Бальзамирование

152

Мумия стала в наши дни одним из самых ярких символов древнего Египта — бессловесное доказательство материальной победы египтян над разрушительной силой смерти. Искусство бальзамирования, зародившееся еще на заре египетской истории, развивалось одновременно с поиском архитектурной формы первых пирамид, давая удивительную возможность уберечь физическое тело от разложения, законсервировать его, защитить от сил хаоса для существования в вечности, сохранить его, как вместилище Ка. За долгие века совершенствования, это искусство достигло результатов, которые, несмотря на многочисленные исследования в этой области так и не были превзойдены.— В могилах додинастических обитателей долины Нила тело умершего прекрасно сохранялось благодаря сухому, горячему песку пустыни, который впитывал в себя влагу и высушивал останки, терявшие более трех четвертей своего веса.

Постепенно погребальный ритуал усовершенствовался, появились более сложные гробницы, богатый погребальный инвентарь, а само тело стали предохранять от разложения искусственно, обматывая его полотном, пропитанным камедью. Приблизительно со времени правления III династии (2707-2639 гг. До н. Э.) Древнего царства из тела стали вынимать внутренности, способствующие разложению. Кроме того, отныне тело хоронили уже не в скорченном положении, имитирующем позу эмбриона в утробе матери, а вытянутым, лежащим на спине. Позже завернутое в пелены тело начали покрывать слоем штука и расписывать, стараясь отобразить портретные черты умершего. Видя все несовершенство этого метода, египетские бальзамировщики продолжили свой поиск, пока не остановили свой выбор на нечерит — «божественной» природной соде или натроне, который добывался в содовых озерах Вади Натрун, расположенных в западной Дельте, и стал в итоге основным веществом, использовавшимся при изготовлении египетских мумий.

К сожалению, не сохранилось ни одного собственно египетского описания процесса бальзамирования, считавшегося особо священным искусством. Ввиду этого особую значимость приобрела информация, содержащаяся в «Истории» Геродота. Результаты современных исследований говорят, что в общих чертах Геродот, описывая мумификацию, был недалек от истины, однако, судя по некоторым сохранившимся текстам, таким как Магический папирус Ринд, и многочисленным изображениям, процесс мумификации был куда более сложным, чем то, что египтяне позволили увидеть и записать «отцу истории».— Когда в семье кто-то умирал, в дом приглашали бальзамировщиков, которые переносили хат — физическое тело человека в ибу, «место очищения».

Здесь начинался многоэтапный ритуал подготовки умершего к вечному существованию, воспроизводящий в драматической форме элементы легенды об Осирисе. Руководил всеми работами жрец, носивший титул хери сешета — «тот, кто над тайной», изображавший шакалоголового бога Анубиса, повелителя некрополя и господина бальзамирования. Присутствовал при мумификации и херихеб — «тот, кто над свитком» — жрец-чтец, читавший необходимые изречения и заклинания. Под их руководством работали многочисленные уту-жрецы, выполнявшие второстепенные обязанности, такие как пеленание и подготовка необходимого инвентаря.— В ибу тело тщательно очищали при помощи воды и натрона, а затем переносили в уабет уат, «место очищения», где из него вынимали внутренности.

Линию разреза в брюшной полости отмечал жрец, именуемый «писцом», а «потрошитель», изображавший Сетха, убивающего Осириса, с помощью кремневого ножа совершал само вскрытие, за что его с криками и воплями изгоняли из помещения. Приблизительно на шестнадцатый день после смерти тело клали на специальное каменное или деревянное ложе и начинали обрабатывать натроном. Высушенное натроном тело обрабатывалось несколькими видами бальзамировочных смол и масел.— Процесс бальзамирования длился 70 дней, из которых 40 отпускалось на выслушивание тела с помощью натрона. Этот срок между смертью и погребением, или же смертью и возрождением связывался с циклом Сириуса, священной звезды Исиды, которая подобно умирающему и возрождающемуся божеству исчезает с неба, чтобы вновь появиться на нем через 70 дней.

Впрочем, некоторые источники упоминают, что официальная церемония погребения некоторых представителей высшей знати иногда проходила и спустя куда более значительный срок.— Изъятые из тела внутренности промывались, обрабатывались маслами и смолами и, завернутые по отдельности в пелены, клались в четыре сосуда, традиционно называемые канопами. Древнейшим египетским погребением, в котором было обнаружено подобие каноп, стала тайная гробница царицы Хетепхерес I, матери Хуфу (2604-2581 гг. До н. Э.). Изъятые при мумификации внутренности царицы были обильно посыпаны натроном и сложены в алебастровый ящик с четырьмя отделениями. Лишь сердце, согласно уходящей во тьму веков традиции, могло остаться в теле. Изначально плоские, крышки этих сосудов начиная с Первого Переходного периода (2170-2025 гг.

