Время Мифическое

156

В мифологии «начальное», «раннее», «первое» время, «правремя» (нем. Ur-Zeit), предшествующее эмпирическому (историческому) «профанному» времени. Во В. М. Первопредками (тотемными, племенными) - демиургами - культурными героями были созданы нынешнее состояние мира - рельеф, небесные светила, животные и растения. Образцы (парадигмы) и санкции социального поведения - хозяйственного, религиозно-ритуального и т. Д. В. М. - это время первопредметов, перводействий и первотворения, оно отражено прежде всего в мифах творения - космогонических, антропогонических, этиологических. В дихотомии «начальное сакральное время/эмпирическое время» именно В. М. Представляется сферой первопричин последующих действительных эмпирических событий.

В силу некоторых особенностей мифологического мышления (сведение причинно-следственного процесса к материальной метаморфозе в рамках индивидуального события, сущности вещи - к её происхождению) объяснение устройства вещи тождественно рассказу о том, как она делалась, равно как описание окружающего эмпирического мира - то же самое, что изложение истории его первотворения. Таким образом, мифические прасобытия оказываются «кирпичиками» мифической модели мира.Изменения, происходившие в историческое профанное время (формирование социальных отношений и институтов, эволюция в развитии техники, культуры), проецируются во В. М., сводятся к совершённым в нём однократным актам творения. Но В. М. Является универсальным первоисточником не только причин, архетипических (см.

Архетипы) первообразов, образцов, но и магических духовных сил, которые, будучи активизированы ритуалами, инсценирующими события мифической эпохи и часто включающими рецитацию мифов творения, продолжают поддерживать установленный порядок в природе и обществе. События эпохи первотворения, которые многократно воспроизводятся в обрядах, как бы повторяются в сакрализованное время праздника (особенно календарного). Однако это не означает, что мифическое прошлое вневременно, оно остаётся «прошлым», магическая эманация которого доходит до живых носителей мифа через ритуалы и сны. Классический пример В. М. - «время сновидений» (англ. The Dream Time, the Dreaming) в мифологии австралийских аборигенов. Этот общепринятый термин восходит к «алтьира» («альчера») центральноавстралийского племени аранда, у которых, по мнению немецкого этнографа К.

Штрелова, он означает не столько сновидения, сколько мифических предков, «вечных людей», во В. М. Странствовавших по земле. Эти тотемные предки, в отличие от богов развитых мифологий, хотя и могут в каком-то смысле «оживать» в обрядах и снах, в своих потомках и сотворённых ими объектах, мыслятся всё же как существа, жившие и действовавшие во В. М., а не как духи, ныне управляющие миром. Такими же мифическими предками являются «дема» у маринд-аним и другие аналогичные мифические герои папуасских племён, культурный герой Ворон и его семейство - у северовосточных палеоазиатов и северо-западных индейцев. Чукчи рассматривают миф как «весть эпохи начала творения». Американский учёный Ф. Боас считал отнесение действия к начальным временам основной чертой мифа как жанра у североамериканских индейцев.

Современный шведский этнолог Оке Хульткранц видит в обращённости В. М. В прошлое основной признак всякой мифологии, отличающий её от религии, где главный акцент делается на переживание настоящего в его связи с будущим.Категория В. М. Характерна для архаических мифологий, но трансформированные представления об особой начальной эпохе встречаются и в высших мифологиях. В них характеристика В. М. Может конкретизироваться как «золотой век» или, наоборот, эпоха хаоса, подлежащая упорядочению силами космоса. Мифологические начальные времена остаются фоном в архаической эпике («Калевала», «Эдда», адыгская и абхазская версии нартских сказаний, якутские и бурятские богатырские поэмы). По той же модели воссоздаётся образ исторического героического прошлого в классических формах эпоса - как эпоха Карла Великого, Владимира Святославича, короля Артура, китайских императоров Яо и Шуня, царство четырёх ойратов и т.

