Пюже
, Пьер (Puget, Pierre) 1620, Марсель — 1694, Марсель. Французский скульптор, живописец, рисовальщик. В юности Пюже обучался у резчика деревянных скульптур для кораблей. С 1640 по 1643 жил в Италии — в Риме, Флоренции, учился и работал в мастерской художника Пьетро да Кортона. Важную роль в формировании творчества Пюже сыграло знакомство с работами итальянских скульпторов, особенно Бернини. Вернувшись во Францию, работал в Тулоне, Марселе, Париже. В 1656—1657 выполнил для портала ратуши в Тулоне две полуфигуры атлантов, поддерживающих балкон. Пластика атлантов поражает монументальной мощью и выразительностью. Перед нами не застывшие каменные истуканы, а герои, обреченные вечно нести непомерную ношу, — отсюда напряженная до предела мускулатура, вздувшиеся вены, искаженные страданием лица.
В подобной склонности к гиперболе проявляются черты, характерные для искусства барокко. В декоративные по своему назначению статуи талант мастера вдохнул жизнь, чувство, страсть, образы атлантов человечны, исполнены скорби. Вопреки традиции фигуры их не одинаковы — перед нами два разных характера, что подчеркивается различием мимики, поз, движений. Иной образ создает мастер в рельефе Успение Девы Марии (1664—1665, Берлин, Гос. Музеи), где преобладает чувство умиленного просветления. Дева Мария предстает в окружении сонма ангелов и херувимов, уносящих ее в горний мир. В нижнюю часть рельефа вкраплены элементы пейзажа (деревья, травы) — напоминание о земле, которую покидает Мадонна. Пюже проявляет здесь себя как опытный ваятель, владеющий искусством передавать в рельефе пространственные планы, гибкую пластику тел, гармонию движений, разнообразие фактур.
Легких тканей, шелковистой нежной кожи, волос, крыльев и т. Д. Однако тема человеческих страстей, страдания была ближе дарованию Пюже, прирожденного мастера монументальной пластики. Не случайно самое прославленное его произведение Милон Кротонский (1672—1683, Париж, Лувр). Милон из Кротона — знаменитый борец эпохи античности, шесть раз побеждал на Олимпийских играх в 532—526 до н. Э. По преданию, он взялся расщепить руками пень, с которым не могли справиться лесорубы. Однако его руку защемило в расщелине пня — в это время на него набросился лев и растерзал героя. Пюже передает пафос борьбы, драматизм смертельной схватки. Великолепно вылеплено тело атлета. Могучие формы дышат небывалой энергией — в пластике воплотилось величие духа, неукротимый творческий темперамент ваятеля, "рожденного для великих творений", как писал он сам.
Статуя Милона Кротонского по своей духовной мощи намного значительнее сюжета. В ней воплотился образ человечества, обреченного на вечную борьбу с судьбой, силами зла и самим собой. Милон Кротонский был с триумфом принят в Версале, однако независимый, не желавший приспосабливаться Пюже не стал придворным художником, предпочитая работать в родном Марселе (Фавн, Марсель, Музей изящных искусств) и в Генуе (Св. Себастьян, церковь Санта Мария ди Кариньяно) и т. Д. Многие произведения Пюже собраны в Лувре (Галльский Геркулес, 1660—1661. Персей и Андромеда, 1683—1684. Рельеф Александр Македонский и Диоген, 1681—1682). Пюже был прекрасным рисовальщиком. Ему принадлежат серия этюдов галер и кораблей, наброски (Воспитание Ахилла, Марсель, Музей изящных искусств).
Занимался также живописью (Св. Цицилия, 1650. Крещение Хлодвига, 1652. Жертвоприношение Ноя, 1654, все — Марсель, Музей изящных искусств). Однако в историю искусства он вошел прежде всего как скульптор, наделенный мощным пластическим талантом и яркой творческой индивидуальностью.Лит. Lagrange L. Pierre Puget. Paris, 1868. Brion M. Pierre Puget. Paris, 1930. Herding K. Pierre Puget. L’etat des recherches. Marseille, 1974..
Дополнительный поиск Пюже
На нашем сайте Вы найдете значение "Пюже" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пюже, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 4 символа