Бурдель

264

, Эмиль Антуан (Bourdelle, Emile-Antoine) 1861, Монтобан — 1929, Париж. Французский скульптор, живописец, график. Один из крупнейших мастеров монументальной пластики ХХ столетия. Его произведения отличают героический характер образов, мужественная сила, духовное благородство, воплощенное в мощных пластических формах. Бурдель родился в старинном французском городе Монтобане. Среди его родни были резчики по дереву, каменотесы, ткачи, пастухи. Впечатления детства сыграли важную роль в творческом формировании будущего художника. Первым учителем Эмиля Антуана был отец — мастер-краснодеревщик, реставратор антикварной мебели, церковной скульптуры и т. Д. С 13 лет Эмиль Антуан начинает помогать отцу. Режет из дерева львиные маски, фавнов, амуров, листья аканта для украшения мебели.

На талантливого подростка обратили внимание, и при поддержке поэта Э. Пувийона молодого столяра направляют учиться в Тулузу. "После трудного конкурса я получил право на обучение в тулузской Школе изящных искусств. В пятнадцать лет я покинул родной дом… в надежде на славу и удачу… в Школе… я пугал учителей своей одержимостью в работе", — вспоминал мастер. Кроме занятий, он много времени уделяет изучению прекрасной готической архитектуры и скульптуры Тулузы. Получив основательную профессиональную подготовку, молодой скульптор выполняет на заказ портретные бюсты. В 1884 Монтобан и Тулуза выделяют Бурделю стипендию для продолжения образования. Эмиль Антуан поступает в Школу изящных искусств в Париже, в мастерскую скульптора А.

Фальгиера. Начинает выставляться в Салоне. Портрет композитора А. Сантиса (1884, Монтобан, Музей Энгра). В 1885 в Салоне "Общества Артист Франсе" экспонирует композицию Первая победа Ганнибала (Монтобан, Музей Энгра). Работа была удостоена почетного упоминания. Недовольный системой преподавания, в 1886 уходит из Школы изящных искусств и начинает работать самостоятельно. "…Лувр, мастера Нотр-Дам, Пюже, Бари — вот мои истинные учителя…" Снимает небольшую мастерскую на Монпарнасе по соседству со скульптором Ж. Далу, среди его друзей поэт-символист Ж. Мореас. В 1890 участвует в выставке в кафе "Клозери де Лила". Критик Ф. Шамсо в статье о выставке особо выделил Бурделя. "…чувствуется, что перед тобой не ремесленник, а поэт".

Из письма другу. "Я мечтаю о значительном произведении, создание которого является долгом художника по отношению к искусству и к самому себе… Это будет Адам — наш прародитель… во всей своей первозданной силе и наивности". Так появился Адам (1889, Нью-Йорк, частная коллекция). В статуе Адама скульптору удалось передать ощущение чистоты, ясности, молодости. В композиции, в трактовке объемов чувствуется рука талантливого мастера. В эти же годы творческим воображением Бурделя завладевает образ Бетховена, он будет работать над ним с 1888 до конца своих дней. Сохранилось около 50 скульптурных бюстов, статуй, десятки рисунков, изображающих композитора. Бетховен (1888, Богота, собрание Д. Эшавариа), Трагическая маска (1901, Нью-Йорк, Музей современного искусства), Бетховен на кресте (1929, Университет в Принстоне, Музей искусства) и др.

В этих работах Бурдель стремился средствами скульптуры воссоздать образ Бетховена в разные периоды его жизни и одновременно передать тот мощный духовный и эмоциональный заряд, исходящий от его творений. Отсюда особая пластика, исполненная динамики, энергией контрастов, характерной, словно "пульсирующей" фактурой. В 1893 скульптор получает первый большой заказ от своего города Монтобана на Памятник павшим в войне 1870—1871 года (1893—1902). Нервная экспрессия форм и движений, сложная, несколько "сумбурная" композиция, как бы выражающая хаос и безумие войны, искаженные лица — все это после безмятежной ясности Адама воспринимается как скорбный итог истории человеческого рода. В 1893 Роден, известный скульптор, предлагает Бурделю работу в своей мастерской в качестве "пратисьена" (помощник, увеличивающий произведения, переводящий их в камень и т.

