Мор Ван Дасхорст
, Антонис (Mor van Dashorst, Antonis), Антонио Моро (Antonio Moro) Между 1517—1519, Утрехт — 1576 или 1577, Антверпен. Нидерландский живописец, портретист. Учился в Утрехте у Скорела. С 1547 состоял в гильдии живописцев Антверпена. Исполняя портретные заказы, посетил многие европейские государства. Италию, Испанию, Португалию (1550—1553), Англию (1554), вновь Испанию и Португалию (1559—1560), работал в Брюсселе (с 1549), Утрехте (1560—1567. Придворный художник на службе кардинала Гранвеллы и испанских наместников), Антверпене (с 1568). Придворный художник испанского короля Филиппа II (1559—1560). Мор создал тип парадного портрета, получивший широкое распространение не только в Нидерландах, но и в других европейских странах.
Творчество Мора, в частности, оказало большое влияние на испанский портрет. Живописцем была выработана своеобразная композиционная схема. Портретируемый представлен у него обычно в величину натуры, по пояс или поколенно, в трехчетвертном повороте. При обращенном несколько в сторону лице, глаза как будто следят за зрителем, и этот скошенный взгляд вносит в характеристику модели дополнительную живость. Мастер, несомненно, стремится к достижению портретного сходства, но вместе с тем образы объединены чертами сословной общности. Благородство осанки, снисходительная надменность взора в определенной мере нивелируют личное начало. Темная колористическая гамма, нейтральность фона усиливают торжественную репрезентативность модели.
Все эти качества наглядно проступают в портретах кардинала Гранвеллы (1549, Вена, Музей истории искусства), английской королевы Марии Тюдор (1554, Мадрид, Прадо), Вильгельма Оранского (1555—1556, Кассель, Картинная галерея). Более непосредственными выглядят портреты, не связанные с официальными заказами (Автопортрет, 1558, Флоренция, галерея Уффици. Портрет жены художника, ок. 1554, Мадрид, Прадо). В первом художник изображает себя за мольбертом со всеми атрибутами своей профессии. Жена показана с собачкой на коленях, что сразу вносит ноту интимности. В поздний период творчества, когда Мор обосновался на родине, он стал чаще обращаться к изображению людей своего круга, внося в их характеристики больше сердечности и теплоты.Лит.
Marlier G. Antonis Mor van Dashorst. Bruxelles, 1934. Frerlichs L. S. J. Antonio Moro. Amsterdam, 1947. Friedlander M. Antonis Mor and his contemporaries. Leyden, 1975..
Дополнительный поиск Мор Ван Дасхорст
На нашем сайте Вы найдете значение "Мор Ван Дасхорст" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мор Ван Дасхорст, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 16 символа