Мандрагора
Роль M. В мифопоэтических представлениях объясняется наличием у этого растения определённых снотворных и возбуждающих свойств, а также сходством его корня с нижней частью человеческого тела (Пифагор называл M. «человекоподобным растением», а Колумелла - «травой-получеловеком»). В некоторых народных традициях по виду корня M. Различают растения мужского и женского пола и даже дают им (в духе народной этимологии) соответствующие названия. Ср. Англ. Mandrake (от man, «мужчина») и womandrake (от woman, «женщина»), В старых травниках корни M. Изображаются как мужские или женские формы, с пучком листьев, вырастающих из головы, иногда с собакой на цепи или агонизирующей собакой. Согласно поверьям, тот, кто услышит стон, издаваемый M.
При её выкапывании из земли, должен умереть. Чтобы избежать смерти человека и вместе с тем удовлетворить жажду крови, якобы присущую M., при выкапывании M. Сажали на привязь собаку, которая, как считалось, погибает в агонии. Существовало поверье о происхождении M. Из поллюции повешенного человека (ср. Названия M. Нем. Galgenmannlein, букв. «висельничек»). Хильдегарда Бингенская (12 в.) считала, что M. Возникла там, где был создан Адам. Глубокие корни имела вера в возбуждающую силу M. И её роль в зачатии плода. Ср. Библейское предание о мандрагоровых яблоках (плодах M.), которыми пользуются для обеспечения зачатия Лия и Рахиль (Быт. 30, 14-23). В Греции M. Связывали с Афродитой, которая иногда получала соответствующий эпитет, и с Цирцеей (считалось, что с помощью колдовского снадобья из M.
Цирцея возбуждает в людях влечение и любовь). Юноши носили иногда кусочки M. В качестве любовного амулета. В средние века представления о способности M. Вызывать зачатие обусловили появление целой индустрии изготовления поддельных мандрагоровых корней. M. С древности широко использовалась в народной медицине, магии, колдовстве, а позже и в алхимии.Известны сюжеты, в которых M. Связана с нечистой силой-с дьяволом (в Аравии распространено поверье, что ночью M. Светится, в связи с чем её называют «свечой дьявола»), с ведьмами (в средние века M. В ряде европейских традиций именовалась «цветком ведьмы»), колдуньями (считалось, что с помощью M. Они могут лишить человека красоты и рассудка, околдовать, причинить вред). Вместе с тем М.
Делает человека неуязвимым, помогает обнаруживать сокровища, клады, может использоваться для предсказаний и пр. Символические значения связывают М. С горячкой, возбуждением, мужским принципом, неуязвимостью, пуповиной. М. - знак редкого, необычного (таково значение М. В «языке цветов»). Мотивы, связанные с М., получили отражение в произведениях Н. Макиавелли, У. Шекспира, Дж. Донна, немецких романтиков, Т. Манна и др. Отдельную «разновидность» М. Составляет (в низшей мифологии) альраун [немецкое название корня М. Или выступающего вместо него корня мха (в Уэльсе чёрный мох носил то же название, что и М.) и соответствующего полезного человеку духа, эльфа, домового].Лит. G гupре О., Griechische Mythologie und Religionsgeschichte, Bd.
1-2, Mönch. 1906. Uteri A., Pflanzenmarchen und Sagen, 2 Aufl., Basel, 1926. Funk and Wagnalls standard dictionary of folklore, mythology and legend, N. Y., 1972, p. 671-72. Jobes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, v. 2, N. Y., 1962, p. 1067. El lade М., La Mandragore et Ie mythes de la «Naissance miraculeuse», «Zalmoxis», 1940-42, t. 3, p. 3-48.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Мандрагора
На нашем сайте Вы найдете значение "Мандрагора" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мандрагора, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 10 символа