Милле

100

, Жан Франсуа Millet, Jean Francois) 1814, Грюши, близ Шербура — 1875, Барбизон. Французский живописец и график. Происходил из крестьянской семьи, имевшей земельный надел в Нормандии. В большой семье царили крепкие моральные устои, с детства прививалось трудолюбие и благочестие. Помимо школьных занятий, под руководством священника, обратившего внимание на одаренного мальчика, изучает латынь, и вскоре наряду с Библией его любимым чтением становится Вергилий. До 18 лет Милле жил в деревне, выполняя все крестьянские работы. Затем уехал в Шербур, где учился живописи у Мушеля и Ланглуа де Шевревиля. По ходатайству последнего получил стипендию от муниципалитета для продолжения образования в Париже. Бабушка напутствовала его.

"Франсуа, никогда не пиши ничего непристойного, даже если бы это было по приказу самого короля". В 1834 Милле пишет портрет бабушки. Лицо с крупными чертами, словно рубленное из дерева, поражает выражением сосредоточенной озабоченности и надежности. Образ нормандской крестьянки, исполненный суровой простоты, сродни изображениям римских матрон. В Париже кроме занятий в мастерской Делароша (1837—1838) художник много времени проводит в Лувре. Особенно его поразил Микеланджело, недаром он в своей живописи стремится к скульптурной трактовке форм и буквально лепит краской объемы. Он восхищается также Пуссеном, Сурбараном, Риберой, его привлекают величественные образы, обобщенные формы, лаконизм средств, поэзия простоты.

Из современников почитает Делакруа. Ради заработка Милле пишет жанровые сценки в духе XVIII в., но главные его успехи в 1840-х связаны с портретом. Автопортрет, Мадмуазель Оно (оба — 1841, Шербур, Музей), Арман Оно (1843, Шербур, Музей), Делез (1845, Бремен, Кунстхалле), Морской офицер (1845, Руан, Музей изящных искусств). Естественность и искренность — главные черты, отличающие эти произведения. В 1846—1848 Милле создает ряд полотен на религиозные сюжеты (Св. Иероним, Агарь, обе — 1849, Гаага, Музей Месдаг). В 1849 художник с семьей поселяется в деревне Барбизон близ Фонтенбло, которая привлекла его уединенностью и живописными окрестностями. Он пишет пейзажи, картины, изображающие деревенскую жизнь, — темы, ему знакомые и близкие.

Таков Сеятель (1850, Нью-Йорк, музей Метрополитен). Фигура крестьянина занимает все пространство холста, четким силуэтом выделяясь на фоне неба. Сильным упругим движением он бросает семена в землю, словно выпуская на волю птиц. Художник точен в передаче одежды, пейзажа, характерного жеста — образ сеятеля конкретен, но при этом Милле монументализирует и обобщает формы, доводя единичное до символа. Для Милле труд — великая созидающая сила, суть бытия. "В искусстве надо иметь ведущую первоидею и выражать ее красноречиво… с силой, как чеканят медаль", — говорил художник. Его крестьяне (Веяльщик, 1848, США, частное собрание. Человек с мотыгой, 1863, Сан-Франциско, частное собрание. Стрижка овец, 1860, США, частное собрание) не фарфоровые пастушки, это реальные деревенские жители.

Милле не скрывает ни их нужды, ни тяжести труда, они бедны, но не убоги, в них нет униженности, а есть достоинство людей, занятых необходимым и важным делом. Привычные, повторяющиеся из века в век сезонные работы выработали у них экономную отточенность каждого жеста, целесообразность каждого движения, в которых есть красота и поэзия. Мастер сумел увидеть ее и переложить на язык пластических форм. Сер. XIX в. Во Франции — период распространения реализма как художественного направления. В отличие от романтиков, выбиравших для своих картин ярких героев, черпавших свои сюжеты в истории, литературе, реалисты сделали темой своего искусства жизнь современников с их заботами, развлечениями, с их повседневным бытом, и, хотя Милле не выступал с манифестами и декларациями, он один из самых глубоких мастеров демократической ориентации.

В его образах воплощена первооснова бытия, в них проступают черты библейских землепашцев, их осеняет тень великого поэта античности Вергилия, воспевшего на прекрасной латыни в своих Георгиках труды земледельца. Заметим, что единственным украшением мастерской Милле были слепки с деталями фриза Парфенона. В Салоне 18 57 художник показал картину Собирательницы колосьев (Париж, музей Орсе), изображающую женщин, занятых изнурительной работой, их одежда бедна, но опрятна. Классическая ясность композиции, гармоничность неярких, но чистых тонов, плавные линии силуэтов, мягкий, золотистый свет, льющийся с осеннего неба, объединяющий пространственные планы, — все создает ощущение подлинной жизни, претворенной в художественный образ, в шедевр, исполненный поэзии.

