Малаки-тауз

289

( от араб. «ангел-павлин»), в мифологии езидов (исповедующая особую религию часть курдов) верховный ангел. Изображается в виде павлина (петуха). Слово «М.-т.» употребляется вместо имени Зазаил, которое обычно не произносится. Образ М.-т. Складывался, испытывая влияние иудео-христианских, иранских, суфийских представлений. М.-т. - эманация верховного бога-демиурга, носитель активного начала в мире (демиург не вмешивается в земные дела и общается с миром через посредство семи ангелов) (ср. Суфий-ско-персидскую легенду о создании богом мирового духа в виде павлина). В то же время М.-т. - падший ангел, который, однако, будет непременно прощён богом (в других вариантах мифа он уже прощён). Абсолютизация этой ипостаси образа М.-т.

Способствовала формированию ошибочного представления о езидах как дьяволопоклонниках (в то время как езиды вообще отрицают существование зла как самостоятельного начала). Представления езидов о падении М.-т. Отличаются как от иудео-христианского мифа о дьяволе, так и от зороастрийского и манихейского дуализма (с которым они, по-видимому, генетически связаны) с их известной автономностью злого начала. М.-т., видимо, был отринут богом вследствие своей связи с земным миром. По одному из вариантов мифа, М.-т., никогда не видевший лица бога, попросил его об этом. За это бог бросил его на тот свет и сделал царём рая, потому, что на этом свете лицо бога видеть нельзя. Отсюда явствует первоначальное присутствие М.-т.

Именно на «этом свете». М.-т. (в других вариантах - мученик Абрикий) уничтожает ад, где он томился, залив адский. Огонь своими слезами, которые в течение семи тысяч лет наполнили семь сосудов. В мифе о сотворении человека М.-т. Играет роль, сходную с ролью библейского сатаны-искусителя. Бог поручает М.-т., сотворившему Еву, вывести прародителей из рая, чтобы их потомством населить землю. М.-т. Побуждает их попробовать виноград (или пшеницу), отчего у них начинается боль в желудке и они узнают, что такое страдание. М.-т. Пробивает в нижней части тел Адама и Евы необходимые отверстия (в другом варианте их проклёвывает птица). Лишившиеся невинности прародители изгоняются из рая (ср. Также восточную легенду о том, что дьявол предстал перед Евой в облике павлина).М.-т.

Связан с солнечным началом:он отождествляется с солнцем - Шейх-Шемсом и (шире) со светоносным ангелом (ср. Люцифер). Изображение М.-т. В виде павлина соотносится с солярной символикой павлина в других мифологиях (напр., Юго-Восточной Азии). Иногда М.-т. Называют ангелом веры, в этом качестве он сопоставим с иранским Сраошей - духом веры, послушания и дисциплины (священная птица Сраоши - петух). Вместе с М.-т., составляя своеобразную триаду, почитаются езидские святые шейх Ади и халиф Язид I, которые считаются его воплощениями. Манифестацией М.-т. Езиды считают также Иисуса Христа.Металлические изображения павлина - М.-т. (санджак) употребляются еэидами как оберег. Лит. Березин И., Езиды, «Магазин землеведения и путешествий», 1854, [т.

З], с. 428-54;Егиазаров С. А., Краткий этнографическо-юридический очерк езидов Эриванской губернии, в кн. «Записки Кавказского отдела имп. Русского географического общества», 1891* т. 13, вып. 2, с. 171-234. Его же. Извлечение из заметок г. Сиуффи об езидах, там же, с. 264-88;Карцев Ю. С., Заметки о турецких езидах, там же, с. 235-63. Курдский фольклор, собрали, составили, снабдили примечаниями и предисловием О. Джалил и Дж. Джалил, кн. 1-2, М., 1978. Menzel Th., Yazіdі, в кн. Enzyclopedie des Islam, Bd 4, Leiden-Lpz., 1934 (лит.);Zarayq Q. (ed.). The Jazidis, past and present, by Isma'Il Beg Chol, Beirut, 1934.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Малайского Архипелага Народов Мифологии

Мифологические системы многочисленных народов, населяющих Индонезию, Малайзию, Филиппины, Сингапур, Бруней и Тимор. Наиболее важные самостоятельные мифологические регионы составляют мифологии народов Восточной Индонезии, Западной Индонезии и Малайзии, Филиппин. Мифология народов Восточной Индонезии (то есть народов, населяющих Малые Зондские острова, к востоку от Сумбавы, и Молуккские острова). Включает несколько самостоятельных мифологических систем, в том числе нгада (остров Флорес), солорцев ..

Малакбел

(арам. Mikbl, «посланец Бела»), в западносемитской мифологии бог солнца, почитавшийся в Пальмире. Входил в триаду богов Баалшамем - М. - Аглибол, занимавших в пантеоне Пальмиры (наряду с триадой Вел - Иарихбол - Аглибол) наиболее заметное место. Параллелен, а возможно, тождествен Йарихболу. В эллинистический период отождествлялся с Гелиосом. Возможно, соответствует Гермесу, почитавшемуся в Гелиополе. Известны римские изображения (2 в. Н. Э„ с двуязычной надписью) сцен рождения из кипариса М., де..

Малах Га-мавет

(евр. Mal'ak ha-mawet, «посланец смерти»), в иудаистической мифологии ангел смерти. Представление о М. Г.-М„ оформившееся только в талмудической и агадической литературе, восходит, с одной стороны, к универсально распространённым мифологическим персонификациям смерти, а с другой - согласуется с иудаистической концепцией божественного всемогущества, делающей из М. Г.-М. Именно вестника бога по преимуществу. Прообразы М. Г.-М. Опознаются в ветхозаветных «ангелах-истребителях» (2 Царств 24, 16. 1 П..

Малая Фурия

В мифологии ирландских кельтов - один из мечей, принадлежавших Мананнану Мак Лиру. Мананнан отдал его Диармайду, чтобы тот мог сражаться с Финном (см. Глава 15).(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Дополнительный поиск Малаки-тауз Малаки-тауз

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Малаки-тауз" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Малаки-тауз, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 11 символа