Вишвамитра

164

(др.-инд. Viçvâmitra, букв. «друг всех»), в ведийской и индуистской мифологии мудрец, который был рождён кшатрием, но своими аскетическими подвигами добился положения брахмана и стал одним из семи божественных риши. В. И его потомкам приписываются гимны третьей мандалы «Ригведы». Согласно одному из этих гимнов, он был сыном царя Кушики и перевёл войско бхаратов через реки Випаш и Шутудри, которые по его повелению опустили перед ним свои воды (РВ III 33. Ср. 53, 9). В более поздней традиции В. Считался царём страны Каньякубджи. Наиболее известные мифы о В. Связаны с историей его борьбы против брахмана Васиштхи и отражают, по мнению исследователей, соперничество между брахманами и кшатриями в Древней Индии. По одному из этих мифов, В.

Попросил у Васиштхи уступить ему Сурабхи, «корову желаний», и предложил ему за неё своё царство. Васиштха отказался, и тогда В. Попытался увести корову силой. Однако Сурабхи произвела на свет могучих воинов, которые разогнали войско В. Убедившись в превосходстве брахманов, В. Оставил царство и предался суровой аскезе, чтобы достичь их могущества (Мбх. I 165). По другому мифу, боги послали к В. Апсару Менаку, с тем чтобы своей любовью она отвлекла его от подвижничества. Сначала ей это удалось, и от союза В. И Менаки родилась Шакунтала. Но затем В. Преодолел искушение, прогнал Менаку и продолжил свою аскезу (Мбх. I 66. Рам. I 63). Соблазнить В. Пыталась и апсара Рамбха, но он её проклял, обратив на тысячу лет в камень (Рам. I 64).

Сила подвижничества В. Была такова, что царя Тришанку, врага Васиштхи, он живым поднял в небо, а затем превратил в одну из звёзд созвездия Южного Креста. В конце концов брахманское достоинство В. Было признано не только богами, но и самим Васиштхой. В. Имел сто одного сына, но, кроме них, он принял в свою семью отважного и мудрого Шунахшепу и провозгласил его «старшим среди своих сыновей». Пятьдесят младших сыновей В. Согласились с решением отца, но пятьдесят старших - вознегодовали, и В. Проклял их, указав, что их потомками станут андхры, пундары и шабары (т. Е. Неарийские племена), проживающие на окраине мира (Айт.-бр. VII 18). В. - один из героев «Рамаяны», и его обитель, по эпическому рассказу, находится у слияния рек Сараю и Ганги (Рам.

I 23). Лит. Карadiа В. Н., Visvamitra in the vedic, epic and the puranic literature, Vidyanagar, 1972.П. А. Гринцер.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Вишвамитра

ВИШВАМИТРА - один из ведийских мудрецов-риши, противник Васиштхи, отец Шакунталы.. ..

Вишвамитра

(Viçvâmitra) — один из семи ведийских мудрецов, мифический автор третьей книги ("Mandalam") Ригведы и глава жреческого рода Вайшвамитра. Он происходил из царской касты (Кшатрия) и должен был выдержать жестокую борьбу с исключительностью брахманов, не желавших допустить его в свою среду. Такова, вероятно, фактическая подкладка различных легендарных сказаний о борьбе Вишвамитры с Васиштой (см. Это имя). О борьбе этой упоминается уже в Ригведе. В позднейшем эпосе она представлена в фантастических о..

Вишвамитра

Один из ведийских мудрецов-риши, противник Васиштхи, отец Шакунталы.. ..

Вишвамитра

Ведийский мудрец-риши (ему и его потомкам приписывается создание 3-й мандалы "Ригведы"). По рождению - кшатрий, подвижничеством добившийся статуса брахмана и ставший одним из семи великих риши (саптариши). Наставник-гуру Рамы в "Рамаяне", он известен своей враждой и соперничеством с другим, знаменитым начиная с "Ригведы", риши - Васиштхой.С. Невелева . ..

Вишапы

В армянской мифологии драконы, хтонические существа. Выступают в зооморфном (чаще всего - в виде змеи) или антропоморфном облике, персонифицируют грозовую бурю, смерч или грозовые облака.Согласно мифам, большой В. Поглощает солнце, отчего происходит затмение. В. Живут в высоких горах, в больших озёрах, на небе, в облаках. Поднимаясь на небо или спускаясь вниз, особенно на озёра, производят грохот, сметают всё на своём пути. Доживший до тысячи лет В. Может поглотить весь мир. Часто во время грозы..

Вишвакарман

(др.-инд. Visvakarman-, букв. «творец всего»), в ведийской и индуистской мифологии божественный творец вселенной, созидатель, поэт. В «Ригведе» ему посвящено два гимна в Х мандале (81, 82). Существенно, что как эпитет слово «В.» в «Ригведе» относится по разу к Индре (VIII 87, 2) и к Сурье (X 170, 4), а в «Ваджасанейи-самхите» к Праджапати (XII 61), с которым В. В ряде случаев отождествляется (АВ IV 8, 18. Шат.-бр. VII 4, 2, 5. VIII 2, 3, 13. Майтр.-самх. I 3, 34 и др.). Также устанавливаются и с..

Вишварупа

[др.-инд. Viœárûpa, «обладающий (принимающий) всеми формами»], в ведийской и индуистской мифологии трёхголовое существо демонической природы, сын Тваштара, похитивший коров и за это поражённый Тритой и Индрой (РВ Х 8, 8-9) или плотником (версия «Махабхараты»). Иногда В. Называют Триширас («трёхголовый») или по имени отца Тваштар. В. Богат скотом и лошадьми. Он - пурохита (жрец) богов, хотя и принадлежит к асурам (Тайтт.-самх. II 5, 1, 1). Более подробно говорится о В. В эпосе, где он иногда иден..

Вишведева

(др.-инд. Viœvedevâh, букв. «все боги»), в древнеиндийской мифологии особый вид объединения богов (включая иногда и низших), в пределе совпадающий со всем пантеоном. От групповых божеств или классов богов В. Отличается отсутствием единых, общих для всех характеристик. В «Ригведе» В. Восхваляются более чем в 40 гимнах. Особенно часто появляются они в поздней, Х мандале. К В. Обращаются обычно при приглашении их к жертвоприношению, которое, собственно, и вызывает к жизни такое объединение разных б..

Дополнительный поиск Вишвамитра Вишвамитра

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вишвамитра" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вишвамитра, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 10 символа