Аргументация

183

(от лат. Argumentatio - приведение аргументов) - приведение доводов с намерением изменить убеждения др. Стороны (аудитории). В числе таких доводов могут быть ссылки на опыт, на более общие и кажущиеся достоверными принципы, на принятую систему убеждений, на традицию или интуицию, на здравый смысл или вкус и т.д. Чрезвычайно разнообразные и разнородные приемы, с помощью которых могут формироваться и изменяться убеждения, изучаются аргументации теорией. Эти приемы зависят от конкретной области знания, от аудитории, от социальных групп и общества в целом, от своеобразия той культуры, или цивилизации, в рамках которой они складываются и применяются.В А. Различаются тезис - утверждение (или система утверждений), которое аргументирующая сторона считает нужным внушить аудитории, и довод, или аргумент, - одно или несколько связанных между собою утверждений, предназначенных для поддержки тезиса.Теория А.

Является комплексной дисциплиной, существующей на стыке целого ряда наук, занимающихся изучением человеческой коммуникации и познания. В числе этих наук философия и логика, история и социология, лингвистика и психология и др. Более или менее систематическое изучение А. Началось еще в античности, в период перехода от мифологического истолкования мира к его рациональному объяснению. Изучение теории А., долгое время называвшейся "риторикой", всегда считалось необходимым элементом гуманитарного образования. В сер. 20 в. В теории А. Началась научная революция, в корне изменившая сам стиль ее рассуждений и ее методы и придавшая этой дисциплине как бы второе дыхание.Теория А. Исследует многообразные способы убеждения аудитории с помощью речевого воздействия.

Влиять на убеждения слушателей можно не только с помощью речи и словесно выраженных доводов, но и многими др. Способами. Жестом, мимикой, наглядными образами и т.п. Даже молчание в определенных случаях оказывается достаточно веским аргументом. Эти способы воздействия изучаются психологией, теорией искусства, но не затрагиваются теорией А. На убеждения можно, далее, воздействовать насилием, внушением, подсознательной стимуляцией, лекарственными средствами, наркотиками и т.п. Этими методами воздействия занимается психология, но они явно выходят за рамки даже широко трактуемой теории А. А. Представляет собой речевое действие, включающее систему утверждений, предназначенных для оправдания какого-то мнения. Она обращена в первую очередь к разуму человека, который способен, рассудив, принять или опровергнуть это мнение.

Для А. Характерны, т.о., следующие черты. • А. Всегда выражена в языке, имеет форму произнесенных или написанных утверждений. Теория А. Исследует взаимосвязи этих утверждений, а не те мысли, идеи и мотивы, которые стоят за ними. • А. Является целенаправленной деятельностью. Она имеет своей задачей усиление или ослабление чьих-то убеждений. • А. - это социальная деятельность, поскольку она направлена на др. Человека или др. Людей, предполагает диалог и активную реакцию др. Стороны на приводимые доводы. • А. Предполагает разумность тех, кто ее воспринимает, их способность рационально взвешивать аргументы, принимать их или оспаривать.Цель А. - принятие выдвигаемых положений оппонентом или аудиторией. Истина и добро могут быть подразумеваемыми целями А., но прямой ее целью всегда является убеждение аудитории в справедливости предлагаемого вниманию положения, склонение к принятию данного положения и, возможно, к действию, предлагаемому им.

Это означает, что оппозиции истина - ложь и добро - зло не являются центральными ни в А., ни, соответственно, в ее теории. Аргументы могут приводиться не только в поддержку тезисов, представляющихся истинными, но и в поддержку ложных или неопределенных тезисов. Аргументированно отстаиваться могут не только добро и справедливость, но и то, что кажется или впоследствии окажется злом.Подобно тому как умение говорить грамматически правильно существовало еще до описывающей этот процесс грамматики, так и искусство убеждать, лежащее в основе человеческого сотрудничества и деятельности, существовало задолго до возникновения теории А. Подавляющее большинство людей и сейчас с тем или иным успехом убеждают других, не обращаясь за помощью к особой науке и не рассчитывая на эту помощь.

Хотя стихийно сложившиеся навыки убеждать других достаточны во многих областях человеческой деятельности, имеются такие виды деятельности и такие профессии, которые требуют специального изучения теории А. В демократических обществах это политика и право, философия и психология, история и теология и др.Ивин А.А. Теория аргументации. М., 2000.А.А. Ивин.

Значения в других словарях
Аргументация

-и, ж.. ..

Аргументация

(от лат. Argumentari - выводить заключение). Доказательства, доводы, приводимые в споре или при решении дела.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)доказательства, приводимые в защиту какого-либо мнения, теории и т. Д.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)от лат. Argumentari, выводить заключение. Доказательства, приводимые в споре, мнении или деле.(Источник. "Объяснение 25000 инос..

Аргументация

Мотивирование, мотивировка, обоснование, аргументирование, доказательство. ..

Аргументация

Ж.1) То же, что. Аргументирование.2) Совокупность доводов, аргументов (1*), достаточных для доказательства чего-л.. ..

Аргументация

-и, ж. 1. См. Аргументировать. 2. Совокупность аргументов (в 1 знач.). II прил. Аргументационный, -ая, -ое.. ..

Аргументация

Аргументации, мн. Нет, ж. (книжн.). Действие по глаг. Аргументировать. Нуждаться в аргументации. || Совокупность аргументов. Теория, обставленная солидной аргументацией.. ..

Аргументация

- заявление определенных суждений, доводов (аргументов).PR и реклама далеко не всегда прибегают к сугубо логическому обоснованию, заявляя тезисы и формулируя доказательство. Это, правда, не относится к рекламе наукоемких продуктов и услуг производственного назначения. В остальных случаях часто используется т. Н. "ложный аргумент", ссылка на несуществующие факты, события, которых не было. Для рекламы обычно и "предвосхищенное основание", ситуация, когда истинность довода не до..

Аргументация

АРГУМЕНТАЦИЯ (лат. Argumentatio) - понятие, обозначающее логико-коммуникативный процесс, служащий обоснованию определенной точки зрения с целью ее восприятия, понимания и (или) принятия индивидуальным или коллективным реципиентом. С этой точки зрения, А, выступает как цельный, сложный, многоуровневый феномен, который регулируется логическими нормами и законами. Как речевая коммуникативная деятельность А. Включает в себя нелингвистические компоненты, мировоззренческо-этические, психологические па..

Аргумент

(от лат. Argumentum довод) – доказательство, та его часть, на которой основывается его достоверность. Аргументировать – доказывать, обосновывать.. ..

Аргументации Теория

..

Аргументация Контекстуальная

..

Аргументация Теоретическая

..

Аргументация

АРГУМЕНТАЦИЯ. ..

Аргументация

(от лат. Argumentatio - приведение аргумен­тов) — приведение доводов, или аргументов, с намерением выз­вать или усилить сочувствие другой стороны к выдвинутому поло­жению. Совокупность таких доводов. Цель А. — принятие выдвигаемых положений аудиторией. Истина и добро могут быть промежуточны­ми целями А., но конечной ее целью всегда является убеждение аудитории в справедливости предлагаемого ее вниманию положения, склонение ее к принятию данного положения и, возможно, к дей­ствию, предполагаемому..

Дополнительный поиск Аргументация Аргументация

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Аргументация" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аргументация, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 12 символа