Тот ли танк, который ждали

84

В свое время нам довелось участвовать в государственных испытаниях танков Т-80У, Т-90 и танка, который после распада Советского Союза получил название Т-84 и стал для нас зарубежным. Поэтому, прочитав статью С. Рощина «Танк, который ждали» (Солдат удачи. 1998. № 8), посвященную украинскому Т-84, были удивлены некоторыми неточностями и некорректностью оценок и решили высказать свое мнение о машинах, которые, как выразился автор упомянутой статьи, «мы не только ждали, но и давали им путевку в жизнь». Для того чтобы расставить акценты, следует обратиться к истории создания Т-84 и в основном к такой его характеристике, как подвижность, поскольку именно в этой области следует искать конструктивные отличия украинского танка от отечественного Т-80У и его модификаций.

Первым советским танком второго послевоенного поколения (три члена экипажа, механизм заряжания пушки) является Т-64, разработанный харьковским КБ имени А. Морозова (ХК.БМ). Он имел высокие основные боевые свойства, в нем удачно сочетались объемно-массовые характеристики и компоновочные решения. Однако, обладая известными преимуществами, машины семейства Т-64, на которых применялся двухтактный дизель 5ТДФ мощностью 700 л.с., имели и ряд недостатков, основные из которых заключались в низкой надежности ходовой части и сложности эксплуатации силовой установки. В целях их устранения было принято решение о разработке усовершенствованного танка Т-64А с двумя вариантами моторно-трансмиссионного отделения — с четырехтактным дизелем и газотурбинным двигателем (ГТД).

Работы по этим направлениям поручили соответственно КБ Уралвагонзавода и СКВ при ленинградском Кировском заводе. Танк Т-64А, оснащенный в отличие от своего предшественника 125-мм гладкоствольной пушкой, стал первым серийным отечественным танком третьего поколения. В ходе усовершенствования машины были внесены изменения в конструкцию ходовой части, а КБ Уралвагонзавода перекомпановало также и боевое отделение, заменив электрогидравлический механизм заряжания на электромеханический автомат. В результате на вооружение поступили Т-72 и Т-80. Таким образом, с конца 70-х развитие советского танкостроения протекало по трем направлениям и на вооружение армии Советского Союза стали принимать танки третьего поколения трех марок.

Первый из них — Т-64А и его модификации (серийное производство которых продолжалось до 1987 года). Второй — Т-72, шасси которого имело оригинальную шестикатковую ходовую часть, моторно-трансмиссионное отделение с двигателем В-46 (семейство двигателей типа В-2) мощностью 780 л.с. И БКП, аналогичными БКП танков Т-64. Третий — Т-80, шасси которого также имело оригинальную шестикатковую ходовую часть и моторно-трансмиссионное отделение с ГТД-1000Т мощностью 1000 л.с. И планетарные БКП с четырьмя Передачами переднего хода и одной передачей заднего. В дальнейшем все варианты танков семейств Т-64, Т-72 и Т-80 имели аналогичные защиту и вооружение, однако задача сохранения требуемого уровня подвижности с ростом массы защитных устройств продолжала решаться на базе использования трех вариантов конструкции силовых установок.

Следует отметить, что наиболее удачным вариантом мог бы стать четырехтактный турбопоршневой дизель мощностью 1000-1100 л.с. Дело в том, что особенности рабочих циклов двухтактного дизеля и ГТД порождают многие недостатки в их эксплуатации. Это и особые требования к условиям пуска двухтактного дизеля, и чрезмерный расход топлива ГТД, одинаково недопустимые для военной техники. Тем не менее в 1985 году появился Т-80У массой 46 т с ГТД-1250 мощностью 1250 л.с. И Т-80УД с двухтактным дизелем 6ТД мощностью 1000 л.с., который прорабатывался ХКБМ и испытывался в составе танка Т-64 для установки на его принятые на вооружение модификации. Результатом дальнейшей модернизации Т-80УД, начавшейся еще во времена Советского Союза, а закончившейся после его распада, стал танк Т-84.

Он отличается от Т-80УД более мощным двигателем 6ТД-2 (мощность 1200 л.с.) и наличием комплекса оптико-электронного подавления «Штора-1», вспомогательного газотурбинного энергоагрегата (для питания энергосистем танка без работы основного двигателя), тепловизионного прицела в системе управления огнем. Как и всякий другой, танк Т-84 имеет достоинства и недостатки. Обладая теми же характеристиками огневой мощи и защищенности, что и Т-80У, машина высокодинамична, легкоуправляема, с высокой средней скоростью в различных условиях. Мощный двигатель позволяет ей двигаться и маневрировать с меньшим переключением передач, чем, например, у танка Т-90, что значительно облегчает условия работы механика-водителя.

