Бальдр

288

(др.-исл. Baldr, «господин»), в скандинавской мифологии юный бог из асов. Б. - любимый сын Одина и Фригг, брат Хермода, муж Нанны, отец Форсети. Б. Прекрасен, светел, благостен. Его ресницы сравнивают с белоснежными растениями. Он живёт в Асгарде, в чертоге Брейдаблик, где не допускаются дурные поступки. Б. Называют мудрым и смелым, однако фактически он является пассивным, страдающим божеством, по-видимому, культовой жертвой.Отчётливых следов мифа о Б. У континентальных германцев нет. Попытка немецкого учёного Ф. Генцмера усмотреть намёки на миф о Б. В т. Н. Втором мерзебургском заклинании недоказательна. Имеется гипотеза немецкого исследователя О. Хёфлера об изображении Б. В южноскандинавских наскальных рисунках эпохи бронзы. Однако явно отражённый в скандинавском мифе о Б.

Обычай сожжения мертвеца в ладье относится к позднему железному веку.Миф о Б. В основном известен по «Прорицанию вёльвы» («Старшая Эдда») и особенно по стихотворению эддического стиля «Сны Бальдра» (иначе - «Песнь о Вегтаме»), включаемому как дополнительная песнь в «Старшую Эдду», а также по «Младшей Эдде», где имеется связный прозаический рассказ о Б. Согласно мифу, юному Б. Стали сниться зловещие сны, предвещавшие угрозу для его жизни. Узнав об этом, боги собираются на совет и решают оградить Б. От всяких опасностей. Один отправляется в хель (царство мёртвых) узнать судьбу Б. От вёльвы (провидицы). Пробуждённая Одином от смертного сна вёльва предсказывает, что Б. Умрёт от руки слепого бога Хёда. Фригг взяла клятву со всех вещей и существ - с огня и воды, железа и других металлов, камней, земли, деревьев, болезней, зверей, птиц, яда змей, - что они не принесут вреда Б.

Клятвы она не взяла только с ничтожного побега омелы. Однажды, когда боги забавлялись стрельбой в ставшего неуязвимым Б., злокозненный Локи (выведавший хитростью у Фригг, что омела клятвы не давала) подсовывает прут из омелы слепому богу Хёду, и тот убивает Б. («Младшая Эдда»). «Прорицание вёльвы» также сообщает о том, что Хёд убил Б. Прутом из омелы, но умалчивает о роли Локи (только упоминание о последовавшем за этим наказании Локи богами указывает, по-видимому, на то, что роль Локи в убийстве Б. Известна и этому источнику). Боги поднимают тело Б., переносят к морю и кладут на ладью, называвшуюся Хрингхорни (её удаётся столкнуть в воду только великанше Хюрроккин). Б. Сожжён в ладье. В «Речах Вафтруднира» из «Старшей Эдды» упоминается ещё о тайном слове, которое Один сказал на ухо своему мёртвому сыну Б., когда тот лежал на костре.

Нанна умирает от горя, и её кладут в погребальный костёр Б., так же как и коня Б., и золотое кольцо Одина Драупнир.Вали («однодневный» сын Одина и Ринд) мстит Хёду за убийство Б. («Прорицание вёльвы», «Сын Бальдра»), а Хермод, брат Б., отправляется на коне Одина Слейпнире в царство мёртвых (хель) с целью освобождения Б. («Младшая Эдда»). Хозяйка Хель согласна отпустить Б., но при условии, что всё живое и мёртвое в мире будет его оплакивать. Плачут все, кроме великанши Тёкк, обличье которой принял тот же Локи, и Б. Остаётся в хель. Боги наказывают Локи, виновника гибели Б.Миф о смерти Б. Является своеобразным введением к скандинавскому эсхатологическому циклу - смерть его служит как бы предвестием гибели богов и всего мира (см.

