Модильяни

120

, Амедео (Modigliani, Amedeo) 1884, Ливорно — 1920, Париж. Французский художник итальянского происхождения. Учился в художественной школе Ливорно у Г. Микели (1899—1901), затем в Школах изящных искусств Флоренции (1902) и Венеции (1903). В нач. 1906 прибыл в Париж и обосновался на Монмартре. В портретах 1907—1909 проявилось увлечение молодого художника живописью Сезанна, Тулуз-Лотрека, фовистов (Еврейка, 1908. Виолончелист, 1909, оба — Париж, частные собрания). Переселившись в 1909 в Ситэ Фальгьер (Монпарнас), сблизился с К. Брынкуши и занялся скульптурой. Работая, как и Брынкуши, в камне методом прямой рубки, он вдохновлялся обобщенными формами древнеегипетской и африканской пластики. Модильяни вынашивал грандиозный замысел "Храма красоты" с многочисленными стоящими и сидящими кариатидами.

Большая часть этих статуй была уничтожена им самим или утеряна, но сохранившиеся фрагменты свидетельствуют о несомненной одаренности ваятеля (две Женские головы, 1911—1912. Лондон, галерея Тейт. Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма. Кариатида, 1913—1914, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Ок. 1914 оставил пластику, отчасти из-за невозможности обеспечить себя материалом. Портреты 1914—1916, написанные в экспрессивной темпераментной манере, ярко характеризуют индивидуальность модели (Диего Ривера, 1914, Сан-Паулу, Художественный музей. Пабло Пикассо, 1915, Женева, частное собрание. Фрэнк Бюрти Хэвилэнд, Милан, собрание Дж. Маттиоли). Модильяни писал людей из артистической среды и богемы, колоритные фигуры жителей Монмартра и Монпарнасса.

В некоторых работах острота социальной характеристики приближается к гротеску (Госпожа Помпадур, 1915, Чикаго, Институт искусств. Супружеская пара, 1915—1916, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Ок. 1917 свободная живописность сменяется линейной стилизацией, складывается характерный тип "модильяниевского" портрета. Полуфигура вытянутых пропорций охватывается плавно изогнутым контуром, сдержанная цветовая гамма строится на сочетании охристых, серых, черных тонов с добавлением голубого и зеленого (Жак Липшиц и его жена, 1916—1917, Чикаго, Институт искусств. Жан Кокто, 1917, частное собрание. Хайм Сутин, 1917, Вашингтон, Нац. Галерея искусства). Характерная особенность модильяниевских портретов — изображение глаз в форме миндалин, залитых голубым или черным цветом, что создает впечатление неуловимого взгляда, особой глубины и потаенности внутренней жизни модели (Дама с черным галстуком, 1917, Париж, частное собрание.

Женский портрет, ок. 1918, Париж, Гор. Музей современного искусства. Молодая служанка, ок. 1919, Буффало, художественная галерея Олбрайт-Нокс). Лирическая интонация доминирует в детских портретах, преисполненных грусти и нежности (Маленький крестьянин, 1918, Лондон, галерея Тейт. Девочка в голубом, 1918, Париж, частное собрание). В 1917 Модильяни познакомился с юной Жанной Эбютерн, сыгравшей важную роль в его личной и творческой биографии. В портретах Жанны принцип линейной стилизации обретает законченность и четкость лаконичной формулы. Удлиненный корпус в спиралевидном развороте очерчивается пересекающимися параболами и завершается наклонным овалом лица (Желтый свитер, ок. 1919, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма. Жанна Эбютерн в шляпке, 1917—1918, Париж, частное собрание).

Значительное место в творчестве Модильяни занимают фигуры обнаженных. Картины, изображающие белокурых девушек со спущенной рубашкой, отличаются волнующей интимностью, тонкой передачей дыхания плоти, ее трепетных соприкосновений с воздухом (Стоящая обнаженная, 1917, частное собрание). В серии распростертых обнаженных тугие формы бронзовых тел описываются ритмичными поворотами чеканной линии (Лежащая обнаженная, 1917, Штутгарт, Гос. Художественная галерея. Большая обнаженная, ок. 1919, Нью-Йорк, Музей современного искусства). В 1918—1919 Модильяни побывал в Ницце и Кане. Природа и люди южной Франции пробудили в нем воспоминания о живописи Сезанна. Тяжелые последствия перенесенных в детстве заболеваний, отягощенные нищетой и богемным образом жизни, обрекли художника на раннюю смерть.

Узнав о кончине мужа, на следующий день покончила с собой и Ж. Эбютерн.Лит. Виленкин В. Я. Амедео Модильяни. М., 1989. Диль Г. Модильяни. М., 1995. Roy C. Amedeo Modigliani. Geneve, 1958. Modigliani J. Modigliani sans legende. Paris, 1961. Sichel P. Modigliani. A biography. New York, 1967..

Значения в других словарях
Михаловский

, Петр (Michalowski, Piotr) 1800, Краков — 1855, Кжижтопожицы, близ Кракова. Польский живописец и рисовальщик. Представитель романтизма. Родился в обеспеченной дворянской семье. Получил хорошее общее образование в университетах Кракова и Гёттингена. В юности брал уроки рисования и живописи у краковских художников — М. Стаховича, Ю. Бродовского и Ф. Лампи, копировал произведения А. Орловского. В 1823—1830 состоял на государственной службе. Часто бывал за границей. Участвовал в польском восстании ..

Мишель

, Жорж (Michel, Georges) 1763, Париж — 1843, Париж. Французский живописец, пейзажист, предшественник художников барбизонской школы пейзажа. Происходил из семьи со скромным достатком, начальное образование получил под руководством священника, жившего в окрестностях Сен-Дени. В 1775 поступает учеником к живописцу Ледюку, писавшему картины исторического жанра, учился также у А. Тоне. В 1783 был приглашен в Нормандию, где зарабатывал уроками рисования. Побывал в Германии, Швейцарии (1789). В Париже ..

Мозер

, Лукас (Moser, Lucas) Немецкий живописец верхнерейнской школы. Все сведения о художнике, дошедшие до нас, содержатся в красноречивой надписи на его единственной достоверной работе — Алтаре Марии Магдалины (1431, Тифенбронн, приходская церковь). "Лукас Мозер, живописец из Вейля, мастер этого произведения. Моли Бога за него. Кричи, искусство, кричи и жалуйся. Никто теперь тебя не домогается. Увы, это так. 1431". Тифенброннский алтарь — первое проявление новых, предвосхищающих Возрождение веяний в..

Мола

, Пьер Франческо (Mola, Pier Francesco) 1612, Кальдераро, провинция Комо — 1666, Рим. Итальянский живописец и гравер римской школы, ученик римского художника Джузеппе Чезари (Кавальере д’Арпино). Продолжил образование в Болонье в кругу Альбани и Гверчино (1635). Значительное влияние на творчество Молы оказало его пребывание в Венеции, где он познакомился с работами великих венецианских мастеров эпохи Возрождения, а также с работами Фетти и Строцци. В 1637 вернулся из Венеции в Рим, где в 1662 во..

Дополнительный поиск Модильяни Модильяни

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Модильяни" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Модильяни, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 9 символа