Моранди

174

, Джорджо (Morandi, Giorgio) 1890, Болонья — 1964, Болонья. Итальянский живописец и график. Учился в болонской Академии художеств (1907—1913). Со студенческих лет стал приверженцем национальной классической традиции, внимательно изучал произведения Джотто, Мазаччо, Уччелло, Пьеро делла Франческа. Одновременно увлекался творчеством Сезанна, французских импрессионистов, проявлял интерес к новейшим авангардным течениям. В 1914 участвовал в выставке футуристов. В немногих сохранившихся ранних произведениях (большинство из них художник уничтожил в 1913) ощутимо влияние Сезанна (Пейзаж, 1911, Милан, частное собрание. Снежный пейзаж в Болонье, 1913, Рим, частное собрание). Натюрморты, написанные ок. 1916, организуются четкими вертикально-горизонтальными ритмами, тонкой нюансировкой хроматической гаммы (Натюрморт, 1916, Нью-Йорк, Музей современного искусства).

В 1918 Моранди познакомился с направлением метафизической живописи. В следующем году встретился в Риме с Де Кирико и Карра. В течение этих двух лет художник, пребывавший в одиночестве в Болонье, разработал собственную версию метафизической живописи в жанре натюрморта. В метафизических натюрмортах Моранди предметы, гладко отшлифованные, утрачивают свою индивидуальность, обращаясь в некие анонимные геометрические праформы, условные модели реальных вещей. Голова манекена, плотно обтянутая кожей, белые бутылки, коробки, рулоны бумаги выглядят как муляжи, гипсовые маски натуральных объектов (Натюрморт, 1918, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж. Большой метафизический натюрморт, 1918, Милан, собрание Джези. Натюрморт, 1918—1919, Флоренция, частное собрание).

Линейки, обручи, шары столь же бесплотные, как и отбрасываемые ими тени, зависают в витрине с откинутой стеклянной стенкой. Пересечения линейных профилей, теней, периметров превращают эту модель перспективной коробки, наполненную измерительными инструментами, в пространственный лабиринт. В 1920 Моранди, отказавшись от приемов метафизической живописи, вернулся к привычным для него формам натюрморта и пейзажа. В дальнейшем его творческая эволюция протекает плавно, без скачков. Сознательно ограничив круг тем и мотивов, художник внимательно исследует пластические качества однотипных объектов, обнаруживая в них огромные ресурсы художественной выразительности. Пейзажи, которые он регулярно писал летом в Гридзане и Роффено, отличаются исключительной тонкостью тональных модуляций.

Серебристые оттенки южной зелени, позолоченные солнцем стены домов, дороги и лужайки, добела промытые ярким светом, образуют изысканные красочные гармонии. В лаконичных пейзажах, написанных в период Второй мировой войны, острое ощущение неповторимого мгновения перерастает в универсальное представление о сирой земной обители (Снежный пейзаж, 1941. Пейзаж, 1943. Пейзаж с домами, 1943. Все — частные собрания). Вдумчивая созерцательность искусства Моранди в наивысшей мере проявилась в жанре натюрморта. Простые предметы — бутылки, графины, фляги, вазы, коробки — объединяются в тесные группы или выстраиваются параллельными рядами вдоль кромки стола. Ровный пустой фон не устраняет глубину, а лишь нейтрализует ее. Как при съемке телеобъективом, возникает размытая перспектива, концентрирующая внимание на переднем плане.

Заурядные предметы обнаруживают неожиданное богатство зрительных качеств и аспектов, поразительное разнообразие малого мира обыденных вещей. В период 1920—1930-х Моранди особое внимание уделял свету и тени. Сосуды, погруженные в рассеянный сумрак, обретают монументальность обелисков, внушительность мраморных изваяний (Натюрморт, 1930, Рим, частное собрание. Большой натюрморт, 1935, Милан, собрание Маттиоли). Вертикальные блики, контрасты кьяроскуро, ступенчатый ритм чередования предметов по высоте придают особую торжественность этому параду вещей (Натюрморт, 1938. Натюрморт, 1940. Композиция из бутылей, 1949, все — частные собрания). В натюрмортах 1950—1960-х плотно, почти без пауз расставленные вещи демонстрируют исключительную гармонию цветовых аккордов.

