Ресурс

103

(от французского ressource — вспомогательное средство)1) Р. Авиационной конструкции — продолжительность функционирования (наработка) конструкции летательного аппарата, выраженная в лётных часах или числом полётов до наступления предельного состояния, при котором дальнейшая эксплуатация летательного аппарата прекращается по требованиям безопасности или эффективности эксплуатации в связи с возможным недопустимым снижением прочности. Обеспечение больших Р. Является комплексной задачей, сложность которой обусловлена спецификой летательного аппарата как технического изделия. Достижение необходимых лётных, эксплуатационных и экономических характеристик требует максимального снижения массы конструкции и повышения напряжённости её работы при условии обеспечения безопасности эксплуатации в пределах Р.Проблема Р.

Приобрела особую актуальность в конце 50-х гг. В связи с бурным развитием гражданской авиации и рядом катастроф реактивных пассажирских самолётов (например, английского самолёта «Комета-1»), последовавших из-за недостаточного сопротивления усталости герметичных фюзеляжей. В США, Великобритании и других странах с развитой авиационной промышленность были проведены исследования ресурсных характеристик конструкций летательных аппаратов. В СССР под руководством А. И. Макаревского в Центральном аэрогидродинамическом институте и в ряде КБ — работы по созданию нормативных требований и методов обеспечения безопасности эксплуатации летательного аппарата по условиям сопротивления усталости. Проводившиеся исследования касались в основном способов определения наработки, которую можно допустить для уже поступившей в эксплуатацию конструкции при крайне малой вероятности возникновения опасных усталостных трещин.

В связи с повышением требований к интенсивности эксплуатации и эффективности самолётов в 70-х гг. Определение и обеспечение требуемых больших Р. Стало необходимым уже на этапах проектирования летательного аппарата. Методы, обеспечивающие Р. На этапе проектирования и при эксплуатации, аналогичны и сводятся в основном к следующему. Определение совокупности нагрузок, действующих на конструкцию. Определение характеристик сопротивления усталости на стадиях зарождения и распространения трещин при нагружении упрощённого вида, позволяющем провести необходимый эксперимент. Установление связи между реальной и упрощённой совокупностями нагрузок. Назначение коэффициентов надёжности.Определение совокупности переменных нагрузок, действующих на конструкцию, проводится применительно к нагрузкам функционирования, обусловленным параметрами эксплуатации (массой летательного аппарата, топлива и полезного груза, скоростью и высотой полёта и т.

Д.), и к дополнительным нагрузкам, вызываемым маневрированием, наличием атмосферной турбулентности, неровностями поверхности земли и др. При проектировании переменной нагрузки определяются (для прогнозируемых режимов эксплуатации) на основе аэродинамических и весовых характеристик летательного аппарата с использованием методов статистической динамики для расчёта реакций самолёта как колебательной системы на стохастические внешние воздействия и другими способами. На этапе эксплуатации проводят прямые измерения переменных нагрузок, включая массовые статистические исследования перегрузок в центре тяжести самолёта.Характеристики сопротивления усталости для стадий зарождения и распространения трещин в период проектирования получают экспериментально, испытывая действием, как правило, упрощённой совокупности переменных нагрузок характерные для данной конструкции образцы соединений, а также опытные панели и узлы, представляющие собой фрагменты ответственных участков конструкции.

В ходе испытаний ведут направленный выбор материалов, полуфабрикатов, конструктивных форм и технологических процессов, обеспечивающих высокий уровень сопротивления усталости и распространению трещин. При поступлении летательного аппарата в эксплуатацию и установлении Р. В соответствии с Нормами лётной годности проводят прямые испытания натурной конструкции планёра самолёта (см. Ресурсные испытания).Важным фактором является установление связи (эквивалентности) между реальной и упрощённой совокупностями переменных нагрузок, позволяющей перейти от исчисления долговечности в некоторых условных циклах к исчислению их в лётных часах, полётах или других единицах реального функционирования летательного аппарата или его агрегатов.

При проектировании эквивалентность определяется с помощью ряда известных расчётных методов (например, путём систематизации совокупностей переменных нагрузок, учётом асимметрии циклов нагружения, на основе гипотезы линейного суммирования усталостных повреждений). В ходе прямых испытаний элементов конструкции как при упрощённом, так и при реальном нагружении. В период эксплуатации с этой целью на базе методов математической статистики сопоставляют число циклов до возникновения трещины в конкретном месте конструкции при испытаниях в лаборатории с наработкой до возникновения аналогичных трещин при эксплуатации, если они появлялись на ряде экземпляров эксплуатируемой модели летательного аппарата.Для обеспечения Р.

