Золотой Век

363

Мифологическое представление, существовавшее в античном мире, о счастливом и беззаботном состоянии первобытного человечества. Отчётливее всего это представление выражено в поэме «Труды и дни» Гесиода и в «Метаморфозах» Овидия. По Гесиоду (Hes. Орр. 104-201), первое поколение людей в правление верховного бога Кроноса наслаждалось полным блаженством. «Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою, горя не зная, не зная трудов. И печальная старость к ним приближаться не смела. А умирали как будто объятые сном. Большой урожай и обильный сами давали собой хлебодарные земли...». Умершие люди З. В. Существуют и теперь в виде добрых «демонов», охраняющих порядок на земле. Но за З. В. Наступил серебряный, затем медный, - каждый тяжелее и бедственнее предыдущего.

Четвёртым был век героев (воевавших под Фивами и под Троей) и, наконец, наступил теперешний - железный век, испорченный и жестокий, когда «ни днём не прекращаются труды и печали, ни ночью».Сходно рисует картину З. В. Римский поэт Овидий (Met. I 89-162), очевидно, заимствовав её из греческого мифа. «Первым посеян был век золотой, не знавший возмездья. Сам соблюдавший всегда, без законов, и правду и верность. Не было шлемов, мечей, упражнений военных не зная, Сладкий вкушали покой безопасно живущие люди. Также, от дани вольна, не тронута острой мотыгой, Плугом не ранена, всё земля им сама приносила. ...Вечно стояла весна. Приятный прохладным дыханьем, Ласково нежил эфир цветы, не знавшие сева. Боле того. Урожай без распашки земля приносила.

Не отдыхая, поля золотились в тяжёлых колосьях, Реки текли молока, струились и нектара реки, Капал и мёд золотой, сочась из зелёного дуба...». За З. В. У Овидия, как и у Гесиода, следовали в порядке постепенного регресса серебряный, затем медный, наконец (минуя «век героев»), - железный, худший и тяжелейший из всех.Но наряду с мифом о З. В. Народы античности знали и более реалистическое, хотя и облечённое в мифологическую форму, представление о «ранних временах» творения, когда первобытные люди влачили жалкое существование, пока их не наделили благами культуры Афина, Деметра, Прометей.В основе дошедшей до нас античной версии мифа о З. В. Лежат народные мифологические представления. Раннюю, зародышевую форму таких представлений можно найти у наиболее отсталых народов в виде поверий о «предках», живших лучше, чем теперешние люди, и наделённых особыми чудесными способностями.

Например, у аборигенов Австралии, в их тотемических мифах отразилось двойственное представление о «предках» . С одной стороны, они изображаются как бесформенные и беспомощные, «недоделанные» существа, а с другой - некоторые из «предков» обладают особыми способностями. Опускаться под землю, восходить на небо и пр. В такого рода поверьях и мифах сказывается обычный мифологический мотив - «от противного» (прежде всё было не так, как сейчас, притом, как правило, - лучше), который и лёг в основу развития мифологемы З. В. Этот мотив, видимо, с особой силой сказался в эпоху разложения первобытнообщинного строя, в эпоху постоянных междоусобных войн, когда прошлое, более мирное время должно было, по контрасту с жестокой действительностью «железного века», казаться людям беззаботной, счастливой порой.

Как своего рода З. В. Характеризуется заря мироздания в скандинавской мифологии (только что сотворённый мир гармоничен, асы радостны, всё из золота и т. Д.). Конец ему кладёт «первая война» (асов и ванов). В китайской мифологии говорится о привольной жизни древних людей во времена мифических государей Яо и Шуня. В египетской мифологии счастливая пора - это время, когда на земле царствовали Осирис и Исида. В Шумере верили в существование райской страны Тильмун, «страны живых», не знающей ни болезней, ни смерти. У древних майя первые люди были разумны, проницательны, красивы, т. Е. Обладали качествами, которых позже их лишили ревнивые боги-создатели.Представления о З. В. Можно встретить и в развитых религиозно-мифологических системах.

