Даниил

322

(евр. Dâniyye'l, Dani'el, «судья бог», «бог мой судья»), легендарный еврейский праведник и пророк-мудрец, приключения и видения которого описаны в библейской книге, канонически носящей его имя («Книга пророка Даниила»). Он называется в числе иудейских отроков знатного происхождения, здоровых, «красивых видом и понятливых для всякой науки», доставленных в Вавилон по повелению царя Навуходоносора после занятия им Иерусалима и оставленных при дворе. Сообразно с вавилонским обычаем, ему дано новое имя - Валтасар (Дан. 1, 1-7). Чтобы не нарушать иудейские предписания питания, Д. Вместе с другими евр. Отроками (Ананией, Мисаилом и Азарией) воздерживается от царских яств, ест только овощи и пьёт только воду, тем не менее чудесным образом лица их оказываются красивее, а тела полнее.

Яхве дарует четырём отрокам знание и «разумение всякой книги и мудрости», а Д. Ещё и разумение «всяких видений и снов» (1, 8-19). Т. О., мудрость Д. Трактуется как божья награда за набожность. Оба эти качества служат предпосылкой дальнейшим эпизодам легендарной биографии.Навуходоносор созывает своих мудрецов, чтобы те сказали, что ему снилось, и растолковали значение сна. Мудрецы не могут ответить и обречены на смертную казнь. Но Д. (который тоже причислен к мудрецам) Яхве помогает открыть сновидение. Царь видел огромного страшного истукана с головой из золота, грудью и руками из серебра, чревом и бёдрами из меди, голенями из железа, ногами из железа и глины. Оторвавшийся от горы камень ударил истукана, разбил его ноги, после чего раздробилось и было унесено ветром и всё остальное (отсюда выражение «колосс на глиняных ногах»).

Д. Толкует сон как пророчество о пяти грядущих мировых державах, последняя из которых не разрушится вовеки (ср. Мотив нисходящей последовательности «металлических царств» у Гесиода, 8-7 вв. До н. Э.). Потрясённый царь преклоняется перед Д., признаёт его бога «богом богов» и ставит Д. «над всею областью вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами вавилонскими» (2, 48).Эта житийная легенда варьируется в рассказе о другом царском сновидении. Среди земли дерево до неба, которое будет срублено по воле всевышнего, но так, что его главный корень останется в земле. Д. Толкует царю и этот сон. Дерево - сам царь, который будет отлучён от людей, станет жить с зверями, питаться травой, как вол, доколе не познает, что «всевышний владычествует над царством человеческим и даёт его, кому хочет».

Пророчество сбывается (4, 1-25. 5, 21). Здесь налицо мотивы вещего, неотвратимого сна и превращения царя в дикого зверя в наказание (за гордыню), широко распространённые в народной словесности. Исследователи склонны видеть в этом рассказе также отражение исторического факта отлучения царя Набонида (сына Навуходоносора) по болезни. Это подкрепляется и кумранским текстом.В эпизоде трех отроков в печи (Дан. 3) сам Д. Не участвует, но рассказ варьируется в главе 6, где он снова герой приключения. Д. Возвышен царём Дарием. Завистливые сатрапы испрашивают царский указ, повелевающий всякого, кто будет просить о чём-нибудь какого-либо бога или человека, кроме царя, бросить в ров со львами, и Д., продолжавший, несмотря на указ, молиться своему богу, брошен в этот ров.

Опечаленный Дарий, подойдя на следующее утро ко рву, взывает жалобным голосом. «бог твой, которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?» и неожиданно получает ответ. «бог мой послал ангела своего и заградил пасть львам». Обрадованный Дарий велит освободить невредимого Д. Этот текст - одно из ранних свидетельств излюбленного впоследствии житийного мотива о предании праведника на съедение свирепому льву и ласковом отношении зверя к невинному человеку.В эпизоде валтасарова пира (см. Валтасар) Д. Единственный из всех мудрецов прочитывает и толкует таинственную надпись, появившуюся на стене (Дан. 5).К каноническим текстам о приключениях Д. (носящим фольклорно-сказочный характер) примыкает ряд апокрифических добавлений к «Книге Д.», содержащихся в греческих переводах Библии.

