Дуализм

224

(лат. Dualis — двойственный) — 1) философская интерпретационная парадигма, фундированная идеей о наличии двух несводимых друг к другу начал. Духовной и материальной субстанций (онтологический Д. Декарт, Мальбранш и др. Именно в этом контексте Вольфом был введен термин "Д."), объекта и субъекта (гносеологический Д. Юм, Кант и др.), сознания и телесной организации человека (психофизиологический Д. Спиноза, Лейбниц, окказионализм, В.Вундт, представители психофизиологического параллелизма), а также добра и зла (этический Д.), природного мира и свободы, факта и ценности (неокантианство), темных и светлых начал бытия (доконцептуальные мифологические и раннеконцептуальные космологические модели. Орфизм, зороастризм, манихейство, гностицизм и др.).

Семантические альтернативы в рамках историко-философской традиции — монизм и плюрализм. 2) культурный феномен, выражающий фундаментальную интенцию европейской — и в целом западной — интерпретационной традиции, генетически восходящую к философии Платона, в чьей концепции присутствующие в любой ранней культуре элементы мифолого-космологического Д. Обретают форму концептуальной доктрины и получают аксиологическое напол- нение. Мир идей как сфера совершенства Абсолюта, с одной стороны, и мир сотворенных подобий в их несовершенстве — с другой. Соединяющая оба мира "лестница любви и красоты" (Платон) радикально разрушается в христианстве, задающем предельную остроту Д. Дольнего и горнего миров, апплицировав ее практически на все сферы человеческого бытия через Д.

Греха и добродетели и парадигму двойственности значения (Д. Сакрального и земного) любого феномена, обусловившую напряженный семиотизм европейской культуры (начиная с медиевальной). Д. Понимается в западной традиции как параллелизм, принципиальная и фундаментальная несоизмеримость альтернативных начал (см. У Спинозы, например. "ни тело не может определить душу к мышлению, ни душа не может определить тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому"), в то время как применительно к восточным воззрениям термин "Д." означает принципиально иную форму со-бытия, подразумевающую взаимодействие и взаимопроникновение (ср. "Д." ян и инь в древнекитайской культуре и Д. Мужского и женского начал в культуре Европы — см.

Секс). Типовая аналитическая ситуация раздвоения единого (выявление внутреннего противоречия в познаваемом объекте) протекает в западной культуре с очевидным вектором на онтологизацию противоречивости (см. Статус диалектики в европейской культуре, логико-риторическую приоритетность диалога в сравнении с монологом в европейских философии, театральном искусстве и литературе), в отличие от восточных культур, мыслящих противоположности в рамках универсального синкретизма. В качестве культурного феномена Д. Проявляется в ориентации европейского менталитета на усмотрение базовой противоречивости как отдельных феноменов, так и бытия в целом. Спецификой именно европейской культурной традиции является возможность зафиксировать в ее контексте дуальную альтернативу практически для любого культурного феномена (само оформление концептуального монизма в европейской культуре конституирует новую дуальную оппозицию монизм — Д.

В рамках историко-философской традиции), что создает мощный стимул для развития критицизма и вариабельности мышления, чуждого догматизму (см. Двусторонний диспут как форму развития философского мышления, характерную — в различных модификациях — для многих сфер европейской культуры и в чистом своем виде реализовавшуюся в схоластике). Вместе с тем означенная тенденция находит свое проявление и в специфичном для Европы феномене "разорванного сознания", аксиологический статус которого в контексте западной традиции оказывается весьма далеким от патологии (ср. С традиционными культурами и культурами Юго-Восточ- ной Азии и Индии, где целостность сознания выступает не столько искомым состоянием, сколько нормой) и приближается к ценности (см.

