Сансара
(др.-инд. Samsâra, «блуждание», «переход через различные состояния», «круговорот»), в этико-религиозных воззрениях индийцев обозначение мирского бытия, связанного с цепью рождений и переходом из одного существования в другое, а также - населённых живыми существами миров, в которых происходит этот переход. Идея С. И её преодоления, выхода из цепи существований занимает центральное место в ряде этико-религиозных систем, созданных в Индии (в индуизме, джайнизме, буддизме). Характерен образ переправы через океан С. Как метафорическое описание преодоления мирской суеты, спасения. В натурфилософском аспекте идея С. Связана с представлением о периодическом возникновении и уничтожении миров (см. Кальпа, Юга).В буддийских религиозно-мифологических представлениях С.
Обозначает бытие, которое неизбежно связано со страданиями и перерождениями живых существ. С. Противопоставляется нирване. Мифологический аспект понятия сансары таков. В безначально существующей С. Есть шесть видов существ - боги (см. Девалока), асуры, люди, животные, преты и обитатели нараки. Хотя способ существования в этих шести воплощениях по внешним проявлениям неодинаковый (первые три считаются относительно благоприятными, последние три - неблагоприятными), суть всех их одинакова - страдание. Вся С. Представляет замкнутую систему. После смерти существа перерождаются или в своей прежней сфере, или в более благоприятных, или в менее благоприятных сферах в зависимости от совершённых ими поступков (карма). Например, тот, кто в этой жизни является человеком, может после смерти переродиться в бога, а затем в обитателя нараки, затем стать претой, животным, асурой и т.
Д. Цепь перерождений является безначальной, но она может иметь конец, которым и служит нирвана. Достичь нирваны в состоянии только люди, поэтому рождение в облике человека считается особенно благоприятным (хотя жизнь богов кажется более счастливой). Считается, что нирвана находится вне системы С. И не имеет с ней причинно-следственной связи. Тем не менее мифологические представления буддистов допускают вмешательство (и даже вступление) нирванических существ в С. Так, дхьяни-будды эманируются в С. В виде бодхисатв и земных будд, особо выдающиеся личности могут в исключительных случаях иметь контакты даже с Ади-буддой (как, напр., махасиддха Тилопа и Падмасамбхава).Лит. Розенберг О., О миросозерцании современного буддизма на Дальнем Востоке, СПБ.
1919. Bstan-dzln-rgy-mtsho, Dalai Lama XIV, The Buddhism of Tibet and the Key to the middle way, [by] Tenzin Gyatao, L„ 1975;Jamgon Kongtrul, The torch of certaintly. Boulder - L., 1977.Л. М.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Сансара
На нашем сайте Вы найдете значение "Сансара" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сансара, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 7 символа