Дхармапала

138

(санскр. Dharmapâla, «защитник дхармы»), в буддийской мифологии божества, защищающие буддийское учение и каждого отдельного буддиста. Группа Д. В пантеоне разграничена нечетко, среди них нередко перечисляются и идамы, и местные божества разных народов, у которых распространялся буддизм. В Тибете имеется список, содержащий восемь Д. Ваджрабхайрава (см. Ямантака), Хаягрива, Бэгцэ, Яма, Махакала, Шри Деви, Вайшравана, Брахма, но, кроме перечисленных, известно ещё много других Д. Предложенная Ч. Трунгпа схема разделения Д. На две подгруппы (махакалы и локапалы) не вполне удовлетворительна, т. К. Определённое число Д. Остаётся за пределами этих групп. По-видимому, в идее Д. Особенно ярко проявляется одна из главных особенностей буддийской мифологии - открытость нововведениям и сознательная незавершённость.

В буддийской мифологии имеются легенды о том, как местные божества магической силой великих учителей были обращены в Д. Так, Падмасамбхава покорил много божеств тибетской религии бон, которые до этого якобы препятствовали распространению буддизма в Тибете. В Тибете наряду с названием Д. (тибет. Chos-skyong) употребляют название drag-g'sed (букв., «ужасный палач»), от чего происходит монгольское докшиты. Лит. Schulemann G., Geschichte der Dalai - Lamas, Lpz., 1958. Сhоgуam Trungpa, Visual Dharma, Berk. - L., 1975, p. 22-23.Л. М.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Дхармапала

ДХАРМАПАЛА - в буддийской мифологии божество - защитник дхармы, буддийского учения.. ..

Дхармапала

В буддийской мифологии божество - защитник дхармы, буддийского учения.. ..

Дхармапала

..

Дханвантари

(др.-инд. Dhanvantari, букв. «движущийся по дуге лука»), в индуистской мифологии лекарь богов, первоначально, видимо, отождествляемый с солнцем, «движущимся по дуге». Согласно мифу о пахтанье океана богами и асурами, Д. Появляется из мирового океана с чашей амриты в руках (Мбх. I 16,37). В некоторых мифах Д. Рассматривается как частичное воплощение Вишну, в других - как помощник Шивы или Гаруды. Д. Приписывается создание древнейшего индийского трактата по медицине («Аюрведа»),п. Г.(Источник. «Ми..

Дхарма

(санскр. Dharma, пали dhamma). 1) в индуистской мифологии сначала божественный мудрец, затем бог справедливости, персонифицирующий понятие «дхармы» - закона, морального правопорядка, добродетели. Д. В мифах - либо сам сын Брахмы и один из Праджапати, либо сын Атри, великого риши, родившегося из мысли Брахмы. Жёнами Д. Считаются десять дочерей Дакши, каждая из которых олицетворяет какое-либо абстрактное достоинство, входящее в круг представлений о «дхарме» (славу, счастье, твёрдость, веру и т. П...

Дхатар

(др.-инд. Dhâtr, от dhâ, «устанавливать»), в древнеиндийской мифологии божественный установитель, создатель. Как особое абстрактное божество выступает лишь в поздних гимнах «Ригведы» (X мандала). В других местах соответствующее слово обозначает жреца, совершающего обряд, установителя-распорядителя вообще. Д. Как божество сотворил солнце и луну, небо и землю, воздушное пространство и свет. Вместе с другими богами он заботится о потомстве (создаёт телесный плод), покровительствует браку, наблюдает..

Дхритараштра

(др.-инд. Dhrtarastra), в индуистской мифологии сын отшельника Вьясы и вдовы царя Вичитравирьи Амбики. Будучи слепым от рождения, Д. Вначале передаёт свои права на трон в Хастинапуре младшему брату Панду, но после смерти Панду всё же становится царём. От своей жены Гандхари Д. Имеет одну дочь и сто сыновей - кауравов, среди которых старший - Дурьодхана - его любимец. В эпосе Д. - тип слабого, нерешительного отца. Он сознаёт злокозненность умыслов своих сыновей, но вольно или невольно им потворст..

Дополнительный поиск Дхармапала Дхармапала

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дхармапала" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дхармапала, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 10 символа