Сурья

134

В древнеиндийской мифологии. 1) Сурья (др.-инд. Sûrya, муж. Род, букв. «солнце»), солнечное божество. В «Ригведе» ему посвящено 10 гимнов. В ряде случаев трудно решить, идёт ли речь о божестве или о самом солнце. С. Малоантропоморфен, но он сам - глаз, всевидящее око богов, особенно Митры и Варуны, иногда Агни. Он - всезнающий и всевидящий, озирающий весь мир, взирающий на добро и зло, у него быстрый взгляд. Он рождается на востоке, приветствуемый певцами, выходит из небесных врат и в течение дня обходит землю и небо, ограничивая день и ночь (РВ I 50, 7). С. Движется по небу без коней и упряжи (I 152, 5), хотя не раз упоминаются и его кони, семь коней (V 45, 9), колесо (VII 63, 2). Иногда С. Изображается в виде птицы или даже летящего ежа.

Основное действие С. - изливание света, сияния, им он озаряет мир и разгоняет тьму, болезни, врагов. Его лучи уподобляются семи кобылицам, везущим его колесницу (ср. I 121, 13 и др. О состязании С. С Эташей). С. Исцеляет людей при помощи «медовой» терапии - «мадхувидья» (I 191). Его же просят о богатстве, здоровье, процветании, потомстве. Он поддерживает небо («столп неба», IV 13, 5), его создали боги, которые поместили его на небо («сын неба». Х 37, 1, 5, 7), после того как он был скрыт в океане. Путь С. Указан адитъями (он сам иногда называется этим именем), этот путь приготовлен Варуной, Пушан - его посланец. Отец С. - Дьяус, мать- Адити. Ушас упоминается как его жена (VII 75, 5), за которой он следует. Иногда же говорится, что С.

Рождён вместе с Ушас. Дочь С. - Сурья (см. 2). Теснее всего С. Связан с адитьями, Ушас, Агни, а также с Сомой, который однажды назван родителем С. (IX 96, 5). В ряде случаев функции С. И Савитара полностью совпадают. В «Ригведе» есть упоминания о победе над ним Индры (X 43, 5) и похищении им его колесницы (I 175, 4. IV 30, 4). Этот мотив обычно толкуется как образ затмения солнца грозовой тучей. В послеведийскую эпоху С. Постепенно становится одним из хранителей мира (локапалой юго-востока).В эпосе С. Получает многочисленные новые наименования (Дхаумья перечисляет 108 из них, Мбх. III 3) и входит в значительное число сюжетов. Один из них связывает С. Со злобным демоном Раху, преследующим его. С. В гневе грозит испепелить своими лучами весь мир.

Богов охватывает страх, и Брахма велит Гаруде взять своего брата Аруну и поместить его на колеснице С., чтобы он своим телом заслонил мир от жгучих лучей С. Аруна становится колесничим С. И божеством утренней зари (Мбх. I). Сыном С. От Кунти был Карна («Махабхарата»). В эпизоде с участием С. И Джамадагни солнце спускается с белым зонтом, чтобы успокоить разгневанного мудреца (XIII 95). В «Рамаяне» С. Включается в новые родственные связи. Так, упоминается его жена Суварчала, сыновья Сугрива, Швета и Джьотирмукха. В одном из эпизодов Равана поднимается на небо и ищет поединка с самим С. (Рам. VII). С. Принадлежит небесный конь Уччайхшравас, вышедший из амриты при пахтанье океана. Наблюдаются и некоторые сближения С. С Вишну. В частности, Лакшми, обычно выступающая как жена Вишну, иногда оказывается женой С.Образ С.

Находит мифологические и языковые параллели в древнеиранской и древнегреческой традициях. 2) Сурья (др.-инд. Sûryâ, жен. Род), дочь солнечного божества Сурьи (см. 1) или Савитара. Ашвины - её мужья и, возможно, именно к ней должно относиться имя Ашвини. С. Посвящён в «Ригведе» свадебный гимн (X 85), в котором описывается свадьба С. И Сомы. Лит. Мифология древнеиндийского эпоса, М., 1975, с. 87-90. Еhni J., Rigv. X, 85. Die Vermählung des Soma und der Sûryâ, «Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft., 1879, Bd 33, S. 166-76. Pandeу D. P., Sûryâ, Leiden, 1939. Вanerjea J. N., Sûryâ, Adityas and the Navagrahas, «Journal of the Indian Society of Oriental Studies», 1948, v. 19, p. 47-100;Stietencorn von Н., Sâmba und die Sâkadvîpîya - Brâhmana, Wiesbaden, 1966.В.

Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Сурья

СУРЬЯ - в ведийской и индуистской мифологии бог Солнца, сын Дьяуса и Адити. Иногда отождествляется с Савитаром.. ..

Сурья

(санскр. Sûrya-s "солнце") — имя индийского солнечного божества = олицетворение солнца, встречающегося уже в Ригведе, где оно занимает более видное место, чем в позднейшей индийской мифологии. Его прославлению посвящено 10 отдельных гимнов Ригведы. Так как имя С. Всегда означает самый огненный шар солнца, то С. Является наиболее конкретным из всех солнечных божеств индийской мифологии и связь его со светилом никогда не теряется. Божественный свет С. На небе сравнивается с лицом великого Агни, бо..

Сурья

В ведийской и индуистской мифологии бог Солнца, сын Дьяуса и Адити. Иногда отождествляется с Савитаром.. ..

Сурья

(Солнце) - бог солнца. В "Ригведе" его образ малозначителен и слабо антропоморфизован. В послеведийском пантеоне объединяет функции др. Солярных божеств (Савитара, Вивасвата и др.). Включается в группу 8 локапалов. В сер. I тыс. Н. Э. Культ С. Переживает расцвет, значение его возрастает, в чем сказывается влияние пришедшего из Ирана солнечного культа бога Митры, с к-рым С. Идентифицируется. Это влияние сказывается также во введении в Индии храмового культа, ранее индуизму не свойственного. В это..

Сурья

(Санскр.) Солнце, которому поклонялись в «Ведах». Отпрыск Адити (Пространства), матери богов. Супруг Санджны, или духовного сознания. Великий бог, которого Вишвакарман, его тесть, создатель богов и людей, и их «плотник», распинает на верстаке, укорачивает на восьмую часть его лучи, лишает его голову лучезарности, образуя вокруг нее темный ореол. Тайна последнего посвящения и аллегорическое ее представление.. ..

Сурабхи

(др.-инд. Surabhi, «сладко пахнущая»), Камадхёну (Каmadhenu, «корова желаний»), в индуистской мифологии божественная корова, исполняющая любые желания своего владельца. По одним мифам, С. Была дочерью Дакши и женой риши Кашьяпы, по другим - она появилась на свет во время пахтанья океана богами и асурами. Боги подарили С. Риши Васиштхе, а затем она стала собственностью мудреца Джамадагни. Её (или её телёнка) попытался украсть царь Картавирья, за что был убит сыном Джамадагни Парашурамой. С тех по..

Сурт

(Surtr, «чёрный»), в скандинавской мифологии огненный великан. В «Прорицании вёльвы» («Старшая Эдда») рассказывается, что перед концом мира (см. Рагнарёк) С. Приходит с юга, в последней битве богов и хтонических сил он убивает бога Фрейра, а затем сжигает мир. В «Младшей Эдде» С. Выступает предводителем сынов Муспелля.е. М.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Сусаноо

Такэхая Сусаноо-но микото (др.-япон. Элемент «такэ» расшифровывается как «доблестный, храбрый», «хая» - «быстрый, бурный, буйный», «Суса» - старинный топоним в Идзумо, «микото» - «бог». Другое толкование. От сусабу - «быстро, бурно действовать, яриться». О - «муж, мужчина». В целом - «доблестный, быстрый ярый бог-муж из Суса», иначе. «доблестный быстрый бог-муж»), в японской мифологии божество, рождённое Идзанаки (см. Идзанаки и Идзанами) из капель воды, омывших его нос во время очищения по возв..

Сутех

См. Сет(Источник. «Древнеегипетский словарь-справочник».). ..

Дополнительный поиск Сурья Сурья

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сурья" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сурья, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 5 символа