Так, парсы описывают счастливое правление царя Джамшида, когда люди и скот были бессмертны, источники и деревья никогда не высыхали, и пища не истощалась, не было ни холода, ни жары, ни зависти, ни старости. Буддисты вспоминают век реявших в беспредельности прекрасных воздушных существ, не имевших ни пола, ни нужды в пище до той несчастной минуты, когда они, отведав сладкой пены, образовавшейся на поверхности земли, впали в зло и затем осуждены были питаться рисом, рожать детей, строить жилища, делить собственность и устанавливать касты. Последующая история, согласно буддийскому преданию, представляла собой непрерывный процесс вырождения людей. Первую ложь, например, сказал царь Четья, а люди, услышав об этом и не зная, что такое ложь, спрашивали, какая она - белая, чёрная или голубая.

Человеческая жизнь становилась короче и короче.Представление о З. В. Имеется также в вавилонской, ацтекской и некоторых других мифологиях.Своеобразный вариант мифа о З. В. Составляет библейский рассказ о жизни первых людей в раю, откуда они позже были изгнаны богом за ослушание (Быт. 1-З). Перейдя позже в христианское вероучение, этот библейский миф получил в нём совершенно исключительное значение, превратившись в один из важнейших догматов всей христианской религии. « грехопадение» первых людей, как основная причина греховности всего человечества, - отсюда и потеря рая, и всё мировое зло.Изображения жизни первых людей в раю очень часты в средневековой христианской иконографии.Продолженный в христианском учении о земном рае, утерянном первыми людьми, миф о З.

В. Оказал сильнейшее влияние и на европейскую науку нового времени. Когда европейские мореплаватели в эпоху Великих географических открытий столкнулись с жителями внеевропейских стран, жившими первобытнообщинным строем, не знавшими классового гнёта, они зачастую воспринимали их быт как подтверждение знакомой картины библейского рая - З. В. Отсюда идея о «добром дикаре», живущем по разумным законам природы. Эта идея часто встречается в литературе 16 в. (П. Мартир, М. Монтень и др.), в 17 в. (Ж. Дю Тертр), 18 в. (Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, И. Г. Гердер) и даже у учёных 19 в., склонных идеализировать «естественное» состояние древнего человечества (Л. Морган, Н. Зибер и др.). В противовес этой идеализации, В. И. Ленин писал. «Никакого золотого века позади нас не было, и первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с Природой».С.

А. Токарев.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Золотой Век

ЗОЛОТОЙ ВЕК - в представлениях многих древних народов самая ранняя пора человеческого существования, когда люди оставались вечно юными, не знали забот и огорчений, были подобны богам, но подвержены смерти, приходившей к ним как сладкий сон (описан в "Трудах и днях" Гесиода, "Метаморфозах" Овидия и др.). В переносном смысле - время расцвета искусства, науки, также счастливая пора.. ..

Золотой Век

ЗОЛОТОЙ ВЕК, в представлениях многих древних народов счастливая ранняя пора человечества, когда люди оставались вечно юными, не знали забот, были подобны богам, но подвержены смерти, приходившей к ним как сладкий сон. В переносном смысле - время> расцвета искусства, науки, также счастливая пора.. ..

Золотой век

Общее многим народам представление о беспечной, полной всяких благ и невинной жизни первых людей. Обыкновенно в чертах, характеризующих это "блаженство", отсутствуют элементы высшего интеллектуального порядка и "блаженство" сводится к животному благосостоянию, что доказывает глубокую древность легенд. В греческой литературе легенда о З. Веке нашла себе развитие в Гезиодовском рассказе о четырех поколениях. Золотом, серебряном, медном и железном. Между двумя последними у него еще вставлено поколе..

Золотой век

Книжн. Одобр. 1. О времени наивысшего расцвета науки и культуры в истории какого-л. Народа. 2. О самом лучшем времени, периоде жизни. Ф 1, 52-53. ШЗФ 2001, 85. БМС 1998, 70.. ..

