Колесо
Колесница, в мифологиях индоевропейских и ряда других народов астральные символы (солнца, Большой Медведицы и др.). В широко распространённом мифологическом сюжете о состязании двух героев - солнечного (весеннего) и зимнего солнечный герой предстаёт в виде К., которое катится с горы и убивает своего противника (осет. Колесо Балсага, адыг. Жан-шарх и др.). В индийском (ведийском) мифе солнечный бог Сурья во время состязания теряет К. Своей колесницы, которое похищает громовержец Индра, убивающий этим К. Демона. Потерянное К. С помощью Индры подбирает конь Эташа, укрепляет его на колеснице Сурьи, который за это уступает ему место впереди колесницы. Образ колесницы громовержца (Индры в ведийской мифологии, Тора - в германо-скандинавской мифологии, Перкуна - у литовцев, Перуна - у славян) первоначально символизировал его связь с солнцем.
Он известен также и в христианской иконографии (ср. Колесница Ильи-пророка).Общее для всех ранних индоевропейских традиций (индоиранской, хеттской, греческой, германской и др.) представление о колеснице солнца, запряжённой конями, уже во 2-м тыс. До н. Э. Распространяется (как и сама колесница) в культурах Евразии. О такой колеснице солнца говорится в гимне египетского фараона Эхнатона. Сходное представление западных семитов зафиксировано в Библии, где рассказывается, что, борясь с идолопоклонниками, царь Иосия «колесницы солнца сжёг огнём» (4 Царств 23, 11). В угаритском эпосе встречается заимствованное из хеттского особое обозначение вотивного солнечного диска. Колесница солнца, запряжённая конями, известна в китайской традиции.Другой мифологический образ, связываемый с колесницей, - представление о Большой Медведице как колеснице - распространён в древнем Двуречье, у хеттов, в Древней Греции, во Фригии, у балтийских народов, в Древнем Китае (Большая Медведица - «колесница, указывающая на юг»).
Образ Большой Медведицы - колесницы отмечен также в мифологических представлениях южноамериканских индейцев бороро. Исследователи подвергают сомнению древность этих представлений, хотя в культурах доколумбовой Америки обнаружены обрядовые игрушечные изображения колесниц, сходные с моделями колесниц из древних культур Ближнего Востока и долины Индра. Священные изображения колесниц, так же как и захоронения вождей (в определённом смысле приравнивавшихся к солнцу) на колесницах (самые ранние захоронения такого типа известны на Ближнем Востоке и Кавказе в 3-2-м тыс. До н. Э.), позволяют выявить ранние обрядовые истоки мифологических представлений о колеснице. Мифам о К. Соответствует сохранившийся до недавнего времени у многих народов Европы праздник сжигания колеса.
По мере выветривания этих ритуальных функций образы К. И колесницы стали пониматься как самостоятельные вне их связи с солнцем.Лит. Алборов Б. А., Легендарное колесо нартских сказаний, в кн. Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института, т. 27, Орджоникидзе, 1968, с. 142-80. Афанасьев А., Поэтические воззрения славян на природу, т. 1, М., 1865, с. 207-13. Дюнезиль Ж., Осетинский эпос и мифология, [пер. С франц.], М., 1976, с. 74-76, 104-08, 112-15.В. В. Иванов.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Колесо
На нашем сайте Вы найдете значение "Колесо" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Колесо, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 6 символа