До н. Э.) приобретают форму человеческой головы с портретными чертами умершего, либо изображают четырех «сыновей Хора», духов-охранителей умершего, имеющих головы человека (Имсети), шакала (Кебехсенуфа), сокола (Дуамутефа) и павиана (Хепи). Века спустя, в Новом царстве (1550-1078 гг. До н. Э.) внутренности иногда заворачивали в отдельные пелены и помещали в миниатюрные ковчежцы, в свою очередь клавшиеся в ящик для каноп.— По истечении необходимого срока тело очищали от натрона и переносили в другое помещение, называвшееся пер нефер — «дом красоты». Здесь, для того чтобы в будущем мумия не деформировалась, тело набивали полотном, пропитанным маслами и смолами, натроном, луком и перцем, илом и некоторыми другими материалами.

Кожу умащали вином, молоком, маслом, воском, благовониями и опять же натроном, а разрез на брюшной полости «запечатывали» с помощью восковой или металлической пластины, украшенной магическими символами, защищающими умершего. С помощью трав и полотна всему телу и, в частности, лицу придавался облик живого человека, для чего также иногда в глазницы вставлялись искусственные глаза, выполненные из стекла и камня. В завершение все тело покрывалось тонким слоем горячей жидкой смолы, окрашивалось красной или желтой охрой или, как это было популярно в греко-римское время, украшалось листочками тонкой золотой фольги.— В течение последних пятнадцати дней мумификации, тело аккуратно заворачивалось в огромное количество льняного полотна.

В большинстве случаев, ткань, использовавшаяся для пеленания, разрезалась на полосы шириной 10-15 см и длиной вплоть до нескольких десятков метров. Прежде всего, пеленами фиксировалось положение головы, и закреплялась нижняя челюсть. Затем отдельными отрезами полотна обматывались пальцы на руках и ногах, а также половой орган у мужчин, часто закреплявшийся в итифаллическом положении. Затем пеленались руки и ноги, торс. На каждый слой ткани, пропитанный камедью и скрепленный специальными повязками, клались необходимые в этом случае амулеты и ювелирные украшения. В завершение процесса все тело с головы до ног еще раз обматывалось слоем ткани и покрывалось единой большой пеленой, закрепленной восемью специальными повязками, в Позднее время иногда украшенной сеткой из фаянсовых бус и амулетов.

В Восточном институте Дюрхема, Лувре и Каирском музее сохранились папирусы с изречениями, которые должны были произноситься над телом во время его пеленания, свидетельствующие, что и эта часть бальзамирования на самом деле проходила в виде драматического ритуала.— С эпохи Среднего царства голова и грудь мумии стали закрывать погребальной маской. Маски обычно изготавливались из картонажа — склеенных в несколько слоев папируса и тканей, покрытых штуком, ярко расписанного и иногда позолоченного. Царская маска делалась из золота или серебра и была инкрустирована драгоценными и полудрагоценными камнями, стеклянной пастой. Освященному процессом бальзамирования телу, называющемуся отныне сах, стремились придать облик Осириса, чтобы отождествить умершего с возродившимся богом, победившим смерть.БиблиографияЯ.

Липинская, М. Марциняк «Мифология Древнего Египта». — М., 1983.В. В. Солкин «Египет. Вселенная фараонов». — М., 2001.Ch. El Mahdy «Mummies, Myth and Magic in Ancient Egypt». — London, 1995.A. Dodson , S. Ikram «The Mummy in Ancient Egypt». «Equipping the Dead for Eternity». — Cairo, 1998.J. Harris , E. F. Wente «An X-ray atlas of the royal mummies». — Chicago, 1980.L. Troy «Creating a god. The mummification ritual». // BACE 4 (1993)© В. В. Солкин(Источник. «Древнеегипетский словарь-справочник».).

Значения в других словарях
Бальзамирование

(от Бальзамы, термин «Б.» связан с тем, что в древности для Б. Трупов применялись благовонные вещества и смолы) комплекс мероприятий, направленных на предохранение трупа от разложения. Для Б. Все ткани тела пропитывают антисептическими и консервирующими растворами, препятствующими деятельности гнилостных микроорганизмов и блокирующими процессы аутолиза (самопереваривания) тканей. Б. Производится для учебных, научных, судебно-медицинских целей, а также для сохранения тел выдающихся людей. Б. Осущ..

