Моро

85

, Гюстав (Moreau, Gustave) 1826, Париж — 1898, Париж. Французский живописец и график, близкий к символизму. Гюстав Моро, живший в эпоху расцвета творчества художников реалистического направления, современник импрессионистов, для которых источником вдохновения была реальная действительность, черпал идеи и темы своих произведений в мире фантазии, изысканных грез, мифологии, окрашенной подчас оттенком мистики и эротики. Два года (1846—1848) Моро учился в мастерской Ф. Пико — одного из поздних последователей неоклассицизма. Недовольный, уходит от него и начинает заниматься самостоятельно. В 1848 сближается с Шассерио, оказавшего на Моро большое влияние (Суламифь, 1853, Дижон, Музей изящных искусств). После смерти Шассерио уезжает в Италию, где находится два года.

Изучает и копирует мастеров Возрождения — Карпаччо, Гоццоли, Мантенью, Леонардо да Винчи, Микеланджело, а также флорентийских маньеристов. По возвращении в Париж выставляется в Салоне. Эдип и Сфинкс (1864, Нью-Йорк, музей Метрополитен), Юноша и смерть (1865), Девушка с головой Орфея (1865, обе — Париж, Лувр). На Всемирной выставке 1878 показывает несколько работ (Саломея, танцующая перед Иродом, 1876, Нью-Йорк, частное собрание и др.). Персонажи в картинах Моро словно не от мира сего. Представленные на фоне фантастических интерьеров, великолепных дворцовых залов, обнаженные или одетые со сказочной роскошью, они грезят, застыв в торжественных, почти ритуальных позах, их жесты значительны и театральны. Театральность, декоративность присуща многим творениям мастера, он вводит зрителя в некий таинственно-рафинированный мир, где царят собственные законы эстетики.

"Не следует переносить в картину естественные формы в том виде, какими их находишь в природе. Необходимо подчинить их условным закономерностям…" — считал художник. Другое требование, которому живописец неукоснительно следует. Принцип "необходимого великолепия". Юные прекрасные герои обитают в особой атмосфере цветовых феерий. Юпитер и Семела (1894—1895), Единороги (ок. 1895), Фея с грифонами (1876), Женщина с пантерой (1880), Павлин, жалующийся Юноне (1881, все — Париж, Музей Г. Моро). Обращаясь к мифологическим сюжетам, художник не трактует их с буквальной точностью, его воображение вплетает в канву известной фабулы новые детали, то загадочные, то исполненные мистики (Явление, ок. 1875, Париж, Музей Г. Моро). На пиру Ирода перед танцующей Саломеей из сумрака огромного зала внезапно возникает окровавленная голова Иоанна Крестителя, источающая ослепительное сияние.

В отличие от многих современников, отводящих сюжету второстепенную роль или вовсе отрицающих его значение, для Моро он важен. Начиная картину, художник обычно делал несколько подготовительных рисунков, точных, строгих, хорошо проработанных. Приступая к работе в цвете, он позволяет себе большую свободу. Добиваясь нужного тона, он смешивает краски на палитре, иногда употребляет воск, это придает изображению обнаженного тела сияющую свежесть и чистоту, красочный слой порой уподобляется эмали. В 1888 Моро был избран в члены Академии художеств, в 1891 стал профессором. Среди учеников пользовался неизменным уважением, т. К., давая им необходимые профессиональные знания, не подавлял творческой индивидуальности, не стремился сделать новых "маленьких Моро".

Этим можно объяснить, что из его мастерской вышли такие разные живописцы, как символист Рене Пио. Склонный к религиозному экспрессионизму Руо. Целая группа мастеров, возглавивших впоследствии фовистов (от франц. Fauve — дикий) Матисс, Марке, Манген. Творчество Моро привлекало поэтов-символистов — Малларме, Анри де Ренье. Художников и теоретиков сюрреализма — Андре Бретона, Сальватора Дали и др. В 1898 Моро передал свою мастерскую со всеми работами государству. Ныне там находится его музей. Первым хранителем Музея Гюстава Моро был художник Жорж Руо.Лит. Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве. М., 1994. Catalogue du musee Gustave Moreau. Paris, 1974. Mathieu P.-L. Gustave Moreau. Sa vie, son ?uvre. Catalogue raisonne de l’?uvre acheve.

Paris. Fribourg, 1976..

Значения в других словарях
Морлайтер

, Джованни Мария (Morlaiter, Giovanni Maria) 1699, Мурано — 1781, Венеция. Итальянский скульптор. Мастер венецианской школы. Сын австрийского стеклодува из Тироля. В творчестве Морлайтера проявились черты позднего австрийского барокко и изысканная грация венецианского рококо. Занимал видное положение среди мастеров Венеции вместе с Дж. Б. Тьеполо и Дж. Б. Питтони, был одним из учредителей первого совета Академии художеств Венеции (1755), советником президента (Дж. Б. Тьеполо), почетным членом Ак..

Морленд

, Джордж (Morland, George) 1763, Лондон — 1804, Лондон. Английский живописец. Работал главным образом в жанровой живописи и пейзаже. Вместе с Ф. Уитли и Дж. К. Иббетсоном ввел в репертуар национального искусства тему деревенского быта. Родился в семье художника и реставратора Г. Морленда, специализировавшегося на изображении домашних сцен. Учился у отца в 1771—1784, а также посещал классы Королевской академии художеств. Школа, пройденная в детстве, когда мальчика заставляли копировать голландски..

Мохой-Надь

, Ласло (Moholy-Nagy, Laszlo) 1895, Бачборшод — 1946, Чикаго. Венгерский художник. В 1913 изучал право в Будапеште. В 1914—1917 участвовал в военных действиях. Получив ранение, был отправлен в госпиталь, где начал рисовать. С 1918, завершив юридическое образование, целиком посвятил себя искусству. В 1919—1920 жил в Вене, затем в Берлине. Многогранное творчество Мохой-Надя сложилось под воздействием русского конструктивизма. Он занимался живописью, архитектурой, скульптурой, фотографией, плакатно..

Мульчер

, Ганс (Multscher, Hans) Ок. 1400, Рейхенхофен, Вюртемберг — 1467, Ульм. Немецкий скульптор и живописец. Представитель искусства, переходного от готики к Возрождению. В молодости, в годы странствий, познакомился с искусством Нидерландов и Бургундии. С 1427 работал в Ульме в качестве свободного художника, состоящего на службе городского магистрата. В начале своей творческой деятельности занимался скульптурой, впоследствии обращался и к живописи. Создавал монументальные алтари со скульптурной цент..

Дополнительный поиск Моро Моро

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Моро" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Моро, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 4 символа