Д.). Сотрудничество с Роденом было важным этапом в творчестве Бурделя, утверждало его веру в высокое предназначение художника, придало его пластическому мышлению эпический размах. "…мой путь стал таким свободным благодаря Родену… Но я всегда хранил в неприкосновенности внутренний закон своего искусства… Роден — гениальный аналитик, я же стремлюсь к синтезу". Задача Родена — выразить в пластике изменчивый мир человеческих мыслей, эмоций, страстей. Бурдель же привержен классике, утверждению вечных этических идеалов, его произведения отличает ясность композиции, четкость силуэта, подчеркнутая архитектоника. "…у хорошего скульптора в кончиках пальцев должны быть все законы математики… знание геометрии…" — писал мастер.

Бурделя можно назвать классиком ХХ в., однако его искусство отражает кардинальные идеи и проблемы современности, и для воплощения их он находит новый язык художественных форм. Голова Аполлона (1900, Монпелье, Музей Фабра) — "это первая работа, в которой я выразил законы своего искусства". Мастер часто обращается к античной мифологии и литературе. Афина Паллада (1901, Париж, Музей Бурделя), Пенелопа (1907—1912, Париж, Музей Бурделя. Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер). Бурдель писал о Пенелопе. "…так ждут бретонки своих мужей, ушедших в море". Монолитная фигура Пенелопы исполнена величия и благородства. Ее руки, сложенные на груди, словно ограда, — выраженный пластикой символ затворничества и ожидания. Поза женщины кажется статичной, подчеркивая идею непоколебимой верности, но все объемы пронизаны внутренним движением.

В отличие от изысканной грации статуй классицистов XVIII—XIX вв. У Бурделя формы отличаются мощью, они весомы и монументальны, но при этом его произведениям присуща особая мужественная красота и гармония. Трагедия противоречий ХХ в. Воплощена в Умирающем кентавре (1914, Париж, музей Пти-Пале). Сложный и возвышенный мир человека-творца раскрывается в статуе Сафо (1925, Цюрих, Кунстхауз) — древнегреческой поэтессы. Образ человека, охваченного волевой, победоносной жаждой действия, отражен в Геракле (1909, Антверпен, Музей Миддельхейм). Кристаллическая отточенность силуэта, динамизм и ясная четкость композиции, великолепно вылепленное мускулистое тело героя, ощущение стремительного порыва, пронизывающего все его формы, — все это сделало Геракла (бронзовые повторения многих работ Бурделя находятся в разных музеях) одним из самых прославленных произведений скульптуры ХХ столетия.

Дар Бурделя-монументалиста ярко проявился в созданных им памятниках. Поэт Мицкевич (1909—1929, Париж), Мадонна Эльзаса (1919—1922, Эльзас, Нидерсбрюк), Франция (1925, Париж), Генерал Альвеар (1912—1923, Буэнос-Айрес). Особенно хороши статуи, олицетворяющие Силу, Победу, Свободу и Красноречие, стоящие по углам цоколя памятника Альвеару. Редко кому из художников ХХ столетия удавалось с таким совершенством воплотить в искусстве героический идеал современности, создать образ человека, исполненного благородства, мужества, духовной и телесной красоты. Эти фигуры были впоследствии отлиты отдельно и ныне экспонируются во многих музеях и частных коллекциях. Бурдель считал, что "после готики развитие скульптуры, какими бы гениями она ни была представлена, идет по нисходящей линии".

