Ушас

241

(др.-инд. Usas, ср. Usas, «утренний свет»), в древнеиндийской мифологии божество утренней зари. У. Посвящено 20 гимнов «Ригведы». Она изображается в виде прекрасной девицы, одетой в сверкающий наряд. У. Показывает себя всей вселенной, обнажает грудь, украшает себя, как танцовщица. Её называют сияющей, блестящей, яркой, золотистой, одетой в свет, красующейся и т. Д. У. Выезжает перед восходом солнца на ослепительной колеснице, запряжённой алыми конями или быками, открывает небесные врата (врата тьмы), наполняет вселенную светом, освещает дороги, сокровища, пробуждает всех, приносит богатство, дары, коров, коней, детей (в частности, сыновей), жизнь, славу, даёт убежище и защиту. Руководство У. Певцами подчёркивается особо.

Она дарует мастерство (РВ I 48, 12), наставляет, вдохновляет певца. У. Производит на свет солнце (VII 78, 3), готовит ему путь (I 113, 16), приводит его. Появляется с лучами солнца, состязается с Сурьей, приходит к нему, выходит из сестры-ночи (IV 52, 1), сменяя её (X 127, 3). У. Прокладывает путь и людям. Она приготавливает дороги, осматривает их, освещает. Сама У. Живёт в твердыне на горе. Она - дочь неба, но в то же время рождена Сурьей (II 23, 2), и она его жена (VII 75, 5). Вместе с тем У. - мать Ашвинов (III 39, 3), богов (I 113, 19), коров и даже мать сложения гимнов (V 47,1). Она - сестра ночи и богов, в частности Адитьев, любовница своего отца, Сурьи, Солнца, видимо, Пушана (V 55). Особенное значение придаётся инцестуозным отношениям с отцом-небом.

Наиболее тесны связи У. С солярными божествами (Сурья, Савитар, Ашвины, Агни и т. П.). Она - «наиболее подобная Индре» (VII 79, 3), и вместе с тем именно с Индрой возникает у неё конфликт. Опьянённый сомой, Индра разбивает ваджрой колесницу У., но она сама успевает скрыться. В «Айтарейе-брахмане» (VII) Шунахшепа возносит мольбы к У., и она освобождает его от пут. Вне «Ригведы» она появляется очень редко и вскоре в лослеведийскую эпоху полностью исчезает, хотя её весьма косвенные следы видят в образе Уши (ср. Эпизод об Уше и Анируддхе в «Хариванше» и в «Катхасаритсагаре», VI 31). Архаичность образа У. Несомненна. Её сравнивали с ипостасями женских божеств типа Великой матери, засвидетельствованных в текстах и в изобразительном искусстве, в частности в Индии времён Мохенджо-Даро.

Образ У. Восходит к индоевропейскому представлению о заре, её имя тождественно др.-греч. Ήώς, Эос, лат. Aurora, видимо, латыш. Ûsiòð, рус. Усень, Авсень.Лит. Елизаренкова Т. Я., Топоров В. Н., О древнеиндийской Ушас (Usas) и ее балтийском соответствии (Ûºinš), в кн. Индия в древности, М., 1964, 66-84. Renou L., Études védiques et páninçennes, t. 3, P., 1957 (1. Les hymnes a 1'Aurore du Rgveda). Kosambi D. D., Myth and reality, Bombay, 1962 (The Dawn-Goddes in the Rgveda). Dumézil G., Déesses latines et mythes védiques, Brux., 1956. В rough J., Usas and Mater Matuta, «Bulletin of the School of Oriental and African Studies», 1958, v. 21, pt 2, p. 395-99.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Ушас

УШАС - в ведийской мифологии богиня утренней зари. Появляется с рассветом на золотистой колеснице.. ..

Ушас

(санскр. Ushâs — заря) — олицетворение зари в индийской мифологии, один из самых поэтических образов индоевропейского мифологического творчества. Около 20 гимнов Ригведы посвящено прославлению вечно юной и прекрасной богини У. Она принадлежит, таким образом, к древнейшим созданиям индийской мифологии. Вследствие тождества имени богини с нарицательным именем существительным ushas = заря олицетворение в данном случае не успело еще затемнить первоначальные конкретные признаки явления природы. Образ..

Ушас

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Ушас

В ведийской мифологии богиня утренней зари. Появляется с рассветом на золотистой колеснице.. ..

Ушас

— в ведической религии богиня утренней зари.. ..

Ушас

Богиня утренней зари, самое значит, из женских божеств ведийского пантеона. На глубокую древность образа У. Указывают индоевропейские параллели ее имени (греч. Эос, лат. Аврора, рус. Утро и др.). В гимнах "Ригведы" У. Воспевается как прекрасная дева, появляющаяся в небе на блистающей колеснице, запряженной багряными конями или коровами, рассеивающая тьму и пробуждающая живые существа. Особенно прославляется за неукоснительное следование закону риты. У. Тесно связана с др. Божествами света - Суръ..

Ушас

(Санскр.) Заря, дочь неба. То же, что Аврора латинян и греков. Впервые она упоминается в «Ведах», где она также названа Ахана и Дьетана (осветительница), и где она предстает в самом поэтичном и пленительном облике. Она вечно-преданный друг людей, богатых и бедных, хотя считают, что ей больше по душе последние. Она улыбается всем смертным и посещает их жилища. Она бессмертная, вечно юная дева, свет бедных, и разрушительница тьмы.. ..

Уход

Облачившись в антилоповы шкуры, покинули Пандавы свой город. Они, гордившиеся тем, что в мире нет им равных, стали подобны сезамовым семенам, лишенным зародышей, или бесплодным ячменным зернам. Юдхиштхира шествовал, прикрывая лицо руками. Бхима шел, вытянув руки, показывая врагам, что не забыл о своих угрозах, Арджуна двигался, рассыпая песчинки, давая знать, что с такой же легкостью в должное время рассыпет ливень стрел. У Сахадевы было в грязи лицо, а у Накулы все тело. Драупади шла вслед за ..

Ученик Веды

В то время у брахмана Веды был послушный ученик Уттанка, введенный им в дом. Как-то избрали Веду двое кшатриев своим домашним жрецом, и, отправляясь к ним для совершения жертвоприношения, он сказал юноше. — Оставайся за меня, но чтобы в доме не чувствовалось моего отсутствия. Можешь сделать даже недозволенное. Выполняя волю учителя, Уттанка ублажил его жену. Когда Веда вернулся, он встретился с женой, а потом призвал к себе Уттанку. — Жена моя тобою довольна, — сказал он ему — Ты сослужил мне с..

Уэуэкойотль

(«почтенный старый койот»), в мифологии ацтеков бог песен и танцев, одна из ипостасей Макуильшочитля (Шочипили). По происхождению, очевидно, божество племени отоми. Изображался в виде сидящего койота или в антропоморфном облике с музыкальными инструментами в руках.Р. К.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Фа

Гбаду, в дагомейской мифологии божество гадания. Согласно варианту мифа, ф. - андрогинное божество, рождённое Маву-Лиза после близнецов Агбе и Наете. Ф. Живёт на небе, на вершине пальмового дерева. У неё шестнадцать глаз, которые по утрам открывает ей Легба.Ф. - обладательница ключа от дверей в будущее (дом с 16 дверями, по числу глаз Ф.), который ей дала Маву. Когда началась война в царствах моря, земли и неба, Маву послала сыновей ф. - Дуво, Кити и Зосе, чтобы они обучили людей на земле языку ..

Дополнительный поиск Ушас Ушас

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ушас" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ушас, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 4 символа