Купала

194

В восточнославянской мифологии главный персонаж праздника летнего солнцестояния (в ночь на Ивана Купалу - народное прозвище Иоанна Крестителя - с 23 на 24 июня по старому стилю). К. Называли куклу или чучело (женщины или мужчины - ср. Такую же куклу Костромы), которое в белорусских ритуалах называли также Марой (воплощение смерти). Во время праздника К. Топят в воде. Разжигаются священные костры, через которые прыгают участники обряда. Ритуал призван обеспечить плодородие (от высоты прыжка зависит высота хлебов и т. П.). Как сами обряды, так и название Купала (от глагола купать, кипеть, родственно лат. Cupido, Купидон, «стремление». Ср. Индоевроп. Корень kŭp- со значением «кипеть, вскипать, страстно желать») указывает на соотнесение купальских ритуалов с огнём (земным и небесным - солнцем, в купальских ритуалах представленным колесом) и водой, которые выступают в купальских мифах как брат и сестра.

В основе мифа, реконструируемого по многочисленным купальским песням и другим фольклорным текстам, лежит мотив кровосмесительного брака брата с сестрой, воплощаемых двуцветным цветком иван-да-марья - важнейшим символом купальских обрядов. Желтый цвет воплощает одного из них, синий - Другого. В одном из вариантов мифа брат собирается убить сестру-соблазнительницу, а она просит посадить цветы на её могиле. Три вида волшебных трав и цветов в купальских песнях (по поверьям, целебная сила трав была наибольшей в ночь на К.) соотносятся с мотивами трёх змей и трёх дочерей К. Сходные обряды и поверья связываются с Ивановым днём во всех славянских традициях. Широко распространено предание о цветке, который раскрывается накануне этого дня (напр., папоротник) и огненным цветом указывает на клад и т.

П. В Болгарии и белорусском Полесье совпадают обычаи добывания купальского огня трением двух кусков дерева. Сюжет кровосмесительного брака брата и сестры (первоначально близнецов в близнечном мифе), отдельные мотивы и имена персонажей (напр., Мара, позднее переосмысленное как Марья) могут относиться ко времени, предшествующему праславянскому (см. Индоевропейская мифология), что видно из совпадений с балтийской мифологией и обрядами Иванова дня (Лиго). Сам сюжет об инцесте в своей древнейшей форме истолковывается как воплощение в мифе взаимосвязей основных полярных противоположностей - огонь/ вода и т. П. Такие характерные для славянских обрядов и песен мотивы, как купальские змеи, скот, клад и др., позволяют связать купальский цикл мифов с основным мифом славянской мифологии.

Символы купальских обрядов и мифов неоднократно использовались в славянских литературах нового времени (Н . В. Гоголь, Юлиан Тувим и др.).Лит. Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей М„ 1974, с. 217-42. Потебня А. А., О некоторых символах в славянской народной поэзии - . - О купальских огнях ..., Харьков, 1914 Соболевский А. И., Из области верований и образов, [т.] 1 - Купало, в кн. Сборник отделения русского языка и словесности, 1910, в. 88, № 3, с. 268-66.В. В. Иванов, В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Купала

Янка (псевдоним. Настоящее имя и фамилия Иван Доминикович Луцевич) [25.6(7.7).1882, Вязынка, ныне Молодечненского района Минской области, — 28.6.1942, Москва], белорусский советский поэт, народный поэт БССР (1925), академик АН БССР (1928) и УССР (1929). Родился в семье мелкого арендатора из безземельных крестьян. Учился в Петербурге на общеобразовательных курсах А. С. Черняева (1909 — 1913), в народном университете им. А. Л. Шанявского в Москве (1915). Был домашним учителем, писарем, приказчико..

Купала

КУПАЛА -1) славянско-русский мифологический персонаж в образе девушки, раздающей цветы.2) Народный праздник летнего солнцестояния - Ивана Купалы (в ночь на 24 июня ст. Ст., когда церковью празднуется рождество Иоанна Крестителя). Сопровождался собиранием целебных трав, цветов, обрядами с огнем и водой, песнями, играми, хороводами и гаданиями.. ..

Купала

Языческое божество лета, полевых плодов и летних цветов, почиталось третьим после Перуна и Велеса, истукан его стоял в Киеве до Крещения Руси.Ритуальный праздник ему был установлен в день летнего солнцестояния в начале жатвы, в Иванов день и в ночь, ему предшествующую (См. Аграфена Купальница). Возжигались большие костры, приносили жертвы. Участвовавшие плясали и пели возле огня в одеждах, украшенных цветами. Затем через огонь прогоняли скот, чтобы обезопасить стадо от злых духов.Языческие ритуа..