Золотой век

Впервые встречается у древнегреческого Поэта Гесиода (VIII—VII вв. До н. Э.) в поэме «Дела и дни». Как пишет Гесиод, было некогда такое время, когда люди жили без забот, без войн, без страданий. И это время он называет «золотым веком»:Жили те люди, как боги, с спокойнойИ ясной душою,Горя не зная, не зная трудов.И печальная старостьК ним приближаться не смела..... ..

Золотой век

Подъем, вершина, процветание, лучшая пора, расцвет, пик, век астреи. ..

Золотой Век

В представлениях многих древних народов самая ранняя пора человеческого существования, когда люди оставались вечно юными, не знали забот и огорчений, были подобны богам, но подвержены смерти, приходившей к ним как сладкий сон (описан в "Трудах и днях" Гесиода, "Метаморфозах" Овидия и др.). В переносном смысле - время расцвета искусства, науки, также счастливая пора.. ..

Золотой век

(иноск.) - век Сатурна, без горя, забот и трудов. Полное счастиеСр. Принцесса. Написала к нему (маркизу) письмо, исполненное блистательнейшими для Польши политическими соображениями, и обещала золотой век этой стране, если достигнет короны...Мельников. Княжна Тараканова. 24.Ср. L'âge d'or était l'âge oГ№ l'or ne régnait pas.Золотой век был, когда золото еще не властвовало.Lézay de Marnésia. Epître Г mou curé.Ср. Aurea prima sata est aetas, quae vindice nullo,Sponte sua, sine lege, fidem, rectumq..

Золотой век

Золотой век, наряду с серебряным, бронзовым и железным, – один из четырех периодов развития человечества. Именно так, в виде последовательного чередования этих четырех эпох, описывает греческий поэт Гесиод в своей поэме «Труды и дни» современные ему взгляды на происхождение человека и на смену веков. Впрочем, Гесиод вносит некоторое дополнение – между медным и железным веками он располагает век героев-полубогов. Именно тогда, по его представлению, жили герои Гомера и другие персонажи древнегрече..

Золотой Век

— в представлениях древних народов самая ранняя пора развития человечества, когда люди оставались вечно юными, не знали забот и огорчений, были подобны богам. В переносном значении — время расцвета искусства, науки, счастливая и беззаботная пора.. ..

Знак Доверия

В египетских папирусах и в обще греческом праве - любое частное или публичное юридическое обязательство, как правило принятое в одностороннем порядке. К знакам доверия относятся различные расписки в получении денег или товаров, в особых случаях - закладные документы. По предъявлении знака доверия выдавались условленные деньги или ценности. В Афинах знак доверия, в узком смысле означал соглашение о правовой помощи, которая гарантировалась гражданам одного государства на территории другого. В перв..

Золотое Руно

См. В статье Аргонавты(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Золотой Гусь

Давным-давно, когда в Варанаси царствовал Брахмадатта, бодхисатва возродился в семье одного брахмана и, достигнув зрелости, взял в жены дочь брахмана. У нее родились три дочери-близнецы. Им дали одно имя — Нанда. Эта жизнь бодхисатвы была недолгой. Он не успел обратить жену в свою веру, объяснить ей, что алчность — первый из пороков, что алчный омерзителен не только людям, с которыми ему дано жить, но и матери, его родившей. После смерти Будды его жена и дочери жили в бедности. Перенося ее как ..

Золотой Олень

Братья и Сита продолжали жить в хижине на прекрасной поляне, окруженной цветущими деревьями. Сита занималась хозяйством, Рама и Лакшмана по очереди охотились, чтобы не оставлять Ситу одну. Однажды в поисках дичи к ним забрела самая безобразная из ракшасок, сестра Раваны. Она застыла, не в силах оторвать взгляда от мягких кудрей Рамы, от его удлиненных глаз, сияющих из-под густых ресниц подобно голубым лотосам. Вспыхнуло сердце уродины страстью, и она бесстыдно предложила себя Раме в жены, обеща..

Дополнительный поиск Золотой Век Золотой Век

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Золотой Век" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Золотой Век, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 11 символа