К. Тому же расход топлива по сравнению с Т-80У снизился на 22—25 % (в аналогичных условиях). Сергей Рощин сравнивает Т-80 с газотурбинным двигателем с танком Т-80УД (предшественником Т-84) по запасу хода и, к сожалению, приводит неверные данные. У Т-80, Т-80УД и Т-90 соотношение расходов топлива при равных условиях движения составляет 1,8:1,4:1,0. При движении по типовой бетонной испытательной трассе расход топлива двигателями этих машин на 1 км пути составляет 4,6:3,6:2,6 л соответственно, причем по запасу хода на одной заправке преимущество (и весьма немалое) имеет Т-90. В приведенном автором примере соотношение расхода топлива танков Т-80 и Т-80УД составляет 2 . 1, что весьма возможно, если эти данные получены для различных условий испытаний.

Следует заметить, что расход топлива помимо условий движения во многом зависит от квалификации водителей. Так, во время испытаний двух Т-90 по запасу хода на одной заправке в одно и то же время, на одной и той же трассе одна машина прошла 728 км, а другая 565 км. Дабы исключить возможный субъективизм в оценках, рассмотрим особенности конструкции танка Т-84. Прежде всего с установкой на эту машину Т-84 оппозитного двухтактного двигателя 6ТД-2 для нее стали характерны недостатки Т-64 и Т-80УД, влияющие на боевые и эксплуатационные возможности. Оппозитный двигатель (6ТД и 6ТД-2) в условиях низких температур окружающего воздуха, как отмечалось в ходе испытаний, имеет неудовлетворительные пусковые характеристики, обусловленные особенностями рабочего цикла.

Затруднен его запуск без применения дополнительных средств даже при положительной температуре окружающего воздуха, а установленные на двигатель системы дозированного масловпрыска и автономного факельного подогрева не всегда эффективны, влекут дополнительный расход ГСМ, особенно масла двигателя. Основным видом пуска оппозитного двигателя служит не воздушный, как у двигателей В-46, В-84 танков Т-72 и Т-90, а электрический пуск, более энергоемкий и менее надежный в эксплуатации. Серьезные ограничения по температурному режиму работы двигателя введены для эксплуатации танка в условиях высоких температур окружающего воздуха, что значительно усложняет его применение в летних условиях. Установленная на Т-84 безвентиляторная эжекционная система охлаждения имеет, по моему мнению, ограниченные возможности для дальнейшего форсирования двигателя и не обеспечивает нормальный температурный режим его работы (даже 1000-сильного) при температуре окружающего воздуха выше 25—30°С на всех скоростных и нагрузочных режимах.

Следует иметь в виду, что двухтактный дизель имеет значительно большие по сравнению с четырехтактным потери мощности в объектовых условиях (сказывается особая чувствительность к сопротивлению на впуске и противодавлению на выпуске). Эти потери еще больше увеличиваются в условиях высокогорья из-за разреженности воздуха. По этой же причине в конструкцию двигателя для исключения его перегрева вводится ограничение подачи топлива в условиях высокогорья. Не до конца решена (на наш взгляд) для Т-84 и проблема очистки воздуха, питающего двигатель. На харьковских машинах, оснащенных двухтактными дизелями, традиционно применяются бескассетные инерционные воздухоочистители циклонного типа, призванные обеспечить минимально возможное сопротивление во впускном тракте.

В процессе длительной эксплуатации Т-64 и Т-80УД было выявлено, что двигатели танков часто выходят из строя из-за пылевого износа деталей цилиндропоршневой группы. Для устранения этого недостатка на машинах установили предварительную систему очистки воздуха и датчики пылевого износа, но это не дало большого эффекта. Специалистам предстоит продолжить поиск новых конструкторских решений, обеспечивающих надежную работу системы очистки воздуха для двигателя этого типа, в том числе за счет установки дополнительных кассет. Однако при сверхплотной компоновке моторно-трансмиссионного отделения это крайне сложная задача. Проблема очистки воздуха для постоянно увеличивающихся в мощности двигателей становится все более актуальной не только для украинского танка.

Недавно с нею столкнулись и американские конструкторы. Так, в журнале «Armor» (1994. №1) была опубликована статья, содержащая довольно любопытные данные. Ее автор, служивший в роте американских танков М1 и М1А1, сообщает, что в ходе проведения операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» в начале наземной фазы войны из 14 танков вышли из строя из-за неполадок в двигателях 4 машины (и это после дождя, когда песок и пыль не поднимаются в воздух). Аналогичные ситуации возникали в момент перебазирования танковой бригады из Ирака в Саудовскую Аравию после окончания боевых действий. За три дня передвижения рота «потеряла» 6 танков из-за выхода из строя двигателей, батальон — 16 машин, а бригада (в составе трех батальонов) — 60.