Назначают коэффициенты надёжности конструкции, компенсирующий возможное рассеивание количества и значений переменных нагрузок, характеристик сопротивления усталости, погрешности методов. Коэффициент надежности выбирают или по принципу «безопасного ресурса», то есть так, что появление трещин усталости практически невероятно, или с учётом эксплуатационной живучести авиационной конструкции на основе методов теории вероятностей и математической статистики. Исходя из требуемой надёжности авиационной конструкции Р. Летательного аппарата в целом определяется по Р. Отдельных элементов, разрушение которых или появление у них повреждений может непосредственно привести к катастрофической ситуации. В случае необходимости Р.

Увеличивается после контроля, ремонта или замены этих элементов. Безопасность авиационной конструкции по условиям сопротивления усталости подтверждается перед началом регулярной эксплуатации при установлении первоначально назначенного Р. И в процессе эксплуатации по мере выработки ранее установленного Р. При этом проводится последовательное (поэтапное) установление увеличенных значений назначенного Р. На основе накопления и обобщения сведений об условиях нагружения и технического состояния конструкции.2) Р. Двигателя — продолжительность или объём работы (наработка) двигателя в эксплуатации до предельного состояния при котором дальнейшая работа двигателя прекращается по требованиям безопасности и эффективности эксплуатации.

Р. Измеряется продолжительностью эксплуатации в часах, полётных циклах, включениях и т. П. Существуют Р. Назначенный, гарантированный и Р. До списания.Наиболее важным является назначенный ресурс двигателя и его элементов. Назначенным P. Называется суммарная наработка двигателя (в часах, циклах и т. П.), при достижении которой эксплуатация должна быть прекращена независимо от его состояния. Назначенный Р. Двигателя и его отдельных элементов могут быть различными. При выработке этого Р. Соответствующие детали, узлы двигателя подлежат обязательной замене в процессе ремонта или технического обслуживания. Назначенный Р. Ответственных элементов двигателя (дисков, валов и др.) определяется расчётами и подтверждается, как и для двигателя в целом, эквивалентно-циклическими испытаниями двигателя.

Значение назначенного Р. Изменяется в процессе эксплуатации по мере подтверждения его соответствующими испытаниями, различают начальный назначенный Р., временно назначенный Р. И т. Д. Составными частями назначенного Р. Являются Р. До первого капитального ремонта и межремонтные Р.В течение гарантированного ресурса устранение конструктивно-производственных дефектов двигателя производится за счёт поставщика.Для расчёта потребности в авиационных двигателях используется ресурс до списания — расчётное значение наработки двигателя от начала эксплуатации до списания двигателя..

Значения в других словарях
Рено FT-17

Весной 1918 года немцы перешли в решительное наступление на Западном фронте. К концу мая они оказались уже в 35 км от Парижа у местечка Виллер-Котре. 3 июня 1918 года на юго-восточной опушке большого леса вокруг Виллер-Котре — леса Рец, германское командование вводит в бой 28-ю резервную дивизию. Она являлась «ударной», имела усиленные штаты, была соответствующим образом снаряжена и в течение нескольких месяцев обучалась в тылу. Несмотря на упорное сопротивление французов, немецкая пехота пона..

Рессора

упругий элемент подвесок транспортных машин (автомобиля, вагона, локомотива и др.) и повозок. Смягчает толчки и удары при прохождении по неровностям пути и выдерживает рабочую нагрузку на колёса, гусеницы, ходовые тележки без остаточной деформации. Рессоры бывают металлические, гидравлические и пневматические. Наиболее распространены металлические листовые, торсионные и пружинные рессоры, которые гасят колебания машины за счёт упругой деформации. Амортизирующие действия гидравлических и пневмат..

Ресурс технический

наработка технического устройства, изделия от начала его эксплуатации до достижения им предельного состояния, при котором его дальнейшая эксплуатация невозможна или нежелательна. Под наработкой в этом случае понимают продолжительность функционирования устройства (в часах) или объём выполненной им работы за некоторый промежуток времени. Соответственно ресурс может выражаться в годах, часах, километрах, гектарах, в числах включений и т. Д. Различают ресурсы. Полный – за весь срок службы до конца ..

Ресурсные испытания авиационной конструкции

воспроизведение в лаборатории внешних воздействий, соответствующих условиям типовой эксплуатации планёра летательного аппарата, включая циклические нагружения и функционирование элементов конструкции летательного аппарата. Р. И. Определяют наработку до достижения конструкцией предельного состояния, при котором её дальнейшая эксплуатация небезопасна или нецелесообразна из-за снижения эффективности. В процессе Р. И. Выявляют критические элементы конструкции, влияющие на безопасность эксплуатации,..

Дополнительный поиск Ресурс Ресурс

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ресурс" в словаре Энциклопедия техники, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ресурс, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 6 символа