Вишвакарман

131

(др.-инд. Visvakarman-, букв. «творец всего»), в ведийской и индуистской мифологии божественный творец вселенной, созидатель, поэт. В «Ригведе» ему посвящено два гимна в Х мандале (81, 82). Существенно, что как эпитет слово «В.» в «Ригведе» относится по разу к Индре (VIII 87, 2) и к Сурье (X 170, 4), а в «Ваджасанейи-самхите» к Праджапати (XII 61), с которым В. В ряде случаев отождествляется (АВ IV 8, 18. Шат.-бр. VII 4, 2, 5. VIII 2, 3, 13. Майтр.-самх. I 3, 34 и др.). Также устанавливаются и связи В. С Тваштаром. В. Всевидящ (он смотрит во все стороны), упоминаются его лицо, руки, ноги, крылья. Он мудрец, жрец, «наш отец», повелитель речи (Вачаспати), «единственный установитель имён богов» (РВ Х 82, 3. АВ II 1, 3. Как и Брихаспати).

Он вообще устроитель и распорядитель, обладающий быстрой мыслью, знанием всех мест и всех существ, благосклонностью. В. Выступает как ваятель, плотник, кузнец. Он создаёт землю и раскрывает небо. Чтобы сотворить мир, В. Приносит самого себя в жертву. В пуранах и эпосе В. Связан с рядом сюжетов, но его функция творца при этом суживается до роли искусного строителя, мастера. Так, он строит для демонов-ракшасов город Ланка («Рамаяна»), дворец для бога богатства Куберы и для Варуны (в мифе о хранителях мира), создаёт прекрасную деву (сказание о Сунде и Упасунде), отдаёт Кали топор, перстни и ожерелья. Делает летающую колесницу «Пушпака» для Куберы, гирлянду для Сканды (Мбх. III), оружие и т. П. В. Обрастает и родственными связями.

Он сын Прабхасы (и внук Дхармы) от Йогасиддхи. У него дочь Санджия (замужем за Сурьей) и сын Нала, обезьяний вожак и строитель. Иногда отцом В. Называется Брахма.Лит. Невелева С. Л., Мифология древнеиндийского эпоса, М., 1975, с. 93-95. Иванов В. В., Древнеиндийский миф об установлении имен и его параллель в греческой традиции, в кн. Индия в древности, М., 1964, с. 85-94. Michalski S. F., Hymnes philosophiques du Rgveda, в кн. История и культура древней Индии, М., 1963, с. 207-16. Bhattacharji S., The Indian theogony, Camb., 1970, p. 320-26.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Вишвакарман

ВИШВАКАРМАН - в ведийской и индуистской мифологии бог-творец, всевидящий и всезнающий, божественный мастер и строитель.. ..

Вишвакарман

(Vicvakarman — творец вселенной. Vicva — весь, корень kar — делать) — имя ведийского божества, порожденного стремлением индусов к монотеизму. Эти монотеистические стремления наблюдаются в более поздних частях Ригведы, например, в десятой ее книге, где находится несколько гимнов, обращенных к Вишвакарману (гимны 81, 82, 121, 129 и друг.). Стремления политеистические, однако, взяли верх, и индусы никогда не могли выработать себе представление об одном верховном существе (ср. A. Barth, "Les Religio..

Вишвакарман

В ведийской и индуистской мифологии бог-творец, всевидящий и всезнающий, божественный мастер и строитель.. ..

Вишвакарман

(Всесоздатель) - в Ведах - эпитет нескольких богов, к-рым приписывается космогонич. Функция, но преимущественно - Праджапати (см. ВЕДЫ), позднее - Брахмы. В послеведийской мифологии выделяется как самостоят, образ, сын Брахмы, божественный мастер и зодчий, наследующий функции ведийского Тваштара.В. Эрман . ..

Вителлий

(Vitelius). Римский император, известный своим обжорством и разнузданной жизнью (69 г. От Р. X.), преемник Отгона.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Вишапы

В армянской мифологии драконы, хтонические существа. Выступают в зооморфном (чаще всего - в виде змеи) или антропоморфном облике, персонифицируют грозовую бурю, смерч или грозовые облака.Согласно мифам, большой В. Поглощает солнце, отчего происходит затмение. В. Живут в высоких горах, в больших озёрах, на небе, в облаках. Поднимаясь на небо или спускаясь вниз, особенно на озёра, производят грохот, сметают всё на своём пути. Доживший до тысячи лет В. Может поглотить весь мир. Часто во время грозы..

Вишвамитра

(др.-инд. Viçvâmitra, букв. «друг всех»), в ведийской и индуистской мифологии мудрец, который был рождён кшатрием, но своими аскетическими подвигами добился положения брахмана и стал одним из семи божественных риши. В. И его потомкам приписываются гимны третьей мандалы «Ригведы». Согласно одному из этих гимнов, он был сыном царя Кушики и перевёл войско бхаратов через реки Випаш и Шутудри, которые по его повелению опустили перед ним свои воды (РВ III 33. Ср. 53, 9). В более поздней традиции В. Сч..

Вишварупа

[др.-инд. Viœárûpa, «обладающий (принимающий) всеми формами»], в ведийской и индуистской мифологии трёхголовое существо демонической природы, сын Тваштара, похитивший коров и за это поражённый Тритой и Индрой (РВ Х 8, 8-9) или плотником (версия «Махабхараты»). Иногда В. Называют Триширас («трёхголовый») или по имени отца Тваштар. В. Богат скотом и лошадьми. Он - пурохита (жрец) богов, хотя и принадлежит к асурам (Тайтт.-самх. II 5, 1, 1). Более подробно говорится о В. В эпосе, где он иногда иден..

Дополнительный поиск Вишвакарман Вишвакарман

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вишвакарман" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вишвакарман, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 11 символа