Рагнарёк). В обновлённом мире, который возникнет после гибели старого, вернувшийся к жизни Б. Примиряется со своим убийцей Хёдом, тоже ожившим ("Прорицание вёльвы ").Своеобразный отголосок мифа о Б. В форме героического сказания имеется в «Деяниях датчан» Саксона Грамматика. У него Б. (Balderus) - полубог. Увидев во время купания Нанну - сводную сестру Хёда (Hotherus), Б. Влюбляется в неё. Хёд сам любит Нанну и женится на ней, но Б. Преследует его. Чтобы убить Б., Хёд достаёт меч Мимминг и, по совету лесной девы, чудесную пищу из змеиного яда и пояс, дающий победу. Хёд смертельно ранит Б. Его хоронят в холме. Предсказатель финн пророчит Одину, что за Б. Отмстит сын богини Ринд, которого она родит от Одина. Пророчество сбывается.Учёные-мифологи 19 в.

Видели в Б. Солнечного бога, борющегося с тьмой. Немецкие филологи Г. Неккель, Ф. Р. Шредер, Г. Хемпель и некоторые другие находили в мифе о Б. Точки соприкосновения со скандинавскими ваническими культами плодородия (см. Ваны) и косвенное воздействие восточных мистериальных культов «умирающего и воскресающего» бога растительности (Таммуза, Диониса, Адониса и особенно Аттиса), а норвежец С. Бугге - варварское отражение мифа о Христе. В соответствии с теорией Дж. Фрейзера о царе-маге, периодически умерщвляемом или выставляющем вместо себя жертву-заместителя (ритуал обновления королевской власти), Б. X. Кауфман, а позднее О. Хёфлер видели в Б. Королевскую жертву. Хёфлер аналогичную Б. Жертву видел и в образе Хельги. Голландский германист Ян де Фрис (связывавший Б., как и названные выше авторы, с мифологией Одина) видел здесь миф о появлении смерти как первого жертвоприношения и отражение возникновения обычая сжигания трупов, а также известное отражение воинских инициации.

Хёда он считает ипостасью Одина, а убийство Б. - жертвоприношением Одину. В новейшее время ритуальный характер драмы Б. Аргументировали французский мифолог Ж. Дюмезиль и шведский филолог Ф. Стрём, в то время как шведская исследовательница А. Б. Рут рассматривает миф о Б. Как конгломерат различных мотивов, сложившийся частично под влиянием ирландской традиции, знающей мотивы слепого убийцы, гибельного оружия из магического растения, несчастного выстрела (убийство Лугом своего деда Балора и др.). Вслед за немецким учёным фон дер Лайеном и финским филологом К. Кроном Рут допускает также воздействие еврейской талмудической легенды о кочерыжке (Иисуса не могут повесить, т. К. Он заговорил все деревья. Иуда указывает на огромный капустный стебель).Нельзя полностью исключить связи мифа о Б.

С культами плодородия и древневосточными мифами, а тем более христианских влияний. Однако, в отличие от ванов, Б. Несомненно относится к мифологии Одина. В своей основе миф о Б. Скорее всего представляет собой миф о первой смерти, осложнённый мотивами воинских инициаций (характерны имена. Baldr - господин, Hoðr - боец, Hermoðr - мужественный). Возможно, что Хёд - «убийца рукой» (handbani) Бальдра - ипостась самого Одина. В известном смысле и Локи - его «убийца советом» (raðbani) также является «двойником» Одина. Весьма существенное отличие истории Б. От других сюжетов скандинавской мифологии, получивших повествовательную разработку, заключается в том, что здесь изображается не борьба с внешними силами, а драматическая коллизия внутри общины асов.

