Сарасвати

115

(др.-инд. Sárasvatî, собств. «относящаяся к воде», «изящная»), в древнеиндийской мифологии река (главная для ведийских ариев) и её богиня. В основе этого образа - река С. В северо-западной Индии (считают, что это название - результат перенесения иранского гидронима, ср. Авест. Harahvaiti), важный рубеж в истории миграции ариев. Есть мнение, что С. - сакральное название Инда.В «Ригведе» С. Является наиболее почитаемой рекой (ей посвящены три гимна). Она упоминается в ряду Сараю и Синдху как великий поток, а также вместе с Гангой, Ямуной, Шутудри, Парушни и др. Синдху называется матерью С. В «Ригведе» рассказывается о царях и людях, живущих по берегам С. Она благодатна, полноводна, стремительна. Течёт из горы к морю (VI 61, 2.

VII 95, 2). Её поток величием превосходит все другие воды. Вода её чиста, своими волнами С. Разрушает горные вершины. Она семичленна, и у неё семь сестёр (VI 61, 10, 12), она - мать потоков (VII 36, 6), лучшая из матерей, рек и богинь (II 41, 16), дочь Павиру, молнии (VI 49, 7) и жена героя (Сарасвата, ср. III 4, 8). С. Заполняет воздушное и все другие пространства (VI 61, 10-12. X 65, 1, 2). Её просят спуститься с неба, с великой горы и принять участие в жертвоприношении. Она называется асу рекой и божественной (говорят о её небесном происхождении).С. - очистительница (РВ I 3, 10), она лечит Индру, несёт дары, пищу, потомство, жизненную силу, бессмертие (X 30, 12). Упоминается её грудь и её молоко (I 164, 49. VI 61, 14).

Она создаёт телесный плод (X 184, 2) и она же убийца врагов (II 1, 11 и др.). У С. Золотая колесница, она богата лошадьми, защищает певцов (VI 49, 7. VII 95, 5), связана с поэзией (I 3, 12. II 3, 8), она - богиня священной речи (I 3, 10-11). Не случайно, что уже в брахманах С. Отождествляется с Вач, речью (Шат.-бр. III 9, 17. Айт.-бр. Ill I, 10), а в после-ведийский период вообще становится богиней красноречия и мудрости, супругой Брахмы, изобретательницей санскрита и алфавита деванагари, покровительницей искусств и наук (подчёркиваются красота, изящество, простота, белизна С.). В ведах С. Связана с мужским партнёром Сарасватом (упоминаются его оплодотворяющие воды, он сравнивается с освежающим дождём), с Агни и марутами, с Индрой и Ашвинами (она - жена их, Вадж.-самх.

XIX 94), с Вадхрьяшвой, которому она даровала сына Диводасу (РВ VI 61, 1). С Илой и Бхарати (иногда - с Махи и Хотрой) С. Образует триаду, восседающую на жертвенной подстилке.В послеведийскую эпоху изменение функций и облика С. Соотносится с появлением новых сюжетных связей. С., дочь Дакши, очаровывает стражей небесной сомы гандхарвов и выманивает у них сому, сама же уходит к богам (в «Шатапатха-брахмане» этот сюжет связан с Вач). В других случаях С. - дочь Брахмы или его жена. Наконец, позже её называют и женой Вишну, на основании чего образ С. Обнаруживает тенденцию к смешению с образом Лакшми. В сюжете нашествия ракшасов на север (Рам. VII) С. Выпрашивает у Брахмы сон для брата Раваны Кумбхакарны. Сыну Шивы С. Подносит перо для письма и цветные чернила («Брихаддхарма-пурана») и т.

Д. Часто С. Выступает под другими именами - Брахми, Бхарати, Шарада, Вагишвари, Путкари. Известны изображения С. (в памятниках Элоры).Лит. Godbade N. N. Rg-Vedic Sarasvatl. «Annals of the Bhandarkar Oriental Research Institute», 1961, v. 42, p. 1-41. Stein A., On some river names in the Rigveda, «Journal of the Royal Asiatic Society», 1917, 91-99.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Сарасвати

Даянанда (1824, Танкара, Гуджарат, — 30.10.1883, Аджмир), индийский религиозный реформатор и просветитель. По национальности гуджаратец. Задачу обновления индийского общества С. Видел в проведении религиозных и социально-бытовых реформ. С. Выступал против кастовых ограничений, детских браков, за распространение просвещения и равноправие женщин с мужчинами. Реформа индуизма мыслилась как возвращение к религии древних ариев, отражённой в священных книгах — Ведах (См. Веды). Для распространения св..

Сарасвати

САРАСВАТИ - река в Индии и олицетворяющее ее женское божество. Территория вблизи этой реки считалась священной (Брахмаварта), как древнейшее место поселения ариев. В мифологии и изображениях Сарасвати предстает в образе молодой женщины. Как божество, она считалась покровительницей искусств, наук, богиней мудрости, создательницей письма и алфавита.. ..