Купала

КУПАЛА Янка (настоящие имя и фамилия> Иван Доминикович Луцевич) (1882 - 1942), белорусский поэт. В ранней поэзии, близкой к фольклору образностью, лиризмом, мелодикой, - тяжкая доля народа (сборник стихов "Дорогой жизни", 1913. Поэмы "Извечная песня", 1908, "Сон на кургане", 1910, "Могила льва", 1913). В пьесе "Здешние" (1924) - утверждение самобытности национальной культуры и языка. В поэме "Над рекой Орессой" (1933), сборнике "Белоруссии орденоносной" (1937) жизнь> изображается в духе советско..

Купала

Сущ., кол-во синонимов. (5). ..

Купала

1) славянско-русский мифологический персонаж в образе девушки, раздающей цветы.2) Народный праздник летнего солнцестояния - Ивана Купалы (в ночь на 24 июня ст. Ст., когда церковью празднуется рождество Иоанна Крестителя). Сопровождался собиранием целебных трав, цветов, обрядами с огнем и водой, песнями, играми, хороводами и гаданиями.. ..

Купала

М.Бог лета, полевых плодов и летних цветов, которому в ночь с 6 на 7 июля по новому стилю - когда православные христиане празднуют Рождество Иоанна Крестителя - приносят жертвы, зажигая костры, через которые, желая обезопасить себя от леших, прыгают юноши и девушки.. ..

Купала

(К прописное), Купалы, и Купало, Купала, м. (этногр.). То же, что Иван-Купала.. ..

Купала

В имени Ивана , или Иоанна Крестителя. Имя связано с глаголом купать. С этого дня разрешалась купаться, так как, по поверью, Иоанн Креститель прогонял в этот день злых духов из воды.. ..

Купала

Купа́ла день Ива́на Купа́ла, укр. Купа́ло, купа́йло, блр. Купа́ла. От Ива́н Купа́ла, собственно "Иоанн Креститель". К купа́ть. См. Бернекер 1, 600. Соболевский, РФВ 22, 184 и сл. Начиная с этого дня разрешалось купаться, так как, согласно народн. Поверью, Ио. Креститель в этот день прогонял из воды злых духов (Брюкнер 224 и сл.).Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Купала

КУПАЛА Янка (1882-) - псевдоним выдающегося белорусского поэта Ивана Доминиковича Луцевича. Р. В семье мелкого шляхтича. Отец К. Занимался земледелием на арендованной у помещика земле. Учиться К. Начал на польском яз., русскому яз. Научился у своей няни. Впоследствии учился в сельском народном училище и частной школе в Минске. Пятнадцати лет окончил народное училище. До 1901 вел самостоятельное крестьянское хозяйство, затем работал чернорабочим и одновременно принимал активное участие в белорус..

Купала

— славяно-русский персонаж в образе девушки, раздающей цветы. Народный праздник летнего солнцестояния в ночь на 24 июня ст. Стиля, когда церковью празднуется рождество Иоанна Крестителя. Сопровождается собиранием целебных трав, цветов, обрядами с огнем и водой, песнями, играми, хороводами и гаданиями.. ..

Купала

Иван Купала, Иванов день у восточных славян.. ..

Кунье

Герой поздней корейской мифологии. В основе образа К. - мятежник периода политической раздробленности Кореи в 10 в. Рождение К. Сопровождалось чудесным событием. Над домом, где он появился на свет, навис белый луч вроде радуги. Поэтому его имя трактуют как «сын радуги [лука]». Родился К. В день «двойной лошади» (Тано), т. Е. 5-го числа 5-й луны, с развитыми зубами (версия «Самгук саги», или с двумя рядами зубов и двойным тембром голоса, версия «Чеван унги»). По совету предсказателя государь реши..

Куньлунь

В древнекита йской мифологии священная гора, находившаяся где-то на западной окраине китайских земель. В основе мифов о К. Лежит, видимо, представление о мировой горе. Считалось, что К. Имеет высоту 11 тыс. Ли 14 бу 1 чи и 6 цуней (более 7 тысяч километров), что из К. Берёт начало главная река Древнего Китая - Хуанхэ. Путь к К. Преграждали Жошуй («слабая вода») и огнедышащие горы. К. Представляли как нижнюю столицу небесного правителя Шан-ди («верховного владыки»). Там были висячие сады (сюаньпу..

Купидон

(Cupido). См. Эрот.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Кур

(шумер., букв. «гора», «горная страна», «чужеземная враждебная страна»), в шумеро-аккадской мифологии одно из названий подземного мира. Другие его шумерские названия - ки-галь («великая земля», «великое место»), эден («степь»), Иригаль, Арали (значения неизвестны). Аккадские параллели к этим терминам - эрцету («земля») и «церу» («степь»), вторичное название - кур-ну-ги («страна без возврата»). О положении и местонахождении К. Чёткого представления нет. Иногда говорится, что К. Удалён на 3600 дво..

Дополнительный поиск Купала Купала

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Купала" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Купала, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 6 символа