Хрупкие пустотелые сосуды впитывают в себя свет, отфильтровывая из его спектрального состава тончайшие оттенки (Натюрморт, 1946, Лондон, галерея Тейт. Натюрморт с чашками, 1953, частное собрание. Натюрморт, 1957, Париж, частное собрание). Натюрморты Моранди, строгие, замкнутые в себе, выявляют собственные законы зримой предметности, ее имманентного существования, самодостаточного и не нуждающегося в лирической экзальтации. Огромную часть наследия Моранди составляют офорты. В них паутина тончайших линий воссоздает зыбкую ткань световых лучей, являя подлинную зрительную природу объектов. С 1930 по 1956 художник возглавлял кафедру гравюры в болонской Академии художеств. В 1948 стал действительным членом Национальной академии Св.

Луки в Риме.Лит. Джорджо Моранди. Каталог выставки. М., 1978. Arcangeli F. Giorgio Morandi. Milano, 1964. Vitali L. Giorgio Morandi pittore. Milano, 1964. Brandi C. Morandi lungo il cammino. Milano, 1970..

Значения в других словарях
Мор Ван Дасхорст

, Антонис (Mor van Dashorst, Antonis), Антонио Моро (Antonio Moro) Между 1517—1519, Утрехт — 1576 или 1577, Антверпен. Нидерландский живописец, портретист. Учился в Утрехте у Скорела. С 1547 состоял в гильдии живописцев Антверпена. Исполняя портретные заказы, посетил многие европейские государства. Италию, Испанию, Португалию (1550—1553), Англию (1554), вновь Испанию и Португалию (1559—1560), работал в Брюсселе (с 1549), Утрехте (1560—1567. Придворный художник на службе кардинала Гранвеллы и исп..

Моралес

, Луис де (Morales, Luis de). Прозв. В XVIII в. Божественный (El Divino) Ок. 1510/1520, Бадахос — 1586, Бадахос. Испанский живописец. Впервые имя Моралеса упоминается в 1546. Формирование его как художника загадочно, возможно, учился в Вальядолиде или Толедо. Жил в Бадахосе. Работал в Толедо, в 1563 был приглашен ко двору в Эскориал, однако его картина, изображающая Крестный путь Христа (не сохранилась), не понравилась Филиппу II, художник вынужден был вернуться в Бадахос, где жил и работал до с..

Морбелли

, Анджело (Morbelli, Angelo) 1853, Алессандрия, Пьемонт — 1919, Милан. Итальянский живописец. Обучался в Академии художеств в Милане. Писал картины в манере мастеров социального веризма, изображая жизнь простых людей (Праздничный день в приюте Тривульцио в Милане, Париж, музей Орсе). На полотне Сборщицы риса (1898—1901, Бостон, Музей изящных искусств) изображены поденщицы, работающие на рисовой плантации. В этой картине ощутима связь с творчеством Ж. Ф. Милле. Живописная манера Морбелли сложилас..

Морелли

, Доменико (Morelli, Domenico) 1826, Неаполь — 1901, Неаполь. Итальянский живописец, сценограф, работал в монументальной живописи, мозаике. Неаполитанская школа. Учился в Академии художеств в Неаполе. С 1869 — профессор Академии. В 1848—1849 участвовал в сражениях за освобождение Италии. Много путешествовал, посетив Рим (1845), Флоренцию, Милан, был также в Германии, Бельгии, Австрии, Голландии, Франции (1855, 1867). Начинал в 1840-е как исторический живописец. В манере академической живописи ис..

Дополнительный поиск Моранди Моранди

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Моранди" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Моранди, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 7 символа