Д. Разоблачает обман вавилонских идолопоклонников - жрецов бога Бела, похищавших жертвы, которые приносились идолу - медному дракону. Рассыпает пепел вокруг идола, а утром видны следы ног жрецов, уносивших жертвенных животных через тайный ход. Царь велит казнить жрецов и разрешает Д. Разрушить храм Бела. Рассказ варьируется. Вавилоняне поклоняются живому дракону как бессмертному богу. Д. Даёт идолу лепёшку из жира, смолы и волос, после чего дракон подыхает. Царь выдаёт Д. Возмущённой толпе, его бросают в ров с семью львами, которые, однако (как и в Дан. 6), щадят праведника. Чтобы Д. Не умер с голода, пророк Хаваккук (Аввакум) с помощью ангела доставляет из Иудеи пищу к львиному рву.Повествование о Сусанне даёт образ Д.

Как «праведного судьи». Сусанна, красивая и набожная жена Иойакина, ложно обвинена старейшинами, домогавшимися её любви, в измене мужу. Появляется мудрый юноша Д., который уличает старейшин в лжесвидетельстве, за клевету их казнят.Другую часть «Книги Д.», отличную от «приключений», составляют его апокалиптические «видения» (Дан. 7-12), также насыщенные фантастическими образами:- видение вышедших из моря четырёх больших зверей (крылатый лев с вырванными крыльями и сердцем человеческим, зверь, похожий на медведя, подобие барса с четырьмя птичьими крыльями и четырьмя головами, зверь с железными зубами и десятью рогами - этот зверь убит, у других тоже отнята власть. Ангел объясняет Д., что четыре зверя - это четыре царя, которые «восстанут из земли» (раннее апокалиптическое видение и толкование, приуроченное всемирно-историческим царствам - вавилонскому, персидскому, мидийскому и греческому, символизированным гербовыми зверями);- рассказ о козле с рогом между глазами, поразившем овна (значение видения Д.

Поясняет Гавриил. Овен с двумя рогами - цари мидийский и персидский, козёл - царь Греции);- прозрение Д. Значения пророчества Иеремии (Иерем. 25, 11. 29, Ю) о падении Иерусалима (первого иерусалимского храма, исторически - в нач. 6 в. До н. Э.) и предстоящем затем 70-летнем изгнании евреев, причём разумению слов Иеремии Д. Снова учит прилетевший «муж Гавриил». «семьдесят седьмин определены для народа твоего...» (Дан. 9, 24);- откровение, полученное Д. От «блестящего мужа», который явился ему, чтобы возвестить, что будет с его народом в «последние времена». Столкновение Персии с Грецией, борьба между «царём южным» и «царём северным». Будет осквернено святилище и прекратится ежедневная жертва и там будет поставлена «мерзость запустения» (т.

Е. Идол), наступит «время тяжкое», но Михаил, заступник иудеев, спасёт тех из народа, «которые найдены будут записанными в книге, и многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (12, 1-2). В «пророческих» главах «Книги Д.» предсказывается приход мессии («сына человеческого»), впервые в Библии относительно ясно выражена идея страшного суда, вера в воскресение мёртвых (праведных), даётся эсхатологическое исчисление срока предстоящего спасения избранных. Здесь также отразились представления об ангелах - заступниках определённых народов. Мессианские идеи «Книги Д.» оказали глубокое влияние на первоначальное христианство. Обозначение «сын человеческий» стало в евангельских текстах постоянным самоназванием Иисуса Христа.Относительно времени возникновения и авторства «Книги Д.» христианское ортодоксальное толкование в основном совпадает с библейским каноническим - считается, что её автор - сам Д., приключения которого имели место при дворе Навуходоносора II (606-562 до н.

