Отхан-галахан

139

(«хан огня Отхан»), Отгалахан («хан огня От»), Отхан-Галахан эхе («матушка Отхан-Галахан»), &л-Галахан эхе («матушка хан огня Эл»), Га л-эхе («матушка-огонь»). От эхе, Од эхе, Ут эхе («матушка От»), Галтёнгри («огонь-тенгри»), в мифологии монгольских народов божество огня, персонификация огня, очажного пламени. Предстаёт в мужском и в женском облике. Этимология имени Отхан (от тюрк. От, «огонь», и хан, «государь») указывает на тюркский компонент в генезисе образа.Обнаруживается некоторое соответствие и с аналогичным персонажем тибетской мифологии, которого также называют «бог огня», «государь богов огня». Образ О.-Г. Складывался на основе представлений о духах родового и семейного очага, выступавших в зависимости от различных племенных традиций в мужском или женском облике (отсюда то мужская, то женская ипостась божества).В обрядово-мифологических сюжетах синтезируются ранние представления о небесном происхождении огня (очевидно, от удара молнии, который иногда интерпретируется как зачатие при космическом браке) и более поздние - о его искусственном добывании (высекании, которое на монгольских языках передаётся тем же словом, что и вспышка молнии).

Создание огня связывается с эпохой первотворения. Когда гора (Алтай, Хангай, Бурхан-халдун, Сумеру) была холмом, дерево (вяз, ива) - побегом, горный козёл - козлёнком, ястреб и жаворонок - птенцами, царь-лев - детёнышем и т. Д. В вариантах огонь возникает благодаря начальному космогоническому акту - отделению неба от земли. Участие космических начал в порождении О.-г. Многократно подчёркивается. Огонь появился от 99 вечных тенгри, от Хормусты, от хана-тенгри и матери Эту ген («возник из её стопы») и т. Д. В качестве его творцов упоминаются также гора, море и дерево (высечен горой Вурхан-Хал-дун, возник от горы Сумеру и моря Сум, сотворён из вяза, из тутового дерева с вершины Хангай-хана и Бур-хату-хана и т. П.).

Семантика порождения сохраняется и при описании искусственного добывания огня, порождённого отцом-железом (сталью) и матерью-камнем (кремнем, галькой - образом, параллельным «матери-земле», а также горе).При складывании культа Чингисхана его родовой огонь осмысливается как владыка над всеми духами очагов и затем - как огонь вообще. Согласно различным версиям, первый огонь был высечен Чингисханом и раздут его женой, высечен его отцом Есухей-багатуром и раздут его матерью Оэлун, высечен его сыном Чагадаем и раздут супругой Чагадая Чанхулан и т. Д. Мотив мифологического порождения отражён в распределении функций между мужским («высекание») и женским («раздувание») началом. Подвергшийся мифологизации Чага-дай, хранитель родового очага императорской фамилии, после смерти был отождествлён с духом - хозяином очага, а затем - с божеством огня вообще (бурят.

Сахядай-нойон).Позднее под влиянием буддизма происхождение О.-Г. Связывается с именами ламаистских божеств. Бурхан-бакши (Шакьямуни), Вайрочаны, Махешвары (Шивы) и др. В качестве мистического источника огня часто называется буква «ра» («рам», «арам»), одна из семи магических букв, по традиционной грамматической классификации относящаяся к стихии огня. Влияние тибетской традиции сказывается в версии о создании огня Падмасамбхавой (в тибетской мифологии именно он учреждает культ божества огня). О.-Г. Проявляется в целом сонме обитающих в очаге духов, объединённых семейными связями и олицетворяющих - соответственно универсальной пространственной ориентации - центр очага и различные его стороны. В призываниях к О.-Г.

Фигурирует его «очень старый» дед - Тала, отец («Победоносный огонь-господин»). Всевышняя матушка-лус (из разряда земных духов-хозяев, см. Лу. По модели космического порождения мать огня всегда связана с землёй). Сыновья или братья (иногда числом 5), носящие общее имя Белое сердце огня. Сёстры-врачевательницы - «огненные девы», олицетворяющие либо центр очага (Огненное центр-сердце), либо его стороны и являющиеся прямым отражением небесных дев. Цвета тел «огненных дев» соответствуют цветам утреннего, полдневного, вечернего и ночного солнца. Фея восточного огня - сияюще-белая, южного - красно-жёлтая, западного - тёмно-красная, северного - чёрная (это распределение цветов почти полностью соответствует буддийской космологической символике.

Ср. Тара).О.-Г. Как божество огня имеет один глаз (реже три), всегда смотрящий вверх, в небо, ослепительно-белое лицо, густую белую бороду, медные брови, оскаленные раковинно-белые зубы. Наиболее частые его эпитеты - «красный», «масляный», «шёлковый». У него жемчужный топор, кувшин, чётки, барабан, крюк, сеть, жемчужные подвески, хрустальный пояс на бёдрах. Облик и атрибуты божества огня и его семейства сложились под прямым влиянием буддийской иконографии.Как персонификация огня О.-Г. Связан с космическим центром (ср. Центральное положение очага в юрте) и с мировой вертикалью. Его блеск достигает неба, дым проникает сквозь 99 небесных слоев (или покрывает их), жар пронизывает насквозь землю, согревает её 77 слоев.

