Вайю

258

(авест.), в иранской мифологии божество ветра. Представление о В. Восходит к эпохе индо-иранской общности (ср. Др.-инд. Ваю). В «Младшей Авесте» В. Посвящён гимн («Яшт» XV). Многократно упоминается в других разделах «Авесты» и, возможно, однажды в «Гатах» (53, 6), где В. Изображён отрицательным персонажем. Это может быть следствием изначальной амбивалентности В. Он имел две ипостаси - добрую и дурную. В. Оказывает помощь иранским богатырям и отказывает в ней Ажи-Дахаке. В. - грозное божество, посредник между небом и землёй, добром и злом. У многих иранских племён он был покровителем военного сословия. «Авеста» рисует его могучим воином. В. Реет высоко в небесах и состоит в особой связи с течением времени («Видевдат» 19, 13). Он выше всех сотворённых существ («Ясна» 25, 5).

По «Ясне Семи глав» (42, 3), его создал сам Мазда (Ахурамазда), хотя представления о В. Несравненно древнее мифов о зороастрийском верховном божестве.С другой стороны, выдвигались гипотезы о моделировании дуалистически противопоставленных зороастрийских персонажей, напр. Спента-Майнью и Ангро-Майнью - «святого духа» и «злого духа» - по образцу В. В пехлевийской литературе упоминается добрый В. И злой В. Архаичная традиция противопоставления злого, северного ветра утреннему, весеннему сохраняется в иранской классической поэзии (на фарси).Лит. Wikander S., Vayu, Uppsala - Lpz., 1941.Л. А. Лелеков.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Вайю

- в мифах древних иранцев божество ветра. Вайю реет высоко в небесах и выше всех сотворённых существ, которых создал сам бог Мазда (Ахурамазда). Вайю считался покровителем военного сословия.. ..

Вайтарани

(др.-инд. Valtarani, «переносящая», «переправляющая»), в индуистской мифологии река, протекающая в царстве бога смерти Ямы или, по другим описаниям, разделяющая мир живых и мир мёртвых (ср. Греч. Стикс). Пураны описывают её как бурный и зловонный поток, полный крови, костей, волос и разной нечисти. Преодолеть её человек может, только держась за хвост коровы, которую он при жизни подарил брахману. Купание в В. - одно из мучений для грешников в царстве Ямы. «Махабхарата" (I 158, 19) отождествляет ..

Вайшун

Шинун Вайшун, в мифологии качинов Бирмы (тибето-бирманская группа) одно из высших существ. В его образе есть черты создателя мира, но чтится он как дух - хранитель местности, божество земли, и в этом случае называется Канат. В. Считается духом, существовавшим ещё до создания мира. Остальные духи (Читон - дух леса, Мушанг - дух небес, Мбон - дух ветра, Ваун - дух-земледелец, Ян - дух солнца, Шитта - дух луны) - его порождения. В одном из вариантов мифа у В. И его жены Чанум родился сын Нгаунва Ма..

Вакан

Ваконда, вакан танка (возможный перевод. «великая тайна»), в мифологии индейцев сиу мистическая животворная сила, присущая предметам живой и неживой природы. Она может быть утрачена и приобретена. В. Придаёт равноценность, равнозначность всем предметам, т. К. Они являются В. И порождают его формы. В. Осмысливается и как четыре стороны света. Воплощается В. В иерархии нескольких классов духов. Под влиянием христианства В. Стал персонифицироваться. Персонифицируется в облике четырёх божеств. Иньян..

Вакиньян

(«крылатые»), в мифологии индейцев сиу духи, олицетворяющие огонь, гром и молнию. Для В. Характерна ассоциативная связь с камнем, красным цветом и востоком. В. Приносят с собой грозы и бури. Согласно мифам, с ними связана птица грома - Вокеон, персонифицированная грозовая туча, покровительница воинов, которая находится в постоянной вражде с Уинктехи - духом (духами) воды.л. В(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Дополнительный поиск Вайю Вайю

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вайю" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вайю, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 4 символа