Э.) и Дария I (522-486 до н. Э.). Большинство современных исследователей полагает, что «Книга Д.» состоит из двух, значительно отличающихся частей. Глав о «приключениях» Д. И глав с «пророчествами». В первых наблюдаются анахронизм и бытовые несообразности относительно обстановки 6-5 вв. До н. Э. Главы с апокалиптическими видениями отражают лучшую осведомлённость автора о более позднем историческом периоде - поражения персидской державы Дария III («овна») от Александра Македонского («козла с рогом») и вскоре наступившего распада его державы, а также знание подлинной ситуации при дворе Антиоха IV Эпифана («возвысившийся рог», «царь коварный»), однако факт смерти царя (163 до н. Э.) автору, очевидно, ещё неизвестен.

Получается, что книга составлена не в б в., а во 2 в. До н. Э. (точнее, в 167-163 до н. Э.). Автор стремится яркими примерами мученичества внушить терпение перед лицом религиозных гонений Антиоха IV, а видениями крушения тщеславных царей и торжества набожных укрепить веру в будущее. Установление столь поздней даты составления второй части книги не исключает использования для её первой части повествовательных сюжетов (устных или письменных) более раннего происхождения, самостоятельных рассказов разного времени. Лишь впоследствии они были подчинены общему замыслу и приурочены древнему мудрецу по имени Д. Имя Д. Как древнего праведника и мудреца встречается в библейской «Книге Иезекииля» (14, 14 и 20. 28, 3,- Д. Упомянут наряду с Ноем и Иовом).

После проведённых в 1929 раскопок в Рас-Шамре этот Д. Был отождествлён учёными с героем найденного там фрагмента угаритской поэмы сер. 2-го тыс. До н. Э. По имени Данэл (Данниилу). Много общего с «Книгой Д.», плохо укладывающейся в каноническую Библию, имеют кумранские памятники. «Книга Д.» - самое раннее из известных нам иудаистических произведений в жанре апокалиптики, занявшей большое место в развитии иудаистической и особенно христианской эсхатологии (см. Эсхатологические мифы). Относительно числа авторов-составителей «Книги Д.» мнения учёных расходятся (допускается до пяти редакторов).Почти все эпизоды «Книги Д.» изображались в иконописи, в других видах церковного и светского искусства. Из изображения Д. В львином рву, встречающегося уже в фресках катакомб и рельефах раннехристианских саркофагов, видно, что Д.

Среди львов стал эмблемой воскресения мёртвых. Этот сюжет распространён и в искусстве средневековья, когда он воспринимался как префигурация воскресения Христа (книжная миниатюра, пластика соборов в Арле, Вормсе, Женеве, Фрейберге и др.), в живописи 16-17 вв. (Лука Лейденский, Я. Тинторетто, Я. Пальма Младший, Пьетро да Кортона, Сальваторе Роза). Из других сюжетов, связанных с Д., наиболее часто встречаются в искусстве (а также в литературе, особенно в драматургии 16-17 вв.) изображение истории Сусанны (обнажённая красавица у водоёма в сюжете «Сусанна и старцы» многих художников 16-17 вв.) и валтасарова пира (см. В ст. Валтасар). Бесчисленны лубочные картинки на сюжеты не только приключений, но и видений Д., стимулировавших в 20 в.

Появление «апокалиптических» картин. Во многих соборах Западной Европы сохранились статуи Д. Среди пророков. Микеланджело изобразил его на одной из фресок в Сикстинской капелле Ватикана.Лит. Амусин И. Д., Тексты Кумрана, в. 1, М., 1971. Ginsberg Н. L., Studies in Daniel, N. Y., 1948. Eiesteldt O., Einleltung in das Alte Testament, 3 Aufl., Tübingen, 1964.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Даниил

(р. До 1492 — умер 22.5.1547) московский митрополит в 1522—39. Происходил из Рязанской земли. С 1515 игумен Иосифо-Волоколамского монастыря. Ученик видного деятеля русской церкви Иосифа Волоцкого (См. Иосиф Волоцкий). Представитель воинствующих церковных кругов, заинтересованных в союзе с великокняжеской властью. Организовал в 1525—31 ряд церковных соборов, осудивших нестяжательскую группировку противников И. Волоцкого, Вассиана Патрикеева (См. Вассиан Патрикеев), Максима Грека (См. Максим Грек)..