Причину упадка он видел в распаде синтеза искусств. "…скульптура должна быть привита архитектуре, как делают прививку дереву…". Возродить утраченный синтез он пытался в декоративном оформлении Театра Елисейских Полей (1910—1913, архитектор О. Перре). Мастер выполнил скульптурный фриз Медитация Аполлона и музы. Пять отдельных композиций. Архитектура и скульптура, Танец, Комедия, Трагедия, Музыка на фасаде (все — камень, рельеф). В интерьере — около шестидесяти композиций в технике фрески. Бурдель — автор глубоких и выразительных портретов. Энгр (1908—1909, Стокгольм, Нац. Музей), Рембрандт (1909, Каракас, Музей изящных искусств), Роден (1909, Париж, Музей Родена), Анатоль Франс (1919), Огюст Перре (1922, оба — Париж, музей Орсе) и др.

Портретные бюсты отличают героизация образа, стремление передать мощь интеллекта, значительность внутреннего мира изображаемого человека, что подчеркивается монументальностью в трактовке форм. Бурдель был одним из лучших рисовальщиков своего времени, владея искусством несколькими штрихами и линиями обрисовать характер модели. В серии рисунков, посвященных известной танцовщице Айседоре Дункан, мастеру удалось передать стремительность и грацию движений, полет, саму душу танца.Лит. Терновец Б. Н. Бурдель. М., 1935. Стародубова В. Бурдель. М., 1970. Бурдель. Альбом / Авт.-сост. В. Стародубова. М., 1979. Bourdelle A. La sculpture et Rodin. Paris, 1937. Jianou J., Dufet M. Bourdelle. P., 1965..

Значения в других словарях
Бузири

, Джованни Баттиста (Busiri, Giovanni Battista) 1618, Рим — 1757, Рим. Итальянский живописец. Родился в семье французского архитектора Симона Бузире и итальянки Ф. Б. Манцони. Ок. 1720 начал писать ведуты Рима в технике темперы и гуаши, затем увлекся масляной живописью. Имел мастерскую около Сант Андреа делла Фратте на виа делла Пурификацьоне. Подписывал свои работы "Tista", "Titta", "Tittarela" (производные от Джованни Баттиста). Изображал виды старых районов Вечного города, Кампаньи, Альбански..

Бургкмайр

, Ганс (Burgkmair, Hans) 1473, Аугсбург — 1531, Аугсбург. Немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Учился в Аугсбурге у своего отца, живописца Томаса Бургкмайра, в Кольмаре у Шонгауэра (1488—1489), в Аугсбурге у Гольбейна Старшего (с 1492). С 1491 работал для одного из аугсбургских издателей в качестве рисовальщика иллюстраций. В 1498 получил права мастера в Аугсбурге. В 1503 путешествовал вниз по Рейну, возможно, добрался до Нидерландов. Несколько раз посетил Италию, главным образом Венец..

Бурдон

, Себастьян (Bourdon, Sebastien) 1616, Монпелье — 1671, Париж. Французский живописец и график. Родился в семье живописца и мастера по изготовлению витражей. Рано начал самостоятельную жизнь, отправившись в Париж, где поступил в обучение к художнику Бертелеми. Уже в 14 лет принимает участие в росписи фресками замка в окрестностях Бордо. Потом добирается до Тулузы, где внезапно решил завербоваться в солдаты. Один офицер, заметив, что новобранец совсем не интересуется военным делом, и узнав, что он..

Бушардон

, Эдм (Bouchardon, Edme) 1698, Шомон — 1762, Париж. Французский скульптор. Первым учителем Бушардона был его отец — архитектор. Затем он едет в Париж к известному мастеру Н. Кусту (1721). В 1722 побеждает в конкурсе на Римскую премию, работает и учится в Италии в течение 10 лет (1723—1732). Выполняет ряд произведений для папы Климента XII и кардинала Полиньяка (Портрет Климента XII, до 1732, Флоренция, дворец Корсини. Портрет священнослужителя, до 1732, Нью-Йорк, музей Метрополитен. Спящий фавн,..

Дополнительный поиск Бурдель Бурдель

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бурдель" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бурдель, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 7 символа