Сарасвати

(санскр. Sarasvatî — богатая водами) — в индийской мифологии имя разных рек, олицетворенных в виде богинь, и просто богинь. В Ригведе С. — еще река, прославляемая больше других рек, в целых трех гимнах и многочисленных отдельных стихах. Течение ее плодотворно. Величиной и чистотой она превосходит все прочие реки, бежит с гор, из небесного океана. У С. Семь сестер, и сама она разделяется на семь рек, матерью которых она является (см. Сантасиндхава). Один раз ей придается эпитет asuryâ — "божестве..

Сарасвати

Дочь Брамы, богиня гармонии и красноречия у индусов, принесла на землю лучший индусский инструмент вину (см. Это сл.). Изображается с лирою в руках.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910). ..

Сарасвати

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Сарасвати

Река в Индии и олицетворяющее ее женское божество. Территория вблизи этой реки считалась священной (Брахмаварта), как древнейшее место поселения ариев. В мифологии и изображениях Сарасвати предстает в образе молодой женщины. Как божество, она считалась покровительницей искусств, наук, богиней мудрости, создательницей письма и алфавита.. ..

Сарасвати

Даянанда (1824-1883) - индийский религ. Реформатор и просветитель, по национальности гуджаратец. Задачу обновления инд. Об-ва С. Видел в проведении религ. И социально-бытовых реформ. С. Выступал против кастовых ограничений, детских браков, за распространение просвещения и равноправие женщин с мужчинами. Реформа индуизма мыслилась как возвращение к религии древних ариев, отраженной в священных книгах - Ведах. Для распространения своего учения С. В 1875 основал об-во Арья самадж. В Лахоре С. Созда..

Сарасвати

(Богатая водами)1) Название реки и имя персонифицирующей ее богини. С. - некогда мощная река, не уступавшая по размерам Инду, протекавшая через Пенджаб и Раджастхан к морю. Ее берега были усеяны поселениями. В кон. Хараппской эпохи тектонические сдвиги привели к уходу притоков С. В системы др. Рек и постепенному пересыханию, к-рое завершилось к середине I тыс. До н. Э. С тех пор С. (совр. Сарсути) - небольшая речка, теряющаяся в песках пустыни, но окруженная особым почитанием. "Ригведа" посвящае..

Сарасвати

(Санскр.) То же, что Вак, супруга и дочь Брамы, сотворенная из одной из половин его тела. Она богиня речи и сокровенного или эзотерического знания и мудрости. Также называется Шри.. ..

Сарамама

В мифологии кечуа женское божество, покровительница кукурузы. Изображалась в виде стеблей кукурузы, одетых в женское платье («мать маиса», зачинающая и порождающая новый урожай). Высеченных из камня початков кукурузы, хранившихся в домах как конопы. Двойного початка, подвешивавшегося на поле между стеблей кукурузы, который индейцы с песнями и танцами заклинали дать хороший урожай, а потом торжественно сжигали. Початка необычной окраски или с зёрнами, расположенными спиралью (водружался в амбаре ..

Саранью

(др.-инд. Saranyû, от saranyû, «быстрый», «проворный»), в древнеиндийской мифологии дочь Тваштара, мать Ашвинов и близнецов Ямы и Ями. Иногда она выступает в зооморфном облике. В других случаях её пытаются отождествить с солнечной девой Сурьей или Ушас. У жены Тваштара родилась С., её выдали замуж за Вивасвата, которому она родила близнецов Яму и Ями. После этого С. Бежала от нелюбимого мужа, приняв облик кобылицы. Вивасват в образе коня настигает С. И примиряется с ней. Результат примирения - п..

Саргон

Древний, Шаррукен, Шаррукин (аккад.), царь (24 в. До н. Э.), основатель обширной державы в Двуречье с центром в Аккаде, являющийся героем аккадской легенды (известна в новоассирийской и нововавилонской версиях). Согласно легенде, мать С. (предполагают, что она была жрицей, которой не разрешалось иметь детей) тайно родила его и, положив новорождённого в просмолённую тростниковую корзину, пустила её по реке Евфрат. Водонос Акки выловил корзину и воспитал ребёнка. С., ставшего садовником, полюбила ..

Сарданапал

(Sardanapalus, Σαρδανάπαλος). Ассирийский царь, при котором Ассирийское царство было покорено вавилонянами в VIII в. До Р. X. Он славился своей изнеженностью и распутством и, когда враги осадили Ниневию, он приказал соорудить огромный костер и предал сам себя сожжению вместе со своими сокровищами, женами и наложницами. Сарданапал есть лицо скорее мифическое, и поэтому рассказы о нем носят баснословный характер.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание ..

Дополнительный поиск Сарасвати Сарасвати

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сарасвати" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сарасвати, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 9 символа