Бальзамирование

БАЛЬЗАМИРОВАНИЕ - пропитывание тканей трупа веществами, препятствующими их разложению. В Др. Египте и других странах Востока для бальзамирования применяли бальзамы (отсюда название).. ..

Бальзамирование

БАЛЬЗАМИРОВАНИЕ, пропитывание тканей трупа антисептическими веществами, препятствующими их разложению. В Древнем Египте и других странах Востока для бальзамирования применяли бальзамы> (отсюда название).. ..

Бальзамирование

Способы предохранения трупов от разложения и гниения. Для этого мягкие части трупа обрабатывают веществами, предотвращающими гниение, или так называемыми антисептическими веществами. Подобного рода бальзамирование было известно уже ассириянам, мидянам и персам, но наибольшего совершенства в искусстве Б. Достигли древние египтяне, у которых все трупы людей и даже многие животные подвергались бальзамированию. Египетский метод бальзамирования был описан Диодором, но его описание во многих частях ст..

Бальзамирование

-я, ср.. ..

Бальзамирование

(этим. См. Бальзам). Предохранять труп от разложения и гниения, пропитывая и наполняя его ароматическими и противогнилостными веществами.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)искусство предохранять трупы от гниения, посредством обработки их противогнилостными веществами (карболовая кисл., сулема и др.).(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)от слова бальзам. Наполнение трупа разными веществ..

Бальзамирование

Сущ., кол-во синонимов. (3). ..

Бальзамирование

Ср.Процесс действия по знач. Несов. Глаг. Бальзамировать.. ..

Бальзамирование

— пропитывание тканей трупа специальным раствором, препятствующим их разложению. В Древнем Египте и других странах Востока для Б. Применяли бальзамы (отсюда и название).. ..

Бальзамирование

(Быт.50:2 , 26). Искусство бальзамирования известно было с самых древних времен. Евреи заимствовали бальзамирование от Египтян. Так как ежегодное разлитие Нила держало в течение двух месяцев поверхность земли под водою, по этому Египтяне изобрели самые лучшие способы для предохранения тел умерших от гниения. Другие думали, что бальзамирование употреблялось по верованиям Египтян с целию сохранить тело усопшего, как последнее жилище души, после того как та совершила многоразличные переселения из о..

Балу

Позднее Баал (общесемит. B'l, букв. «хозяин», «владыка»), Ваал (греч.), в западносемитской мифологии одно из наиболее употребительных прозвищ богов отдельных местностей и общих богов.Наибольшим распространением пользовался культ Б. - бога бури, грома и молний, дождя и связанного с дождём плодородия [именовался также Баал-Хаддад, позднее Хаддад (hdd). Ср. Аккад. Адад]. В Угарите этот бог - главный герой мифов [Алиййану-Б., Алиййан ('al'iyn), «силач»], ему посвящён мифологический цикл. Особый инте..

Бальдр

(др.-исл. Baldr, «господин»), в скандинавской мифологии юный бог из асов. Б. - любимый сын Одина и Фригг, брат Хермода, муж Нанны, отец Форсети. Б. Прекрасен, светел, благостен. Его ресницы сравнивают с белоснежными растениями. Он живёт в Асгарде, в чертоге Брейдаблик, где не допускаются дурные поступки. Б. Называют мудрым и смелым, однако фактически он является пассивным, страдающим божеством, по-видимому, культовой жертвой.Отчётливых следов мифа о Б. У континентальных германцев нет. Попытка не..

Бамбара Мифология

Комплекс мифологических представлений бамбара (самоназвание - банмана или бамана), одного из крупнейших народов языковой группы манде, населяющего юго-западный район Мали.Б. М. Типологически близка догонов мифологии. Мифологические системы обоих народов можно назвать «вторичной» мифологией, в созданиикоторой значительная роль принадлежала жрецам. Это сходство обусловлено, по-видимому, генетическим родством бамбара и догонов (в их генеалогических мифах фигурирует одна и та же прародина - Страна м..

Бан Бенвикский

Одно из имен, под которым Бран Благословенный упоминается в "Смерти Артура" Мэлори (см. Глава 25).(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Дополнительный поиск Бальзамирование Бальзамирование

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бальзамирование" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бальзамирование, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 15 символа