Для российского Т-80У проблему очистки воздуха для двигателя удалось решить оригинальным способом — путем установки воздухозаборного устройства (ВЗУ). Это позволило забирать воздух для питания двигателя с высоты до 3 м, где пыли значительно меньше, чем на уровне крыши моторно-трансмиссионного отделения, откуда воздух поступал в воздухоочиститель ранее. Оригинальность данного решения в том, что с установкой ВЗУ Т-80У стал способен самостоятельно без подготовки преодолевать водные преграды глубиной до 1,8 м вброд (а таких большинство), что значительно расширило его тактические возможности. Следует добавить, что из современных отечественных танков, наиболее приспособленных к условиям высоких и низких температур, большой запыленности и прочим отклонениям внешних условий от нормальных, являются машины семейства Т-72, в том числе их последняя модификация Т-90.

Остается только удивляться, как в пустыне при температуре окружающего воздуха 40— 45°С в тени, по трассе, покрытой 10-сантиметровым слоем пыли, где во время движения от танка видны лишь передние грязевые щитки и пушка, а шлейф пыли за машиной поднимается метров на 300, Т-90 практически ежедневно выдерживали пробег в объеме 350—500 км со средней скоростью 35— 42 км/ч. При этом все проблемы испытателей сводились к тому, чтобы периодически заправлять машину топливом (причем любым, практически всем, что горит), через 1000—1200 км пробега промывать кассеты воздухоочистителя и через 2—2,5 ч движения менять респираторы у экипажа. Об уровне трудностей тех испытаний говорит тот факт, что при снятии после пробега пылезащитных очков глаза испытателей все равно были полны пыли.

А каково же приходилось системам танка, если учесть, что люди выжимали из машин все, что могли. Нужно сказать большое спасибо тем, кто разработал танк Т-90 и сделал его таким неприхотливым. Мы вправе гордиться нашими отечественными машинами, как бы ни пытался кто-то принизить их достоинства и всячески раздуть недостатки. Подводя итоги, можно сказать, что в общем Т-84— это прекрасная машина, но в ограниченных условиях эксплуатации. При устранении недостатков, характерных для силовой установки, она сможет успешно конкурировать на мировом рынке. Но это уже будет танк нашей мечты, и достичь ее очень трудно.Библиография.

Значения в других словарях
Торфяные машины

машины, механизмы, устройства, используемые для подготовки торфяных месторождений к эксплуатации, добыче торфа, его сушки, уборки, погрузки и транспортировки. Торфяные машины, работающие на неровном и неоднородном грунте, должны иметь высокую проходимость и манёвренность, повышенную прочность и износостойкость деталей рабочих органов. Их характерная особенность – небольшое удельное давление на грунт, что обеспечивается уширенным гусеничным ходом или широкими пневматическими шинами. В качестве р..

ТОС-1 "Буратино"

Тяжелая огнеметная система ТОС-1 "Буратино" ПРИНЯТО СЧИТАТЬ, ЧТО ОГНЕМЕТЫ, КАК ВИД ОРУЖИЯ, БЫЛИ ИЗОБРЕТЕНЫ ВО ВРЕМЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В ГЕРМАНИИ. ОДНАКО ОГОНЬ, КАК СРЕДСТВО ПОРАЖЕНИЯ ПРОТИВНИКА В БОЮ, ЧЕЛОВЕК НАЧАЛ ПРИМЕНЯТЬ С НЕЗАПАМЯТНЫХ ВРЕМЕН. С ТЕХ ПОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭТОГО ВИДА ОРУЖИЯ НЕ ПРЕКРАЩАЕТСЯ. По всей видимости, первое "дистанционное применение" огня в бою относится к тому времени, когда лучник, намотав на конец стрелы паклю, пропитанную смолой, поджег ее и выстрелил в дерев..

ТР

марка первых советских турбореактивных (отсюда название) двигателей, созданных под руководством А. М. Люльки (см. Ст. Ал).. ..

Траверз

(от лат. Transversus — поперечный) — направление, перпендикулярное курсу ЛА. «Быть на Т.» какого-либо объекта означает, что наблюдатель с ЛА видит данный объект в направлении, составляющем прямой угол с курсом ЛА, то есть в момент прохождения Т. Какого-либо ориентира (населённого пункта, реки, горы и т. Д.) ЛА находится от него на наименьшем расстоянии. Во время полёта при хорошей видимости этим часто пользуется штурман ЛА для поверочного определения курса и правильности выполнения расписания ..

Дополнительный поиск Тот ли танк, который ждали Тот ли танк, который ждали

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тот ли танк, который ждали" в словаре Энциклопедия техники, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тот ли танк, который ждали, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 26 символа