Ладья
В сюжете переплывания вод смерти и возвращения в реальный мир душа умершего или заходящее солнце отправляются в преисподнюю на Л. Смерти и возвращаются из преисподней на Л. Воскрешения. При этом солнце (Гелиос, Ра и др.) само переплывает в Л. Воды смерти, а душу человека переправляет перевозчик (греческий Харон, индийская Сатьявати, шумеро-аккад. Ур-шанаби и др.). С образом Л. Смерти связана роль Л. В погребальных ритуалах. Сжигание в Л. (ср. Сканд. Бальдра), погребение в Л. Или в гробу ладьеобразной формы, отправление мёртвого в Л. В море или по реке, укрепление Л. С телом умершего на столбах, изображение Л. На погребальной утвари и могильных камнях. Основным сакральным элементом Л. Смерти является корма (перевозчик-кормчий). На Л.
Воскрешения в дни весенних празднеств вывозятся из храма богини-матери вавилонский Мардук, египетские Осирис и Амон, малоазийский Аттис. Отсюда роль Л. В обрядах плодородия (вождение Л. По засеянным полям и т. П.) и в ритуалах поминовения усопших, с которыми связывается представление о временном возвращении их на землю, в лоно семьи. Основным сакральным элементом Л. Воскрешения является нос, на котором устанавливается фетиш. Соответственно элементы Л. Корма, нос и корпус - образуют семантическое единство с фазами космического цикла - закатом - восходом, смертью - воскресением. При этом корма соответствует входу в страну смерти, западным воротам горизонта. Нос отождествляется с выходом из страны смерти, восточными воротами горизонта, корпус Л.
Символизирует нижний мир и период блуждания между закатом и восходом, смертью и рождением. Амбивалентность семантики смерти и возрождения обнаруживает Л. Потопа, которая со своим содержимым единственная преодолевает гибель и является средством будущего возрождения, заключая в себе либо «семя всех вещей» (корабль шумеро-аккадского Зиусудры - Ут-Напишти, индийского Ману), либо супружеские пары будущих прародителей (греческие Деекалион и Пирра, библейский Ной и скандинавский Бергельмир с супругами). Есть основание полагать, что уподобление Л. Периоду загробного существования и нижнему миру, преисподней-чреву, куда всё уходит после смерти и откуда всё возрождается вновь, связано с фигуративным подобием Л.
Идеограмме нижнего мира - фрагменту космологической схемы вертикальной модели мира. Описание Л. Потопа в аккадском эпосе о Гильгамеше, где она уподобляется океану, перекрытому сверху плоской землёй, буквально отождествляет Л. С нижним миром. Иногда «корабль мертвецов» фигурирует в эсхатологических мифах (ср. Нагльфар скандинавской мифологии).Лит. Анучии Д., Сани, ладья и кони, как принадлежности похоронного обряда, в сб.:Древности, т. 14, [М.], 1890. Ревуненков а Е. В., «Корабль мёртвых» у батаков Суматры, в сб. Культура народов Австралии и Океании, Л„ 1974. Иванов С. В., Орнаментика, религиозные представления и обряды, связанные с амурской лодкой. «Советская этнография», 1935, № 4-6.Н. Н. Ерофеева.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Ладья
На нашем сайте Вы найдете значение "Ладья" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ладья, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 5 символа