Мульчер

97

, Ганс (Multscher, Hans) Ок. 1400, Рейхенхофен, Вюртемберг — 1467, Ульм. Немецкий скульптор и живописец. Представитель искусства, переходного от готики к Возрождению. В молодости, в годы странствий, познакомился с искусством Нидерландов и Бургундии. С 1427 работал в Ульме в качестве свободного художника, состоящего на службе городского магистрата. В начале своей творческой деятельности занимался скульптурой, впоследствии обращался и к живописи. Создавал монументальные алтари со скульптурной центральной частью и живописными боковыми створками. Самая ранняя работа Мульчера — украшение статуями парадных окон ульмской ратуши (ок. 1427—1430, ныне — Ульм, Музей). Ансамбль состоял из пяти фигур — императора Карла Великого в центре, королей Венгрии и Чехии по бокам (несколько меньше натуральной величины) и более низких статуй оруженосцев по краям.

Главенствовала в композиции статуя императора, она отличалась спокойствием позы и цельностью фигуры, облаченной в длинную мантию, спадающую почти параллельными неглубокими складками. В ранний период своего творчества Мульчер исполнил модель надгробия герцога Людвига Баварского (1435, Мюнхен, Гос. Баварские художественные собрания). Иконография этого надгробия необычна. В отличие от других работ подобного рода здесь нет воспроизведения фигуры покойного. На плите представлено рельефное изображение коленопреклоненного воина, обращающегося с молитвой к Св. Троице. Тонкая пластическая проработка рельефа свидетельствует о высоком техническом мастерстве скульптора. Дальнейшее творчество Мульчера связано с созданием скульптурно-живописных алтарей, исполнявшихся обычно для приходских церквей небольших городков.

В центральной — скульптурной части мастер использует уже не камень, а дерево, из которого вырезает фигуры тех святых, кому посвящен алтарь. Известны два алтарных произведения, созданием которых руководил Мульчер. Это — Ландсбергский алтарь (ранее ошибочно называвшийся Алтарь из Вурцаха, 1437, Ландсберг, приходская церковь) и Алтарь из Штерцинга (1456—1459, ныне — Випитено, Южный Тироль). Оба алтаря посвящены Деве Марии. В первом случае статуя исполнена величия и царственного достоинства, поза спокойна, одеяние ниспадает крупными складками. Фигура Девы Марии из Штерцинга более изящна и стройна, ее лицо тоньше и идеальнее, в нем ощущается духовный аристократизм. В обоих случаях художник прибегал к раскрашиванию статуй, но если раскраска ранней фигуры достаточно сдержанна, то в поздней она более интенсивна.

В Ландсбергском алтаре Мульчер расписывает четыре наружные створки, посвященные Деве Марии, и четыре внутренние, на которых изображены Страсти Христа (Берлин, Гос. Музеи). Интерес к пластике человеческой фигуры, ее материальной телесности и объемности характерен и для живописи художника. Персонажи его картин главенствуют в пространстве. В них нет хрупкости и утонченности, свойственных произведениям живописцев "мягкого стиля", работавших в Германии в это время. Выразительности лиц и движений Мульчер пытается добиться с помощью резких ракурсов, остроты мимики. Изображая обнаженное тело, он использует светотеневую лепку, что позволяет достичь ощущения живой плоти. С помощью насыщенного и плотного цвета художник старается передать фактуру того или иного материала.

Принадлежность Мульчеру живописи наружных и внутренних створок Алтаря из Штерцинга не безусловна, хотя композиционные решения некоторых сцен выдают близость его произведениям. Некоторые характерные черты первой работы находят развитие в поздней. Возрастает эмоциональность мимики и жестов, порой даже несколько преувеличенная, заметно растущее внимание к решению проблем пространства. Фигуры располагаются либо в развивающемся вглубь интерьере, часто с прорывами в природное окружение, либо в многоплановом пейзаже. Созданный Мульчером тип алтарных произведений, включающих в себя скульптуру и живопись, нашел значительный отклик в немецком искусстве того времени, особенно в работах мастеров Южной Германии.Лит.

Либман М. Я. Немецкая скульптура. 1350—1550. М., 1980. Rasmo N. Der Multscheraltar in Sterzing. Bozen, 1963. Tripps M. Hans Multscher. Weissenhorn, 1969..

Значения в других словарях
Моро

, Гюстав (Moreau, Gustave) 1826, Париж — 1898, Париж. Французский живописец и график, близкий к символизму. Гюстав Моро, живший в эпоху расцвета творчества художников реалистического направления, современник импрессионистов, для которых источником вдохновения была реальная действительность, черпал идеи и темы своих произведений в мире фантазии, изысканных грез, мифологии, окрашенной подчас оттенком мистики и эротики. Два года (1846—1848) Моро учился в мастерской Ф. Пико — одного из поздних после..

Мохой-Надь

, Ласло (Moholy-Nagy, Laszlo) 1895, Бачборшод — 1946, Чикаго. Венгерский художник. В 1913 изучал право в Будапеште. В 1914—1917 участвовал в военных действиях. Получив ранение, был отправлен в госпиталь, где начал рисовать. С 1918, завершив юридическое образование, целиком посвятил себя искусству. В 1919—1920 жил в Вене, затем в Берлине. Многогранное творчество Мохой-Надя сложилось под воздействием русского конструктивизма. Он занимался живописью, архитектурой, скульптурой, фотографией, плакатно..

Мунк

, Эдвард (Munch, Edvard) 1863, Лётен — 1944, Экели. Норвежский живописец. С 1881 учился в Королевской школе рисования в Христиании (Осло), затем в "Академии свободного света" Ф. Таулова (1884), в художественной школе Л. Бонна в Париже (1889—1890). В 1885—1909 много путешествовал, особенно часто посещал Германию, Францию, Скандинавские страны. С 1884 сблизился с богемными кругами Христиании, с писателями и художниками натуралистического направления. В его ранних работах, написанных в реалистическ..

Мункачи

, Михай (Munkacsy, Mihaly), наст. Фамилия Либ (Lieb) 1844, Мункач, ныне Мукачево, Украина — 1900, Эндених, близ Бонна, Германия. Венгерский живописец. Первые навыки искусства получил у странствующего венгерского художника Э. Самоши (1862—1863), затем пользовался советами М. Тана и А. Лигети в Пеште (1863—1864), учился в Академиях художеств Вены (1865), Мюнхена (1866—1868) и Дюссельдорфа (у Л. Кнауса, 1868—1869). Работал в Будапеште и Париже (с 1872). Ведущий мастер венгерской реалистической живо..

Дополнительный поиск Мульчер Мульчер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мульчер" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мульчер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 7 символа