Михаловский

101

, Петр (Michalowski, Piotr) 1800, Краков — 1855, Кжижтопожицы, близ Кракова. Польский живописец и рисовальщик. Представитель романтизма. Родился в обеспеченной дворянской семье. Получил хорошее общее образование в университетах Кракова и Гёттингена. В юности брал уроки рисования и живописи у краковских художников — М. Стаховича, Ю. Бродовского и Ф. Лампи, копировал произведения А. Орловского. В 1823—1830 состоял на государственной службе. Часто бывал за границей. Участвовал в польском восстании 1830—1831. После его подавления уехал в Париж, где занимался в мастерской Н. Т. Шарле, копировал Т. Жерико (1831—1835). В 1835 вернулся на родину, жил в Кракове и близ него, в родовом имении Кжижтопожицах. В 1844—1848 вновь живет в Париже.

Кроме Франции и Германии посетил многие европейские страны, среди них — Австрию, Англию и Италию. Изучал творчество великих мастеров — Веласкеса, Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка. Несмотря на то что художник не получил специального образования, он обладал природным художественным даром. Творчество Михаловского сыграло важную роль в развитии романтического искусства в Польше. Первый период его самостоятельной деятельности относится ко времени пребывания в Париже. Совершенствуя свое мастерство, Михаловский исполнил множество батальных сцен, в частности, эпизодов из походов Наполеона. Часто и с особой любовью он изображал лошадей. Вздыбленных, скачущих, тянущих тяжелый воз. Это в основном наброски, этюды и эскизы, очень эмоциональные и живые, полные своеобразной патетики.

Их колористическая гамма строится на коричневатых тонах с вкраплением немногих ярких пятен синего, красного, белого цветов. Вернувшись на родину, Михаловский сначала продолжил батальную тематику, но затем, уже в 1840-е, в его творчестве все чаще появляются образы из окружающей его действительности. Он создает цикл крестьянских портретов. Среди них самый известный — Сенько (ок. 1846, Краков, Нац. Музей). Динамичные, нанесенные легкими, быстрыми движениями кисти, мазки лепят образ изможденного мужика с усталым взглядом. На его голове вместо шапки бритвенный тазик, что сразу же вызывает в памяти образ Дон Кихота. Это своеобразный подготовительный этюд к картине Дон Кихот и Санчо Панса. Буро-оливковые тона пронизаны сверканием светлых штрихов, что вносит в изображение ощущение внутренней динамики.

Параллельно с портретом Сенько художник пишет Крестьянина в шляпе (ок. 1846, Варшава, Нац. Музей), который ассоциируется с образом Санчо Пансы — круглолицый добродушный мужик с красным носом и румянцем на щеках. Участие польских кавалеристов в испанской кампании Наполеона позволило художнику прославить отчаянный героизм своего народа и воплотить излюбленные мотивы в картине Битва под Сомосьеррой (1845—1846, Краков, Нац. Музей). Движение конного отряда вверх по крутой тропе на покорение горного перевала наполнено романтическим пафосом. Багровые отсветы огня, дым и пыль прорезываются сплошным потоком всадников. Среди их темной массы вспыхивают белые крупы отдельных коней, ритмически организуя всю композицию. Белые кони постоянно встречаются в картинах и акварелях Михаловского.

Они как бы символизируют романтический порыв благородства и чистоты. Этот мотив художник использует во многих конных портретах (Максимилиан Оборский, Стефан Чарнецкий, Дети художника).Лит. Piotr Michalowski. Wstep / Jerzy Sienkiewicz. Warszawa, 1959. Zanozinski J. Piotr Michalowsli. Wroclaw. Warszawa. Krakow, 1965. P. Michalowski / Opracowal M. Maslowski. Warszawa, 1974..

Значения в других словарях
Миро

, Хоан (Miro, Joan) 1893, Барселона — 1983, Пальма-де-Мальорка. Испанский художник. В 1907—1910 учился в Академии художеств Барселоны ("Ла Лонха") у пейзажиста М. Ургелла Инглада и профессора прикладных и декоративных искусств Х. Паско Мериса. В 1912 возобновил занятия искусством в частной академии Ф. Гали. В 1918 создал со своими друзьями "Группу Курбе", противостоящую консервативно-почвенническим тенденциям в каталонской культуре. В живописных работах 1913—1917 наиболее ярко проявились фовистс..

Михалович

, Ян (Michalowicz, Jan) Ок. 1530, Ужендов, Люблинское воеводство — ок. 1583, Лович. Польский скульптор и архитектор Позднего Возрождения. Учился в Кракове у итальянского скульптора. Работал главным образом в Кракове, где имел собственную мастерскую. Основные произведения Михаловича — надгробные памятники, размещающиеся обычно в интерьере церкви. Епископа Б. Издбеньского (1557—1560, Познань, собор), епископа А. Зебжидовского (1560—1563, Краков, Вавельский собор), Уршули Леженьской (1563—1568, Бже..

Мишель

, Жорж (Michel, Georges) 1763, Париж — 1843, Париж. Французский живописец, пейзажист, предшественник художников барбизонской школы пейзажа. Происходил из семьи со скромным достатком, начальное образование получил под руководством священника, жившего в окрестностях Сен-Дени. В 1775 поступает учеником к живописцу Ледюку, писавшему картины исторического жанра, учился также у А. Тоне. В 1783 был приглашен в Нормандию, где зарабатывал уроками рисования. Побывал в Германии, Швейцарии (1789). В Париже ..

Модильяни

, Амедео (Modigliani, Amedeo) 1884, Ливорно — 1920, Париж. Французский художник итальянского происхождения. Учился в художественной школе Ливорно у Г. Микели (1899—1901), затем в Школах изящных искусств Флоренции (1902) и Венеции (1903). В нач. 1906 прибыл в Париж и обосновался на Монмартре. В портретах 1907—1909 проявилось увлечение молодого художника живописью Сезанна, Тулуз-Лотрека, фовистов (Еврейка, 1908. Виолончелист, 1909, оба — Париж, частные собрания). Переселившись в 1909 в Ситэ Фальгь..

Дополнительный поиск Михаловский Михаловский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Михаловский" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Михаловский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 11 символа