Лао-цзы

253

(«старый ребёнок»), легендарный основатель философского даосизма в Китае, живший будто бы в конце 7 в. До н. Э., которому приписывается «Даодэцзин» («Книга о пути и добродетели»). Л.-ц. Был обожествлён в первых веках н. Э., в период становления религиозного даосизма. Согласно мифам, он был зачат без отца от солнечной энергии, аккумулированной в пятицветной жемчужине, проглоченной его матерью Сюань-мяо-юйнюй, пробыл в её утробе 81 год и вышел из левого подреберья. Он был рождён под сливовым деревом - отсюда его фамилия Ли («слива»). Через 9 дней он уже имел рост 9 чи (ок. 3 м) и все внешние признаки святого. В даосских трактатах Л.-ц. Рассматривался как глава всех бессмертных, рождённый вместе с небом и землей. Ему приписывались магические способности, в том числе смена облика (появление в городе Чэнду на овечьем базаре в облике чёрного барана).

Прожив чуть ли не 200 лет, Л.-ц. Верхом на чёрном быке отправился на запад. Проезжая пограничную заставу, он передал её начальнику книгу «Даодэцзин». В период соперничества с буддизмом (5-б вв.) появилась легенда о том, что уехавший на запад Л.-ц. Прибыл в Индию, чудесным образом оплодотворил спящую мать принца Гаутамы и таким образом стал отцом Будды. Официальный культ Л.-ц. Известен со 2 в., особо почитался при династии Тан, императоры которой, носившие фамилию Ли, считали его своим прародителем. В поздней народной мифологии он почитался как глава заклинателей, а также как покровитель кузнецов, серебряных и золотых дел мастеров, точильщиков, изготовителей пиал и палочек для еды. Часто изображался в виде старца верхом на быке.Лит.

Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае, М., 1970, с. 220-26, 271. Сунь Кэ-куань, Тан ицяньды Лао-цзы шэньхуа (Мифы о Лао-цзы до эпохи Таи), «Далу цзачжи», 1974, т. 48, № 1.Б. Л. Рифтин.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Лао-цзы

Ли Эр, автор древнекитайского классического даосского трактата «Лао-цзы» (др. Название «Дао дэ цзин»). Согласно традиции, Л.-ц. В 6—5 вв. До н. Э. Был архивариусом при чжоусском дворе. Большинство современных учёных считает, что Л.-ц. — фигура легендарная, трактат же написан в конце 4 — начале 3 вв. До н. Э., хотя и содержит некоторые более ранние материалы. Основное понятие мировоззрения, изложенного в трактате, — Дао, недоступное познанию и невыразимое в словах начало, в котором воплощено еди..

Лао-цзы

ЛАО-ЦЗЫ (Ли Эр) - легендарный автор древнекитайского трактата "Лао-цзы" (древнее название - "Дао дэ цзин", 4-3 вв. До н. Э.), канонического сочинения даосизма. Основное понятие трактата - дао, которое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость). Вытекающий из дао образ действий - недеяние (у вэй). Уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы. Правитель-мудрец должен, отвергнув роскошь и войну, возвратить народ к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим д..

Лао-цзы

ЛАО-ЦЗЫ (Ли Эр), автор> древнекитайского трактата "Лао-цзы" (древнее название - "Дао дэ цзин", 4 - 3 вв. До нашей эры), канонического сочинения даосизма. Основное понятие> - дао, которое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость). Вытекающий из дао образ действий - недеяние (у вэй). Уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы. Правитель-мудрец должен, отвергнув роскошь и войну, возвратить народ> к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим до возникновен..

Лао-цзы

Имя китайского философа, жившего в VI в. До Р. Хр. Рождение его приурочивается к 604 г. Фамилия его была Ли, детское имя Эр, в зрелом возрасте он назывался Бо-янь, а посмертный титул его — Дань. Посему он в сочинениях встречается иногда с именем Ли-эр или Лао-дань. О его семье, детстве и воспитании ничего не известно. На страницах истории он является уже в зрелом возрасте, в звании историографа или библиотекаря при императорском дворе Чжоусской династии. Будучи свидетелем постепенного упадка имп..

Лао-цзы

(Ли Эр) (IV-III вв. До н.э.) автор канонического сочинения даосизма «Дао Дэ Цзин» Голос истины неизящен, а изящная речь лжива. Нравственный человек не красноречив, а красноречивый — лжец.Закон достойных — творить добро и не ссориться.Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное. Он все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы.Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.Голос истины противен слуху.Кто, предпринимая дело, спешит наскоро достичь результата, то..

Лао-цзы

Основатель религии Китае, около 600 г. До Р. Х., учение которого называется Дао или религией правого пути, а последователи - даосы.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)китайский философ, родоначальник особой религии даосизма.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907). ..