Даниил

ДАНИИЛ - в Библии праведник (наряду с Иовом и Ноем) и пророк-мудрец. Во время пира Валтасара ("Валтасаров пир") Даниил единственный из мудрецов прочитывает и толкует таинственную надпись.. ..

Даниил

(2-я пол. XI—XII в.), игумен одного из черниговских монастырей, автор «Жития и хождения Даниила, Русской земли игумена».Даниил посетил Палестину в 1104 — 07, где некоторое время сопровождал короля Балдуина I в одном из его походов, и описал свой путь, природу Палестины, христианские святыни, пересказал ряд библейских и апокрифических легенд. В Палестине провел 16 месяцев, жил в монастыре Св. Саввы под Иерусалимом, посетил различные земли в Иерусалимском королевстве, Иерихон, Вифлеем, Галилею, пу..

Даниил

ДАНИИЛ, в Библии праведник>, пророк-мудрец, видения и приключения которого описаны в "Книге пророка Даниила". Даниил толкует сон Навуходоносора как пророчество о 5 грядущих мировых державах, последняя из которых никогда не разрушится. На валтасаровом пиру (смотри в статье Валтасар>) Даниил единственный прочитывает и толкует таинственную надпись.. ..

Даниил

(евр.). Мужское имя. Суд Божий.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910). ..

Даниил

Сущ., кол-во синонимов. (8). ..

Даниил

В Библии праведник (наряду с Иовом и Ноем) и пророк-мудрец. Во время пира Валтасара ("Валтасаров пир") Даниил единственный из мудрецов прочитывает и толкует таинственную надпись.. ..

Даниил

Авт. Житий и служб, монах.{Венгеров} Даниилигумен, первый русск. Паломник путеш. По св. Местам (XI—XII в.).{Венгеров} Даниилдух. Писатель ХV в., епископ Владимирский.{Венгеров}. ..

Даниил

(до 1492, Рязань? — 1547, Иосифо-Волоколамский монастырь), митрополит Московский и Всея Руси (с 1522). Был монахом Иосифо-Волоколамского монастыря, учеником Иосифа Волоцкого. В 1515 избран игуменом монастыря, находившегося под особым покровительством великого князя Василия III. Став митрополитом, помог Василию III вызвать в Москву и заключить в тюрьму князя северского Василия Шемячича. Санкционировал неканонический развод великого князя с бездетной женой Соломонией Сабуровой (1525), вызвавший вс..

Даниил

(Бог мой судья)-а) один из иудейских юношей знатного происхождения, которые были уведены в плен в Вавилон в 606 г. До РХ при первом нашествии Навуходоносора (Дан 1.1-4). В числе других он был взят ко дворцу и вскоре был поставлен над всеми мудрецами и царскими сатрапами. Ему была дана от Бога величайшая мудрость, о которой упоминает и пророк Иезекииль (14.14,20. 28.3), а также дар понимать видения и сны (Дан 1.17). Предание гласит, что Даниил умер в Вавилоне около 536 г. До РХ в возрасте 90 лет ..

Даниил

В переводе с древнееврейского означает "Божий суд." Даниил - спокойный и добрый мальчик. Характером больше похож на мать. Болеет мало. Любит подвижные игры. Общителен, постоянно окружен друзьями. Даниил не выносит лжи, может даже вспылить, но тут же быстро отходит и зла долго не помнит. Рожденные зимой Даниилы всегда талантливы и добиваются многого в жизни. "Осенние" Даниилы расчетливы, несколько эгоистичны. Осваивают самые разнообразные профессии. Могут быть инженерами, художниками, предпринима..

