Пюви де Шаванн

117

, Пьер (Puvis de Chavannes, Pierre) 1824, Лион — 1898, Париж. Французский живописец. Представитель символизма, крупнейший монументалист кон. XIX в. Происходил из состоятельной семьи, получил основательное гуманитарное образование. После поездки в Италию (1847, 1848) увлекся живописью. Учился у А. Шеффера, Делакруа, Кутюра, испытал влияние Шассерио. В 1854 выполнил декоративные росписи для дома своего брата (Возвращение блудного сына и Времена года). В Салоне 1861 получил медаль второго класса за картины Война и Мир, позже к ним были добавлены Труд и Отдых (1863) и Славься, Пикардия-кормилица (1865, все — Амьен, Музей Пикардии). С этого времени Пюви де Шаванн получает многочисленные заказы на монументальные работы.

Для дворца Лоншан в Марселе (Массилия — греческая колония, Марсель — врата на Восток, 1869), для Дворца искусств в Лионе (Священная роща, излюбленная искусствами и музами, 1883—1886). Художник, по его словам, "стремился найти ясный пластический эквивалент для воплощения идеи", с помощью красок и форм передать понятия, мысли, эмоции, состояния души. Музы в Священной роще, словно прекрасные античные статуи, замерли в задумчивых позах на берегу озера, в водах которого отражается закатное небо. Здесь ничего не происходит, нет ни действия, ни ощущения времени — только благоговейная тишина, ибо искусство требует духовной сосредоточенности, не терпит суеты, и фигуры муз — материализованное воплощение духа творчества.

Видение античности. Символ формы (ок. 1887—1890, Питсбург, Институт Карнеги) олицетворяет золотой век истории человечества, когда люди жили в согласии друг с другом и природой. Спокойные, чуть приглушенные цветовые сочетания, исполненные гармонии образы людей, величавые позы. Персонажи в композициях немногочисленны, между ними образуются обширные цезуры. Однако эти паузы не воспринимаются пустотами — они формируют особое одухотворенное пространство, пронизанное эманациями мыслей, чувств, душевных состояний. Важную роль играет ритм — замедленный, плавный, торжественный. Здесь царствует разум и нет места суетным страстям. Ощущением вечности веет от величественного, умиротворенного пейзажа. Хотя Пюви де Шаванн не писал пейзажи с натуры, он умел точно передать образ той или иной местности, создавая обобщенные, но поэтические и узнаваемые образы Нормандии, Пикардии, Бургундии.

Пейзаж в произведениях мастера не просто фон, а активное пластическое и духовное пространство, играющее в воплощении художественной идеи роль подчас даже более значительную, нежели человеческие фигуры. Это идеальный образ мира, где царят добро и справедливость. Росписи не нарушают целостности архитектуры, они как бы стелются вдоль стен, не разрушая их плоскости. Современниками Пюви де Шаванн воспринимался как великий мастер, стремящийся в своем творчестве воскресить светлые идеалы античности. Произведения. Жизнь св. Женевьевы (1874—1898, Париж, Пантеон), Девушки у моря (1879, Париж, музей Орсе), Науки и искусства (1887—1889, Париж, Сорбонна), Времена года, Добродетели (обе — 1889—1893, Париж, ратуша), Музы (1893—1895, Бостон, Публичная библиотека).Лит.

Тугендхольд Я. Пюви де Шаванн. СПб., 1911. Foucart J., d’Argencourt I. Catalogue exp. Puvis de Chavannes. Paris, 1976..

Значения в других словарях
Пьяццетта, Якопо

(Piazzetta, Giacopo) 1640, Венеция — 1705, Венеция. Итальянский скульптор, резчик по дереву, которых в Венето называли "интальятори" ("intagliatori"). Отец живописца Дж. Б. Пьяццетты. Известный мастер барокко. Его работам присущи экспрессия форм и движений, гротеск. Украшал деревянной резьбой стены, потолки, мебель, подставки для ваз (telamoni). Его произведения по красоте и изяществу резного орнамента напоминают венецианское кружево (merletto). Самая известная работа — девять фигур для украшени..

Пэн

, Антуан (Pesne, Antoine) 1683, Париж — 1757, Берлин. Немецкий живописец. Учился в Париже у своего отца Т. Пэна, затем в Академии Ш. Де Лафосса. До 1710 работал в Париже, затем переехал в Берлин, где стал придворным живописцем короля Пруссии Фридриха II, при дворе которого высоко ценилось французское искусство. Писал портреты короля и его окружения, создавал картины на мифологические и религиозные сюжеты, выполнял монументально-декоративные работы. С 1720 — член Академии живописи и скульптуры Па..

Пюже

, Пьер (Puget, Pierre) 1620, Марсель — 1694, Марсель. Французский скульптор, живописец, рисовальщик. В юности Пюже обучался у резчика деревянных скульптур для кораблей. С 1640 по 1643 жил в Италии — в Риме, Флоренции, учился и работал в мастерской художника Пьетро да Кортона. Важную роль в формировании творчества Пюже сыграло знакомство с работами итальянских скульпторов, особенно Бернини. Вернувшись во Францию, работал в Тулоне, Марселе, Париже. В 1656—1657 выполнил для портала ратуши в Тулоне ..

Раджи

, Антонио (Raggi, Antonio) 1624, Вико Мерколе, Комо — 1686, Рим. Итальянский скульптор. Один из учеников Дж. Л. Бернини и скульпторов римского барокко. Помогал Бернини в работе над фонтаном Четырех рек на Пьяцца Навона. Работал в мастерской А. Альгарди. Автор рельефа Смерть св. Цецилии (1660, Рим, церковь Сант Аньезе ин Агоне), статуи коленопреклоненного кардинала Джинелли (1670, Рим, церковь Сант Андреа делла Валле). В капелле Джинелли исполнил также рельеф Св. Семейство в алтарной нише. На мос..

Дополнительный поиск Пюви де Шаванн Пюви де Шаванн

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пюви де Шаванн" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пюви де Шаванн, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 14 символа