Мохой-Надь

90

, Ласло (Moholy-Nagy, Laszlo) 1895, Бачборшод — 1946, Чикаго. Венгерский художник. В 1913 изучал право в Будапеште. В 1914—1917 участвовал в военных действиях. Получив ранение, был отправлен в госпиталь, где начал рисовать. С 1918, завершив юридическое образование, целиком посвятил себя искусству. В 1919—1920 жил в Вене, затем в Берлине. Многогранное творчество Мохой-Надя сложилось под воздействием русского конструктивизма. Он занимался живописью, архитектурой, скульптурой, фотографией, плакатной графикой, кино, дизайном, сценографией, теорией искусства. В 1923—1928 преподавал в Баухаузе, где вел пропедевтический курс и руководил мастерской работ по металлу. В издании Баухауза вышли три его книги. Сцена в Баухаузе (в соавторстве с Шлеммером, 1925), Живопись, фотография, кино (1925), От материала к архитектуре (1929).

Во всех видах творчества его интересовали, прежде всего, возможности передачи света, пространства, движения, а также пластические качества новых материалов. В 1922—1930 работал над созданием "Пространственно-светового модулятора" — кинетической установки, которая порождает своеобразный театр теней, перемещающихся по стене. В геометрической живописи Мохой-Надя, тесно связанной с его архитектурными проектами, разноцветные плоскости пересекаются на пустом фоне, вызывая ощущение слабых пространственных колебаний (серия т. Н. Прозрачных картин, 1920—1923). В дальнейшем пространственные построения усложняются. Наклоненные под разными углами плоскости, расчерченные параллельными или расходящимися линиями, сужающиеся решетки, тонко рассчитанное положение уплотненных цветом форм создают ощущение полета, вращения абстрактных объектов в бесконечном пространстве (Композиция А.

XX, 1924, Париж, Нац. Музей современного искусства. Желтый крест, 1922, Рим, Нац. Музей современного искусства. СНХ, 1939, частное собрание). В 1928—1933 Мохой-Надь, покинув Баухауз, жил и работал в Берлине. В 1934, спасаясь от фашистского режима, переехал в Амстердам, затем в Лондон. Здесь художник занимался главным образом фотографией, кино и построением "модуляторов пространства". С 1937 обосновался в Чикаго, где стал директором "Нового Баухауза", продолжившего начинания В. Гропиуса. В 1938 основал Школу дизайна (с 1944 — Институт дизайна), где преподавал до конца жизни. После смерти художника вышла в свет его книга Видение в движении. Убежденный сторонник социально ориентированного искусства, организующего окружающую среду, тесно связанного с человеческим бытием, Мохой-Надь сочетал в своем творчестве методы рационального конструирования с трепетностью бесплотных светотеневых образов.

В его "модуляторах пространства" и "модуляторах света" живопись и гравировка по прозрачному плексигласу создают сложное взаимодействие физической материи и отбрасываемых ею теней, световых отражений (Пространственный модулятор, 1942. Леда и Лебедь, 1945. Двойная форма, 1946, все — Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма). Такие работы стали предвестниками оп-арта. Движущиеся конструкции Мохой-Надя положили начало кинетическому искусству.Лит. Moholy-Nagy L. The New Vision and Abstract of an Artist. New York, 1946. Moholy-Nagy L. Vision in Motion. Chicago, 1947. Moholy-Nagy L. Painting, Photography, Film. New York, 1969. Passuth R. Moholy-Nagy. Paris, 1984..

Значения в других словарях
Морленд

, Джордж (Morland, George) 1763, Лондон — 1804, Лондон. Английский живописец. Работал главным образом в жанровой живописи и пейзаже. Вместе с Ф. Уитли и Дж. К. Иббетсоном ввел в репертуар национального искусства тему деревенского быта. Родился в семье художника и реставратора Г. Морленда, специализировавшегося на изображении домашних сцен. Учился у отца в 1771—1784, а также посещал классы Королевской академии художеств. Школа, пройденная в детстве, когда мальчика заставляли копировать голландски..

Моро

, Гюстав (Moreau, Gustave) 1826, Париж — 1898, Париж. Французский живописец и график, близкий к символизму. Гюстав Моро, живший в эпоху расцвета творчества художников реалистического направления, современник импрессионистов, для которых источником вдохновения была реальная действительность, черпал идеи и темы своих произведений в мире фантазии, изысканных грез, мифологии, окрашенной подчас оттенком мистики и эротики. Два года (1846—1848) Моро учился в мастерской Ф. Пико — одного из поздних после..

Мульчер

, Ганс (Multscher, Hans) Ок. 1400, Рейхенхофен, Вюртемберг — 1467, Ульм. Немецкий скульптор и живописец. Представитель искусства, переходного от готики к Возрождению. В молодости, в годы странствий, познакомился с искусством Нидерландов и Бургундии. С 1427 работал в Ульме в качестве свободного художника, состоящего на службе городского магистрата. В начале своей творческой деятельности занимался скульптурой, впоследствии обращался и к живописи. Создавал монументальные алтари со скульптурной цент..

Мунк

, Эдвард (Munch, Edvard) 1863, Лётен — 1944, Экели. Норвежский живописец. С 1881 учился в Королевской школе рисования в Христиании (Осло), затем в "Академии свободного света" Ф. Таулова (1884), в художественной школе Л. Бонна в Париже (1889—1890). В 1885—1909 много путешествовал, особенно часто посещал Германию, Францию, Скандинавские страны. С 1884 сблизился с богемными кругами Христиании, с писателями и художниками натуралистического направления. В его ранних работах, написанных в реалистическ..

Дополнительный поиск Мохой-Надь Мохой-Надь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мохой-Надь" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мохой-Надь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 10 символа