Даниил

(ранее 1492 - 22. V. 1547) - моск. Митрополит в 1522-39. Происходил из Рязанской земли. С 1515 - игумен Иосифо-Волоколамского монастыря. Ученик Иосифа Волоцкого. Представитель воинствующих церк. Кругов, заинтересованных в союзе с великокняж. Властью. Выступал против боярско- нестяжательской группировки Вассиана Патрикеева, Максима Грека и др. И организовал в 1525-31 ряд церк. Соборов, осудивших нек-рых видных нестяжателей. В обход церк. Канонов Д. Санкционировал развод вел. Кн. Василия III с без..

Даниил

Даниил (евр. Даниэль, "Бог мне судья"). 1) второй сын Давида (в Синод. Пер. - Далуия). Его матерью была Авигея кармилитянка, в первом браке жена Навала. Д. Родился в Хевроне (1Пар 3:1). Его называли также Килавом (в Синод. Пер. - Далуиа, 2Цар 3:3). 2) пророк, см. Книга пророка Даниила. 3) в Иез 14:14,20 и 28:3 появляется некий Д., славившийся своей праведностью и мудростью. Иногда в нем видели пророка Д. Правда, имя его пишется не так, как имя пророка (не хватает одной согласной, что не влияет н..

Даниил

(судия Божий, ·т.е. Открывающий от лица Бога волю Его). А) (Иез.14:14 ) четвертый из больших пророков (Мат.24:15 ), история которого в книге носящей его имя передана с большими подробностями. Он, по мнению некоторых, был потомок Давида или, по крайней мере, происходил из царского рода и еще юношею был отведен в Вавилон в числе прочих пленных Иудеев. Одаренный прекрасными душевными и телесными качествами, он научился здесь языку и мудрости Халдейской и вместе с тремя своими товарищами, Ананиею, А..

Даная

(Danae, Δαναη). Дочь Акризия, царя Аргоса. Оракул предсказал отцу ее, что у нее родится сын, который убьет своего деда. Тогда Акризий заключил Данаю в башню, чтобы лишить ее возможности иметь потомство. Но к Данае в ее темницу спустился Зевс в виде золотого дождя, и она родила Персея. Акризий запер мать и ее сына в ящик и бросил их в море. Но, по желанию Зевса, Диктий вытащил ящик на берег острова Серифа. Таким образом Персей был спасен и впоследствии действительно убил Акризия.(Источник. «Кратк..

Дани

Дани был одним из последних кельтских королей, правивших в Таре до прибытия св. Патрика. Дани возглавил военный поход в Британию, а затем и в Европу. Был убит молнией во время штурма башни в долине Рейна.(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Данни

В фольклоре Великобритании оборотень, превращающийся то в лошадь, то в осла, то в человека. Данни любит подшутить над человеком — обратиться в коня или осла и прикинуться смирным животным, но если неосторожный человек решит прокатиться на нем, данни несется галопом и сбрасывает седока в грязную лужу или навозную кучу Впрочем, делает он это не со зла, а скорее ради забавы. Вообще-то к людям данни относится хорошо. Помогает заблудившимся малышам найти дорогу домой, заботится о больных животных.(Ис..

Данниилу

(угаритск. Dn'il), Даниэл (иврит. Dannîel), в литературе также Данэл, в западносемитской мифологии герой угаритского мифоэпического предания об Акхате, его отец. Д.- мудрый правитель Харнама (вероятно, общество предков угаритян, наряду с Датану. Ср. Карату). Он именуется «муж рапаитский» (см. Рапаиты). В Библии упоминается древний мудрец Даниэл (Иезек. 14, 14 и 20. 28, 3), что, видимо, свидетельствует о почитании Д. И в доиудаистическом иудейском обществе (личность, несомненно, мифическая). Пред..

Дополнительный поиск Даниил Даниил

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Даниил" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Даниил, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 6 символа