Морелли

162

, Доменико (Morelli, Domenico) 1826, Неаполь — 1901, Неаполь. Итальянский живописец, сценограф, работал в монументальной живописи, мозаике. Неаполитанская школа. Учился в Академии художеств в Неаполе. С 1869 — профессор Академии. В 1848—1849 участвовал в сражениях за освобождение Италии. Много путешествовал, посетив Рим (1845), Флоренцию, Милан, был также в Германии, Бельгии, Австрии, Голландии, Франции (1855, 1867). Начинал в 1840-е как исторический живописец. В манере академической живописи исполнены его картины Цезарь Борджа при осаде в Капуа (частное собрание), Беглецы из Аквилеи (частное собрание), Герцог Лара и его паж (Неаполь, Нац. Музей и галереи Каподимонте). Сцены трактованы с конкретной достоверностью и несколько театрально.

В принесшем художнику известность полотне Иконоборцы (1855, Неаполь, Нац. Музей и галереи Каподимонте) на сюжет из истории Нидерландов нашли отзвук революционные события в Италии. Одетые в темные плащи фигуры иконоборцев больше напоминают членов карбонарских вент, собиравшихся на тайные встречи в храмах. В 1850, посетив впервые Флоренцию, сблизился с мастерами "Школы маккьяйоли" (живописи цветовым пятном). Стал завсегдатаем кафе "Микеланджело", где проходили дискуссии мастеров этого направления. В начале 1860-х поселился во Флоренции, писал в манере живописи цветовым пятном (На солнце, 1860-е. Дочь Ева в саду, 1860. Женщина в белом на желтом фоне, все — частные собрания). В 1861 создал в окрестностях Неаполя, в селении Портичи, вместе с Ф.

Палицци группу художников-пленэристов, работавших в русле мастеров "Школы Позилиппо" и "Школы маккьяйоли". Морелли дал ей название "Республика Портичи", так как входившие в нее молодые неаполитанские художники не подчинялись академическим авторитетам и отстаивали идеи нового искусства. На протяжении всей своей деятельности писал полотна на исторические и литературные сюжеты (Тассо и Элеонора, 1867, Флоренция, галерея Питти. Леди Годива, 1870-е, Рим, Нац. Галерея современного искусства). Черты академической живописи присущи серии эскизов для росписи церкви Св. Франциска в Гаэта (1859, Рим, Нац. Галерея современного искусства). Морелли был также известным художником-сценографом, создавшим декорации к драматическим постановкам в театрах Италии в 1870—1880-е, операм Дж.

Верди Макбет, Набукко, Эрнани, Отелло. Под впечатлением книги Ж. Ренана в 1868—1875 художник создал цикл полотен с эпизодами из жизни Христа (Христос в пустыне, Осмеяние Христа, Поверженный Христос, Христос, успокаивающий бурю, все — Рим, Нац. Галерея современного искусства). Сцены решены в традиции академической исторической картины, сближенной с чертами бытовой живописи сер. — 2-й пол. XIX в. Для написания евангельского цикла Морелли ездил в Палестину, где на натуре исполнил пейзажные эскизы, но при переведении их в законченные композиции они утратили пленэрную свежесть, приобретя характер натуралистичной декорации. В рассказе о Страстном пути Спасителя Морелли выразил свои взгляды на волновавшие итальянскую демократическую интеллигенцию проблемы.

Как убежденный сторонник идеалов Дж. Маццини, переживая итоги Рисорджименто, он в романтических образах серии воплотил идею противостояния общественных сил добра и зла. В портретах Морелли — Художник Б. Челентано (1859), Луиза Руджеро (1880-е), Вирджиния Виллари (1882, все — Рим, Нац. Галерея современного искусства), Архитектор Г. Бианки (Флоренция, частное собрание) — с веристской наблюдательностью переданы характер и социальное положение портретируемых. Приглушенная колористическая гамма придает образам подчеркнутую внутреннюю собранность и одухотворенность. В 1870—1890-е под влиянием живописи испанца Фортуни Морелли создавал костюмированные сцены на исторические, литературные и восточные темы (Помпеянские бани, Суламифь, обе — Рим, Нац.

Галерея современного искусства), решенные в салонном духе с привкусом эротизма и натурализма. Эта т. Н. Вторая манера художника была, скорее, связана с вынужденной коммерческой стороной его деятельности. Морелли работал также в технике акварели. Разнообразие и тонкость пленэрных наблюдений присущи серии акварелей, выполненных в окрестностях Неаполя, в селении Кава (1880-е, Рим, Нац. Галерея современного искусства).Лит. Федотова Е. Д. Евангельская тема в произведениях Доменико Морелли и русских художников 1860—1890-х гг. // Зарубежные художники и Россия. СПб., 1991. Levi P. Domenico Morelli nella vita e nell’arte. Torino, 1906. Conti A. Domenico Morelli. Napoli, 1926. Schettini A. I Grandi Pittori dell’Ottocento italiano. La Scuola Napoletana.

Milano, 1961..

Значения в других словарях
Моранди

, Джорджо (Morandi, Giorgio) 1890, Болонья — 1964, Болонья. Итальянский живописец и график. Учился в болонской Академии художеств (1907—1913). Со студенческих лет стал приверженцем национальной классической традиции, внимательно изучал произведения Джотто, Мазаччо, Уччелло, Пьеро делла Франческа. Одновременно увлекался творчеством Сезанна, французских импрессионистов, проявлял интерес к новейшим авангардным течениям. В 1914 участвовал в выставке футуристов. В немногих сохранившихся ранних произв..

Морбелли

, Анджело (Morbelli, Angelo) 1853, Алессандрия, Пьемонт — 1919, Милан. Итальянский живописец. Обучался в Академии художеств в Милане. Писал картины в манере мастеров социального веризма, изображая жизнь простых людей (Праздничный день в приюте Тривульцио в Милане, Париж, музей Орсе). На полотне Сборщицы риса (1898—1901, Бостон, Музей изящных искусств) изображены поденщицы, работающие на рисовой плантации. В этой картине ощутима связь с творчеством Ж. Ф. Милле. Живописная манера Морбелли сложилас..

Моретто

, Алессандро (Moretto, Alessandro), наст. Имя Алессандро Бонвичино (Alessandro Bonvicino) Ок. 1498, Брешия — 1554, Брешия. Итальянский живописец. Мастер брешианской школы. Работал в Брешии, выполнял заказы для церквей Бергамо, Вероны, Венеции. Самый младший из ведущих брешианских живописцев 1-й пол. XVI в. Моретто испытал влияние Савольдо и Романино, усвоив у них интерес к натуре, типажу, свойственную брешианской школе живописную манеру, пластическую отчетливость лепки форм, утонченность холодно..

Морлайтер

, Джованни Мария (Morlaiter, Giovanni Maria) 1699, Мурано — 1781, Венеция. Итальянский скульптор. Мастер венецианской школы. Сын австрийского стеклодува из Тироля. В творчестве Морлайтера проявились черты позднего австрийского барокко и изысканная грация венецианского рококо. Занимал видное положение среди мастеров Венеции вместе с Дж. Б. Тьеполо и Дж. Б. Питтони, был одним из учредителей первого совета Академии художеств Венеции (1755), советником президента (Дж. Б. Тьеполо), почетным членом Ак..

Дополнительный поиск Морелли Морелли

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Морелли" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Морелли, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 7 символа