Дагону, уже будучи беременной от Урана).
Имеются упоминания о трёх дочерях Б., являющихся, одновременно, и его жёнами. Падарай [(pdry), очевидно, «жироносная», т. Е. «питательница»], Талай [(tly), «росная», т. Е. Подательница росы] и Арцай [('ars), «земля», богиня земли, возможно, связанная с позднейшим Арцу (см. В ст. Бел) и, вероятно, соответствующая в теогонии Санхонйатона - Филона Гее, супруге Урана (Баалшамела?)]. Сестра и возлюбленная Б. - Анат.Б. Именуется богатырём, сильнейшим из героев, скачущим на облаке, князем [Баал-Зебул (b'l zbl), отсюда библ. Вельзевул], возвышенным. Известны его изображения в облике быка (символ плодородия) или воина, поражающего землю молнией-копьём. Он живёт на горе Цапану («северная», на иврите Цафон, античн. Касиус, соответствует современному Джебель ал-Акра) и является её владыкой (Баал-Цапани, b'l spn).В борьбе богов младшего поколения за власть над миром и богами он фактический властелин вселенной, оттеснивший Илу на задний план.
Владыка земли и плодородия, Б. Вместе с Анат противостоит хтоническим и связанным с морской стихией разрушительным силам и предстаёт как умирающий и воскресающий бог. Главный враг Б. - бог смерти и подземного мира Муту. Согласно мифу, Муту, пожелавший отнять у Б. Власть над миром и богами, требует, чтобы тот явился к нему на пир в подземное царство. Устрашённый, Б. Оказывает Муту почтение и, по-видимому, является к нему, признавая, таким образом, его власть над собой. Впоследствии Б. Гибнет, по-видимому, убитый Муту. Илу, Анат и другие добрые боги оплакивают его. Анат с помощью богини солнца Шапаш находит тело Б. И, совершив оплакивание, погребает его на горе Цапану. Анат обвиняет Асират в том, что та враждебна Б. По настоянию Асират Илу назначает владыкой богов Астара.
Анат требует от Муту вернуть Б. И, получив отказ, уничтожает Муту, разрубает, сжигает, размалывает в муку его тело и рассеивает по полю. Б. Воскресает и возвращает себе власть. Муту появляется на седьмой год после своей гибели и вновь борется с Б. Шапаш угрожает Муту наказанием Илу. Борьба заканчивается победой Б. Схватка между Б. И Муту постоянно возобновляется. Гибель Б. Приводит к увяданию и засухе, а его воскресение влечёт за собой расцвет в природе.Б. Борется и с богом морской стихии Йамму, который требует, чтобы Б. Стал его рабом. Б. Побеждает Йамму, используя в качестве оружия чудесные палицы, сделанные Кусар-и-Хусасом (в другом мифе победительницей Йамму выступает также Анат). Врагами Б. Являются Латану (Левиафан) и другие хищные чудовища.
Известен миф о создании для Б. Дворца (символ власти и могущества). Анат с помощью Асират добивается разрешения Илу на постройку дворца, который строит на горе Цапану Кусар-и-Хусас, покрывая его золотом и серебром. При этом после долгих споров с Б. Он делает во дворце окно (ср. Через окно в дом проникает смерть, Иерем. 9, 21).Сказания о громовержце Б. Известны и по хеттским источникам. Согласно мифу, Асират (Ашерту) пытается соблазнить Б., он, по указанию Илу (Элькунирши), выполняет её желания и унижает её, между ними начинается вражда. В Египте Б. Отождествлялся с Сетом. В мифах, очевидно, палестинского происхождения, он снимает печать, наложенную Гором (Астаром?) на лоно Анат и Астарты. Ра отдаёт их ему в жёны. Рассказывалось о священном соитии Сета и Анат.
По египетским источникам известен также палестинский миф о борьбе Сета и Йамму, посредницей в которой выступает Астарта. Побеждает Сет.Вероятно, Баал-Хаддад (Алиййану-Б.) тождествен более позднему (1-е тыс. До н. Э.) финикийскому Баал-Аддиру [Аддир ('dr), «могучий»]. Почитание Хаддада было широко распространено в Сирии с конца 2-го тыс. До н. Э. Его супругой считалась Атаргатис. В эпоху эллинизма отождествлялся с Зевсом.См. Также статьи Баал-Хаммон, Баалшамеми. Ш. Шифман.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Балу
На нашем сайте Вы найдете значение "Балу" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Балу, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 4 символа