Вритра

187

(др.-инд. Vrtra, букв. «затор», «преграда»), в древнеиндийской мифологии демон, противник Индры, преградивший течение рек. Олицетворение косного, хаотического принципа. В. - самый известный из демонов («перворождённый», РВ I 32, 3, 4). Индра рождён и вырос именно для того, чтобы убить В. (VIII 78, 5. X 55. Наиболее характерный эпитет Индры Вритрахан, «убийца В.»). В. Змееобразен. Без рук и ног, бесплечий, издаёт шипение. Упоминаются его голова, челюсти, затылок, поражённые ваджрой. Он - дикий, хитрый зверь, растёт во тьме, «не-человек» и «не-бог» (II 11, Ю. III 32, 6. VI 17, 8). В его распоряжении гром, молния, град, туман. В. Скрыт в воде, лежит в водах, сдерживает воды. Его мать - Даму. Вместе с тем В. Покоится на горе. У него 99 крепостей, разрушенных Индрой.

Иногда упоминается 99 вритр, детей В. Поединок с В. Описывается в ряде текстов, наиболее авторитетна версия «Ригведы» (I 32). В пьяном задоре В. Вызывает на бой Индру. Ваджрой, изготовленной Тваштаром, Индра сокрушает В. «холощёный, хотевший стать быком, В. Лежал, разбросанный по разным местам». Через его члены текут воды, омывая его тайное место. В. Погружается в мрак. Воды (жёны Дасы), стоявшие скованными, теперь приходят в движение. Победа над В. Приравнивается к космогоническому акту перехода от хаоса к космосу, от потенциальных благ к актуальным, к процветанию и плодородию. Лит. Benveniste Е., Renou L., Vrtra et Vrθragna, P., 1934. Keith А. В., Indra et Vrtra, в кн. Indian culture, v. 1, 1935. Вusсhardt L., Vrtra. Det rituelle Daemondrab 1 den Vediske Somakult, Kbh., 1945.

Dandekar R. N., Vrtrahâ Indra, «Annals of the Bhandar-kar Oriental Research Institute». 1951, 31. Ruben W., Indra's Fight against Vrtra in the Mahabharata, в кн. Belvalkar Felicitation Volume, Banaras, 1957. Brown W. N. Theories of creation in the Rig-Veda, «Journal of the American Oriental Society», 1965, v. 85, с. 23-24 и др.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Вритра

ВРИТРА - в ведийской мифологии демон-змей, олицетворение тьмы. Был побежден Индрой в поединке.. ..

Вритра

В ведийской мифологии демон-змей, олицетворение тьмы. Был побежден Индрой в поединке.. ..

Вритра

(др.-инд. Букв, затор, преграда) - в др.-инд. Мифологии демон, противник Индры, преградивший течение рек. Олицетворение косного, хаотич. Принципа. В. - самый известный из демонов ("перворожденный", РВ I, 32, 3, 4). Индра рожден и вырос именно для того, чтобы убить В. (VIII, 78, 5. X, 55). Наиб, характерный эпитет Индры - Вритрахан (убийца В.). В. Змееобразен. Без рук и ног, бесплечий, издает шипение. Упоминаются его голова, челюсти, затылок, пораженные ваджрой. Он - дикий, хитрый зверь, растет в..

Время Дхармы

Между тем Такшака, царь змей, услышав, что сын испепеленного им Парикшита получил разрешение совершить жертвоприношение, взлетел на небо и, явившись в покои Индры, сказал ему — Прибегаю, владыка, царь богов, к твоей защите — Моему роду угрожает уничтожение — Иди ко мне на колени, владыка змей — сказал Индра — Отсюда тебя никто не посмеет взять И пусть покинет страх твое сердце. И устроился Такшака на коленях Индры, а хвост спустил вниз, благодарно обвив им ноги спасителя Змеи же продолжали пожи..

Время Мифическое

В мифологии «начальное», «раннее», «первое» время, «правремя» (нем. Ur-Zeit), предшествующее эмпирическому (историческому) «профанному» времени. Во В. М. Первопредками (тотемными, племенными) - демиургами - культурными героями были созданы нынешнее состояние мира - рельеф, небесные светила, животные и растения. Образцы (парадигмы) и санкции социального поведения - хозяйственного, религиозно-ритуального и т. Д. В. М. - это время первопредметов, перводействий и первотворения, оно отражено прежде в..

Вришакапи

(др.-инд. Vrsâkapi, буквально «обезьяна-самец»), в ведийской мифологии обезьяна, вероятно, внебрачный сын Индры. В «Ригведе» (X 86) упоминаются В., его жена Вришакапая, Индра и его жена Индрани. С известным вероятием можно предположить, что гимн отражает мотив мифа о том, как В. Оскорбил Индрами (или покушаясь на её честь, или намекая на то, что Индра перестал её любить) и был изгнан из дома Индры. «чужие», к которым ушёл В., перестали приносить жертвы Индре. В этом гимне сначала Индрани настраи..

Ву-мурт

(у дм. Ву, «вода», мурт, «человек»), в удмуртской мифологии водяной, антропоморфный дух с длинными чёрными волосами. Иногда в виде щуки. Живёт в глубине больших рек и озёр, но любит появляться в ручьях и мельничных прудах. Может топить людей и насылать болезни, смывать плотины, истреблять рыбу, но иногда и помогает человеку. В воде у него свой дом, большие богатства и много скота, красавицы жена и дочь (ср. Мансийского Вит-кана). Свадьбы В. Сопровождаются наводнениями и т. П. В. Появляется среди..

Дополнительный поиск Вритра Вритра

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вритра" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вритра, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 6 символа