Столь же несомненна связь с солнцем (огнём небесным). Очагу придавалась округлая форма (солнечный диск), а к новогоднему ритуалу приурочивались проводы О.-Г. Старого года и встреча О.-Г. Нового года. С этим же, очевидно, связан запрет выносить огонь из юрты в ночное время - после захода и до восхода солнца. Общей для образов О.-Г. И солнца является идея производительности. При новогоднем ритуале поклонения О.-Г. У него выспрашивают счастье, благую часть, жизненную силу. В обряде используется репейник, связанный с темой плодородия, а в качестве жертвенного животного - белая (или белая с жёлтой головой) овца, вообще символизирующая счастье и благополучие. Особую роль в культе О.-Г. Играет козёл - универсальное олицетворение плодородия.

Кастрированный козёл - ездовое животное О.-Г., горный козёл фигурирует при описании возникновения О.-Г. Новогодние жертвы огню приносят женщины, которые просят детей, исключено участие в ритуале беременных женщин (напр., у ордосцев). На связь огня с потомством указывают:запрет у бурят выносить из юрты родовой огонь, если в доме есть дети возрастом до года, поклонение невесты родовому очагу жениха (хотя это прежде всего - испрашивание покровительства нового для неё родового духа, каковым выступает божество огня). Родовой огонь приравнивается к родственнику. По бурятским поверьям, его, как сына или сородича, нельзя отдать в чужой род, а погасить его - всё равно что убить родственника. При перекочёвке на новое место переносятся и непогашенные угли, сохраняющие родовой огонь, что рассматривается как гарантия продолжения рода.

Одна из функций О.-Г.- очистительная. Огнём очищали юрту, в которой лежал покойник, и находящиеся там вещи. Невесту очищали перед вступлением в род жениха, проводя её между двумя кострами (по сообщению Плано Карпини, такой же процедуре подвергались послы, прибывшие к хану). Пожар, а также некоторые (прежде всего кожные) болезни - следствие гнева О.-Г., вызванного дурным обращением с очажным пламенем, нарушением запретов (перешагивать через очаг, подталкивать ногой топливо, помешивать угли острым предметом, плевать в огонь, лить воду, бросать нечистоты, волосы, произносить перед очагом слово «волк» и т. Д.). Существует у бурят поверье, что О.-Г. Окривел из-за помешивания углей в очаге острым предметом.Лит.

Банзаров Д., Черная вера, или Шаманство у монголов. Собр. Соч., М., 1965, с. 72-76. Цыбиков Г. Ц., Культ огня у восточных бурят-ыонголов, в кн. Бурятоведческий сборник, М 3-4, Иркутск, 1927. Галданова Г. Р., Культ огня у монголов, в кн. Исследования по истории и филологии Центральной Азии, в. 6, Улаи-Удэ, 1976. Рорре N. N„ Zum Feuerkultus Del den Mongolen, «Asia Major», 1926, v. 2;Tucci G., Helsaig W., Die Religionen Tibets und der Mongolei, Stuttg. [u. A.], 1970, 8. 376- 383. Moataert A. A propos d'une priere au feu, в сб. American etudlea in altaic linguiatica, v. 13, Bloomlngton, 1962.С. Ю. Неклюдов.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Отос

— один из Алоидов, сын Ифимедеи и бога обмолоченного зерна Алоея.(Источник. «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.). ..

Отсечение Головы

См. Голова(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Отчаяние

И тогдажепотрясенный Дурьйодхана обвел взглядом поле Курукшетру, дымящееся от еще не впитанной землею крови. Его взгляду предстали громоздящиеся горы тел — слонов, коней и воинов. Железноротые, иглорылые демоны жадно пожирали трупы. Разум великого воина омрачился скорбью. В воспаленной памяти проносились подобно призракам сцены сражений всех восемнадцати дней великой битвы и дорогие лица удалившихся в царство Ямы, но из уст вырывалось лишь одно имя. «Карна. Карна!» Дурьйодхана свалился на землю..

Офаним

(евр. 'ôphanîum, «колёса»), в послебиблейской иудаистической мифологии один из десяти (по другим вариантам - двенадцати) разрядов ангельской иерархии. Образ О., формировавшийся в тесной связи с общей символикой круга, восходит к описанию богоявления пророком Иезекиилем (см. Иезекииля видение). Описываемые здесь таинственные самодвижущиеся колёса с ободьями, полными глаз (Иезек. 1, 15-20. 10, 12- 13), традиционно истолковываемые как символ божественного всеведения и всевидения, в апокрифической к..

Дополнительный поиск Отхан-галахан Отхан-галахан

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Отхан-галахан" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Отхан-галахан, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 13 символа