Лао-цзы

Легендарный древнекитайский мыслитель, основоположник религиозно-философского направления даосизма, фигура загадочная во многих отношениях. Под этим именем, которое, скорее всего, является прозвищем и означает буквально "старый мудрец" (и даже "старый младенец"), в традиции фигурируют по крайней мере три разных персонажа. 1) Ли Эр (Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы), уроженец деревни Цюйжэнь волости Ли уезда Ку царства Чу, родившийся в 604 до н. Э. По этой версии, восходящей к главе "Жизнеописание ..

Лао-цзы

Полулегендарный автор осн. Произв. Философского даосизма - тракгата "Дао дэ цзин" (иногда называемого "Лао-цзы"). Исходным моментом социально-политич. Теории этого трактата является мысль о том, что человек - часть природы и поэтому должен жить естеств. Жизнью. Отсюда - призыв к правителям не вмешиваться в жизнь народа и враждебное отношение к гос-ву, к морали, к образованию, к культуре. О датах жизни Л.-ц. Среди ученых есть неск. Мнений. Одни считают, что Л.-ц. Был старшим современником Конфуци..

Лао-цзы

(6-5 вв. До н.э.) - полулегендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений в философской мысли Китая. Традиция называет его автором 'Дао дэ цзин' - 'Книги о дао-пути и благой силе-дэ'. В фокусе даосской мысли (как и конфуцианства) находится тема 'дао-пути', которым следует идеальный человек, накапливая тем самым силу-добродетель 'дэ', упорядочивающую Поднебесную (общество). Однако конфуцианскому культуроцентризму даосизм противопоставляет 'следование естественности' ('цзы ж..

Лао-цзы

ЛАО-ЦЗЫ "Престарелый мудрец", "Престарелый младенец"Древнекит. Философ, к-рому приписывается авторство на классич. Даос, филос. Трактат "Дао дэ цзин".Совр. Наука подвергает сомнению историчность Л.-ц., тем не менее в науч. Лит-ре он часто определяется как основоположник даосизма. Согласно сведениям, сообщаемым Сыма Цянем (2 в. До н.э.) в "Ши цзи", Л.-ц. (Ли Эр, Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы?) жил в 6(-5?) в. До н.э. В царстве Чу. Служил хранителем б-ки царства Чжоу, где встречался с Конфуцием. ..

Лао-цзы

ЛАО-ЦЗЫ (6-5 вв. До н.э.) - полулегендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений в философской мысли Китая. Традиция называет его автором "Дао дэ цзин" - "Книги о дао-пути и благой силе-дэ". В фокусе даосской мысли (как и конфуцианства) находится тема "дао-пути", которым следует идеальный человек, накапливая тем самым силу-добродетель "дэ", упорядочивающую Поднебесную (общество). Однако конфуцианскому культуро-центризму даосизм противопоставляет "следование естественности..

Лао-цзы

(6—5 вв. До н.э.) — полулегендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений в философской мысли Китая. Традиция называет его автором "Дао дэ цзин" — "Книги о дао-пути и благой силе-дэ". В фокусе даосской мысли (как и конфуцианства) находится тема "дао-пути", которым следует идеальный человек, накапливая тем самым силу-добродетель "дэ", упорядочивающую Поднебесную (общество). Однако конфуцианскому культуроцентризму даосизм противопоставляет "следование естественности" ("цзы ж..

Ланьеин И Амонг

В мифологии каренов в Бирме (тибето-бирманская группа) брат и сестра, первоначальная пара людей. Много сотен или тысяч лет они жили в местности Эла. Сеткья, сын небесного духа, дал им магический барабан. Когда в него стучали, убегали хищные звери и исполнялись желания. Однажды Амонг (А.) рассердилась на Ланьеина (Л.) и коварно посоветовала ему сменить на барабане шкуру, после чего он потерял свою силу. Л. И А. Перестали доверять друг другу и в конце концов расстались. А. Ушла в местность Маунгла..

Лао-лан

(«почтенный юноша?»), Лао-лан пуса («бодхисатва Лао-лан»), в поздней китайской народной мифологии божество - покровитель актёров и певичек. Считается, что в качестве Л.-л. Обожествлён танский император 8 в. Мин-хуан (Сюань-цзун), который прославился как покровитель актёрского искусства. В некоторых источниках бога актёров называют Эрланом, в таких случаях нередко происходит контаминация с одноимённым божеством вод. Обычно в старом Китае в каждом театре позади сцены устраивался небольшой киот с ф..

Лаогхэйр

В легендах ирландских кельтов имя Лаогхэйр носили несколько персонажей. Один из них - реальное историческое лицо, король Ирландии, занимавший трон острова в то время, когда в Ирландию прибыл св. Патрик (см. Глава 16).(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Лаогхэйр Буадах

В мифологии ирландских кельтов Лаогхэйр "Победитель в Битве", друг Кухулина (см. Глава 12)(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Дополнительный поиск Лао-цзы Лао-цзы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лао-цзы" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лао-цзы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 7 символа