Это связано и с культовыми корнями сказания о Б., и с тем, что оно включилось в традицию скандинавского мифологического эпоса на более позднем, чем другие сюжеты, этапе.Лит. Neckel G„ Die Überlieferungen vom Gotte Balder, Dortmund, 1920. Kauffmann B. Н., Balder. Mythus und Saga, Stockholm, 1902. Schröder F. R., Germanentum und Hellenismus, Heidelberg, 1924. Hempel H„ Hellenistisch-orlentalisches Lehngut In der germanischen Religion, «Germanisch-romaniache Monatschrift», 1928, Bd 16, Н. 5-6. Höfler О., Germanisches Sakralkönigtum, Tübingen, 1952;Vries Ian de, Der Mythos von Balders Tod. «Arkiv för nordisk filologi., 1955, v. 70.E. М. Мелетинский.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Бальдр

в скандинавской мифологии бог, сын верховного божества Одина. Согласно мифам, погиб от стрелы из омелы, пущенной слепым богом Хёдом (в некоторых вариантах по наущению злокозненного Локи), смерть Б. Предшествовала гибели богов и всего мира. В обновленном мире Б. Оживает. Миф о Б. Перекликается с мифами других народов об умирающих и воскресающих богах. ..

Бальдр

БАЛЬДР (др.-исл. Господин) - в скандинавской мифологии один из богов-асов, юный и прекрасный бог весны, сын Одина и Фригг. Связный прозаический рассказ о Бальдре содержится в "Младшей Эдде". В эддической поэзии ему посвящено стихотворение "Сны Бальдра". Миф о смерти Бальдра связан с эсхатологическими представлениями о гибели богов и всего мира.. ..

Бальдр

Скандинавский бог летнего солнца, сын верховного бога Одина и его супруги Фригг. Бальдр - один из самых красивых и добрых скандинавских богов, герой бесчисленных легенд, большинство которых связано со смертью. Младшая Эдда (ок. 1230) повествует, как Бальдр испугал свою мать рассказом, что видел во сне собственную смерть. Чтобы защитить сына, Фригг взяла клятву со всех вещей и существ, что они не причинят вреда Браги. Не взяла она клятву только с ничтожной омелы. Коварный Локи проведал об этом уп..

Бальдр

Сущ., кол-во синонимов. (2). ..

Балтийская Мифология

Систе-ма мифологических представлений древних балтийских (балтских) племён. Общебалтийская мифологическая система не сохранилась, но в некоторых случаях она реконструируется на основе мифологических систем отдельных балтийских племён. Западных - пруссов, ятвягов и др., и восточных - жемайтов и аукштайтов (литовцев), латышей и др. На рубеже 1-го и 2-го тыс. Н. Э. Балтийские племена занимали территорию к югу и востоку от Балтийского моря, соседствуя со славянами и прибалтийскими финнами. Самые ран..

Балу

Позднее Баал (общесемит. B'l, букв. «хозяин», «владыка»), Ваал (греч.), в западносемитской мифологии одно из наиболее употребительных прозвищ богов отдельных местностей и общих богов.Наибольшим распространением пользовался культ Б. - бога бури, грома и молний, дождя и связанного с дождём плодородия [именовался также Баал-Хаддад, позднее Хаддад (hdd). Ср. Аккад. Адад]. В Угарите этот бог - главный герой мифов [Алиййану-Б., Алиййан ('al'iyn), «силач»], ему посвящён мифологический цикл. Особый инте..

Бальзамирование

Мумия стала в наши дни одним из самых ярких символов древнего Египта — бессловесное доказательство материальной победы египтян над разрушительной силой смерти. Искусство бальзамирования, зародившееся еще на заре египетской истории, развивалось одновременно с поиском архитектурной формы первых пирамид, давая удивительную возможность уберечь физическое тело от разложения, законсервировать его, защитить от сил хаоса для существования в вечности, сохранить его, как вместилище Ка. За долгие века сове..

Бамбара Мифология

Комплекс мифологических представлений бамбара (самоназвание - банмана или бамана), одного из крупнейших народов языковой группы манде, населяющего юго-западный район Мали.Б. М. Типологически близка догонов мифологии. Мифологические системы обоих народов можно назвать «вторичной» мифологией, в созданиикоторой значительная роль принадлежала жрецам. Это сходство обусловлено, по-видимому, генетическим родством бамбара и догонов (в их генеалогических мифах фигурирует одна и та же прародина - Страна м..

Дополнительный поиск Бальдр Бальдр

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бальдр" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бальдр, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 6 символа