Д. (см. Эпос и мифы).Мифическая модель времени как дихотомия «начальное время/эмпирическое время» имеет линейный характер, но эта модель постепенно дополняется другой, перерастает в другую - циклическую модель времени (см. Цикличность). Этому способствует ритуальное повторение событий В. М., а также календарные обряды в развитие представлений об умирающих и воскресающих богах и героях, О вечном обновлении природы, полезных злаков и т. Д. (примитивные календарные обряды известны северным австралийцам, папуасам и т. Д., но полное развитие они получают в земледельческих цивилизациях Средиземноморья, Месамерики и т. Д.). Циклическая модель времени порождает и специальные мифы о циклической смене целой цепи мировых эпох.

Индийские «махаюги» (см. Юга) - смена «ночи Брахмы » и «дня Брахмы». Гесиодовская смена пяти «веков» с перспективой возвращения золотого века. Цикл эпох, каждая из которых кончается мировой катастрофой в доколумбовых мифологиях Америки и т. П. В развитых мифологиях, представляющих вселенную как арену непрекращающейся борьбы хаоса и космоса, наряду с образом начального В. М. Возникает образ конечных времен гибели мира, подлежащего или не Подлежащего затем циклическому обновлению (см. Эсхатологические мифы). Лит. Stanner W. Е. Н., The dreaming, кн. Lessa W. A., Vоgt E. Z. (ed.). Reader la comparative religion, 3 ed., N. Y., 1972. Lienhardt G., Divinity and experience, Oxf., 1961. Strehlow T.C.H., Arlanda tradition, Melb., 1947. Нu1tkranz A., Les religions des indienes primitifes de I'Amerique, Uppsala, 1963.

Вaumann Н., Schöpfung und Urzeit des Menschen im Mythus der afrikanischen Völker, В., 1936. Jensen A. E., Mythos und Kult bei Naturvölkern, 2 Aufl., Wiesbaden, 1960. Rоhan-Csermak G. De, Ethnohietoire et ethnologie historique, «Ethnologia europaea», 1967, v. 1, N 1 .E. М. Мелетинский.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Времена Года

См. В ст. Календарь(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Время Дхармы

Между тем Такшака, царь змей, услышав, что сын испепеленного им Парикшита получил разрешение совершить жертвоприношение, взлетел на небо и, явившись в покои Индры, сказал ему — Прибегаю, владыка, царь богов, к твоей защите — Моему роду угрожает уничтожение — Иди ко мне на колени, владыка змей — сказал Индра — Отсюда тебя никто не посмеет взять И пусть покинет страх твое сердце. И устроился Такшака на коленях Индры, а хвост спустил вниз, благодарно обвив им ноги спасителя Змеи же продолжали пожи..

Вритра

(др.-инд. Vrtra, букв. «затор», «преграда»), в древнеиндийской мифологии демон, противник Индры, преградивший течение рек. Олицетворение косного, хаотического принципа. В. - самый известный из демонов («перворождённый», РВ I 32, 3, 4). Индра рождён и вырос именно для того, чтобы убить В. (VIII 78, 5. X 55. Наиболее характерный эпитет Индры Вритрахан, «убийца В.»). В. Змееобразен. Без рук и ног, бесплечий, издаёт шипение. Упоминаются его голова, челюсти, затылок, поражённые ваджрой. Он - дикий, х..

Вришакапи

(др.-инд. Vrsâkapi, буквально «обезьяна-самец»), в ведийской мифологии обезьяна, вероятно, внебрачный сын Индры. В «Ригведе» (X 86) упоминаются В., его жена Вришакапая, Индра и его жена Индрани. С известным вероятием можно предположить, что гимн отражает мотив мифа о том, как В. Оскорбил Индрами (или покушаясь на её честь, или намекая на то, что Индра перестал её любить) и был изгнан из дома Индры. «чужие», к которым ушёл В., перестали приносить жертвы Индре. В этом гимне сначала Индрани настраи..

Дополнительный поиск Время Мифическое Время Мифическое

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Время Мифическое" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Время Мифическое, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 16 символа