Надо было не только глубоко уважать любой труд, но и видеть в людях, занятых им, своих собратьев, чтобы с такой человечностью написать их. В картинах Милле нет протеста, человек спокойно принимает тяжкую долю, ниспосланную ему, и от этого чувство сострадания подчас еще пронзительней. Посреди поля в тихой молитве склонились мужчина и женщина, заслышав звуки колокола. Анжелюс (Вечерняя молитва, 1857—1859, Париж, музей Орсе). Фигуры людей естественно вписываются в вечерний пейзаж, не нарушая его умиротворенной тишины. Добрые отношения в семье, забота о детях, труд — вот те простые, но бесконечно важные для художника истины, которые одухотворяют его искусство. Показывает ли он мать, кормящую с ложечки троих малышей или обучащую вязать девочку, годовалого сына — ходить и т.

Д., каждая жанровая сценка чужда сентиментальности, дышит серьезной важностью, ибо все эти простые дела и составляют для него основу человеческой жизни. Хотя с течением времени произведения Милле приобретали мировую известность, сам художник до конца дней продолжал жить в деревне, из-за стесненных обстоятельств занимаясь крестьянским трудом. "…разве это веселый и радостный труд, в который некоторые хотят нас заставить поверить. Но в нем для меня и заключается настоящая… большая поэзия", — говорил мастер. Сочетание поэзии и правды — одно из высших достижений Милле. Вот почему, казалось бы, обычные сцены крестьянских работ приобретают у него общечеловеческий смысл, превращаясь подчас в подобие философской притчи о смысле бытия.Лит.

Нерсесов Н. Я. Жан-Франсуа Милле. М., 1958. Замятина А. Н. Милле. М., 1959. Lepoittevin L. Jean Francois Millet, sa vie son ?uvre, ses ecrits. Paris, 1971—1973. 4 vol..

Значения в других словарях
Микеланджело

Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) 1475, Капрезе — 1564, Рим. Итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. Один из величайших мастеров итальянского Возрождения. Работал во Флоренции (кон. 1480-х — 1490-е, 1501—1505, 1520—1533), Болонье (1495, 1506—1508), Риме (1496—1501, 1505—1519, 1534—1564). Микеланджело происходил из знатного, но обедневшего флорентийского рода. Детские годы провел в небольшом имении отца в Сеттиньяно. В 1488, преодолев сопротивление отца, считавшего, что потомку зн..

Микетти

, Франческо Паоло (Michetti, Francesco Paolo) 1851, Франковилла — 1929, Неаполь. Итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Мастер неаполитанской школы. Принадлежал к направлению социального веризма, но создавал произведения и на сюжеты салонной живописи. В основном изображал жизнь бедняков юга Италии (Девочка, Бухарест, Нац. Галерея. Маленький пастушок. Детская процессия, оба — Неаполь, Нац. Музей и галереи Каподимонте), писал морские виды Франковилла (Пейзаж, Вена, собрание Лихтенштейн). Изве..

Миллес, Джон

Эверетт (Millais, John Everett) 1829, Саутгемптон — 1896, Лондон. Английский живописец и график. Будучи одаренным ребенком, с 11 лет был принят в школу Королевской академии художеств, где получил фундаментальную выучку. Встреча с Хантом, а позже Россетти изменила направление его творчества. Загоревшись новыми художественными и социальными идеями, стал одним из основателей Братства прерафаэлитов (1848). Увлечение английским Средневековьем, живописью Раннего Возрождения, стремление к точной реали..

Миллес, Карл

Вильгельм Андерсон (Milles, Carl Wilhelm Andersson) 1875, Лагга, ок. Упсала — 1955, Стокгольм. Шведский скульптор. Обучался в школе изящных искусств в Париже. Заявил о себе в 1899, когда его работа Портрет негра с Мартиники (Стокгольм, Нац. Музей) была представлена в парижском Салоне. Скульптор сформировался под влиянием О. Родена, у которого занимался в нач. 1900-х в Париже. От великого мастера он унаследовал свободу пластического выражения. Это проявилось в известной работе Миллеса, показанно..

Дополнительный поиск Милле Милле

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Милле" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Милле, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 5 символа