Моралес

100

, Луис де (Morales, Luis de). Прозв. В XVIII в. Божественный (El Divino) Ок. 1510/1520, Бадахос — 1586, Бадахос. Испанский живописец. Впервые имя Моралеса упоминается в 1546. Формирование его как художника загадочно, возможно, учился в Вальядолиде или Толедо. Жил в Бадахосе. Работал в Толедо, в 1563 был приглашен ко двору в Эскориал, однако его картина, изображающая Крестный путь Христа (не сохранилась), не понравилась Филиппу II, художник вынужден был вернуться в Бадахос, где жил и работал до самой смерти. По-видимому, Моралес бывал в Севилье и Мадриде, мог познакомиться там с произведениями нидерландских и итальянских художников и несколько месяцев работал в Португалии (в городах Эвора, Элваш). Существует предположение, что он посетил Италию.

Известно, что в Бадахосе ему покровительствовал епископ дон Херонимо Суарес, что он сотрудничал с городским советом, имел каменный дом, слуг и лошадей и выполнял многочисленные заказы для церквей и монастырей с помощью мастерской, в которой работали его сыновья Херонимо и Кристобаль. Однако пребывание в глухой испанской провинции не приносило больших доходов, последние годы жизни Моралеса прошли в бедности. Возвращаясь в 1581 из Португалии через Бадахос, Филипп II установил старому художнику небольшую пенсию. В истории испанской живописи Моралес стоит особняком. Изолированная жизнь в провинции наложила отпечаток архаизма на его изобразительный репертуар и вместе с тем создала возможность оригинального творческого самовыражения.

В религиозной экзальтации образов художника подчас проглядывает нечто средневековое. Его живопись сплавляет воедино проявления испанской мистики, народной набожности и спиритуалистическую эстетику маньеризма, экспрессию северных мастеров и возвышенную идеальность итальянцев. Виртуозная, словно эмалевая, техника письма близка к приемам нидерландской школы XV в. Совместно с мастерской Моралес создал несколько больших живописных алтарей. В 1551 в Алькантаре, в 1563 в Арройо де ла Лус, в 1565 в Игера ла Реаль, в 1565—1568 в Элваше, в 1554 в соборе Бадахоса. Однако его искусство наиболее выразительно проявило себя в небольших по размеру алтарных картинах, находящихся ныне во многих европейских собраниях. Моралес — художник отдельных героев, а не событий, художник одной темы — темы страдания, исполненного чувства христианской жертвенности и покорности.

Чаще всего это страдающий, кроткий Христос ("Се Человек", Мадрид, Академия Сан Фернандо. Малага, Музей изящных искусств. Бадахос, Музей собора. Дрезден, Картинная галерея. Мадрид, Прадо. Лиссабон, Нац. Музей старого искусства. Христос, несущий крест, Валенсия, Коллегия Корпус Кристи. Христос между палачей, Мадрид, Академия Сан Фернандо. Христос у колонны, Толедо, музей Санта Крус. Оплакивание Христа, Мадрид, Прадо. Севилья, Музей собора. Мадрид, Академия Сан Фернандо. Скорбящая Мадонна, т. Н. Долороса, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж. Малага, Музей изящных искусств) или юная Мария, ласкающая младенца, но уже охваченная трагическим предчувствием его будущей судьбы. Самая ранняя картина 1546 Мадонна с птичкой в церкви Сан Августин в Мадриде написана под влиянием мадонн Рафаэля, а прекрасная золотоволосая Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем на фоне красного занавеса, помещенная в одном из алтарей Нового собора в Саламанке, напоминает композиции Леонардо.

Характерный для Моралеса итальянский тип идеальной женской красоты с чистым овалом удлиненного лица и опущенным взором приобретает трогательную хрупкость в одухотворенном произведении Мадонна с Младенцем (ок. 1570, Мадрид, Прадо. Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Он обычно писал полуфигуры в статичных скорбных позах, с горестным выражением тонких, мертвенного оттенка лиц, с внутренне напряженными, но внешне очень скупыми, словно оцепенелыми жестами. Картины выдержаны в гамме темных, холодных зеленоватых тонов, лица как бы озарены внутренним светом. Возврат к формам повышенной спиритуализации в условиях эпохи Возрождения придает искусству Моралеса впечатление духовной изысканности.Лит. Tormo E. EL divino Morales.

Barselona, 1917. Escobar Berjano D. El pintor Luis de Morales (El Divino). Madrid, 1918. Gaya Nuno J. A. Luis de Morales. Madrid, 1961. Backbacka Y. Luis de Morales. Helsinki, 1962..

Значения в других словарях
Монтеверде

, Джулио (Monteverde, Giulio) 1837, Бистаньо, Валь ди Скривиа — 1917, Рим. Итальянский скульптор. Известный мастер XIX столетия. Принимал участие наряду с Э. Бутти, А. Дзанетти, Э. Кьарадиа, Э. Галлори в работе над памятником Виктору Эммануилу II в Риме (1865—1911), созданным по проекту Дж. Саккони. Этот гигантский монумент должен был продемонстрировать величие своего времени. Принцип эклектики (обращение к различным стилям прошлого), стремление к чрезмерной декоративности не привели в его созда..

Мор Ван Дасхорст

, Антонис (Mor van Dashorst, Antonis), Антонио Моро (Antonio Moro) Между 1517—1519, Утрехт — 1576 или 1577, Антверпен. Нидерландский живописец, портретист. Учился в Утрехте у Скорела. С 1547 состоял в гильдии живописцев Антверпена. Исполняя портретные заказы, посетил многие европейские государства. Италию, Испанию, Португалию (1550—1553), Англию (1554), вновь Испанию и Португалию (1559—1560), работал в Брюсселе (с 1549), Утрехте (1560—1567. Придворный художник на службе кардинала Гранвеллы и исп..

Моранди

, Джорджо (Morandi, Giorgio) 1890, Болонья — 1964, Болонья. Итальянский живописец и график. Учился в болонской Академии художеств (1907—1913). Со студенческих лет стал приверженцем национальной классической традиции, внимательно изучал произведения Джотто, Мазаччо, Уччелло, Пьеро делла Франческа. Одновременно увлекался творчеством Сезанна, французских импрессионистов, проявлял интерес к новейшим авангардным течениям. В 1914 участвовал в выставке футуристов. В немногих сохранившихся ранних произв..

Морбелли

, Анджело (Morbelli, Angelo) 1853, Алессандрия, Пьемонт — 1919, Милан. Итальянский живописец. Обучался в Академии художеств в Милане. Писал картины в манере мастеров социального веризма, изображая жизнь простых людей (Праздничный день в приюте Тривульцио в Милане, Париж, музей Орсе). На полотне Сборщицы риса (1898—1901, Бостон, Музей изящных искусств) изображены поденщицы, работающие на рисовой плантации. В этой картине ощутима связь с творчеством Ж. Ф. Милле. Живописная манера Морбелли сложилас..

Дополнительный поиск Моралес Моралес

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Моралес" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Моралес, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 7 символа