Гегелевское "заштопанные чулки лучше разорванных, — не так с сознанием"). Монистичность духовного мира индивида конституируется в западной традиции в качестве идеала, восхождение ккоторому мыслится в качестве ассимптотического процесса. В этом контексте жесткий Д. Декарта, задавший по-гейзенберговски остро принцип неопределенности для описания соотношения духовного (мыслящего) и телесного (вещественного) начал, может быть интерпретирован как одна из непревзойденных с точки зрения логической и моральной последовательности и интеллектуального мужества попыток смоделировать способ бытия в условиях разорванности сознания европейской культуры в целом. Европейская культура фундирована дуальными оппозициями, принципиально неизвестными иным культурным традициям (Д.

Любви земной и небесной как Д. Плотского греха и духовного возрождения, например, — см. Любовь). Отсюда напряженный поиск европейской культурой парадигмы гармонии и осмысление последней в качестве результата специальной процедуры гармонизации, т.е. Вторичного по отношению к исходному состояния. Гармония как скоба, соединяющая две разнородные детали конструкции в естественном древнегреческом языке. Космизация как последовательное оформление и снятие дуальных пар противоположностей в античной философии. Артикуляция предустановленной гармонии в качестве цели (см. Телеология). Переосмысление идеи Апокалипсиса как перспективного завершения креационного процесса (обожение природы в моделях космизма). Нравственная парадигма перфекционизма в протестантской этике.

Фундирование возможности и способов бытия в условиях дисгармоничного мира и разорванного сознания в модернизме и т.д. Фундаментальный Д. Западной традиции связан с генетическим восхождением культуры христианской Европы к двум равно значимым духовным истокам. Рациональному интеллектуализму античной и сакрально-мистическому иррационализму ближневосточной традиций, что позволяет говорить об амбивалентности ее глубинных мировоззренческих оснований (ср. С "женщиной с двумя пупками" у Н. Хоакина).М.А. Можейко.

Значения в других словарях
Дуализм

(от лат. Dualis — двойственный) философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и материального. Д. Противостоит Монизму (материалистическому или идеалистическому), исходящему из признания в качестве первоосновного лишь одного начала, и может рассматриваться как разновидность Плюрализма, утверждающего множественность начал бытия. Термин «Д.» был введён немецким философом X. Вольфом и обозначал признание двух субстанций (..

Дуализм

ДУАЛИЗМ (от лат. Dualis - двойственный) - философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал - духа и материи. Противостоит монизму, разновидность плюрализма. Термин введен Х. Вольфом. Один из крупнейших представителей - Р. Декарт.. ..

Дуализм

ДУАЛИЗМ (от латинского dualis - двойственный), 1) философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал - духа и материи. Один из крупнейших представителей - Р. Декарт>. 2) Дуализм в гражданском праве в ряде стран (например, во Франции, Италии) заключается в том, что гражданские правовые отношения, связанные с торговлей и другой коммерческой деятельностью, регулируются специальным торговым правом. 3) Смотри корпускулярно-волновой дуализм>.. ..

Дуализм

(ново-лат. Dualismus, от лат. Duo - два). Всякая философская система, которая принимает два начала, напр. Идею и материю, добро и зло. - Политический дуализм. Государственный строй, при котором во главе союзного управления стоят 2 лица. Вообще всякого рода двойственность, раздвоение - в противоположность единству.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)1) двойственность. 2) фил. Д. - призн. Совместн. Существ. В мире двух начал материи и духа, д..

Дуализм

Двойственность, раздвоенность, дуалистичность, учение. ..

Дуализм

1. М.Философское учение, основанное на признании равноправными двух начал - духа и материи, идеального и материального (противоп. Монизм).2. М.Двойственность, раздвоенность чего-л.. ..

Дуализм

ДУАЛИ́ЗМ -а. М. [от лат. Dualis - двойственный]. ..

Дуализм

-а, м. 1.Философское направление, признающее, в противоп. Монизму, в основе мира два независимых и равноправных начала. Материю и дух. 2. Двойственное строение, двойственность. Д. Языкового знака (асимметрическое соотношение формы и значения. Спец.). II прил. Дуалистический, -ая, ое.. ..

Дуализм

Дуализма, мн. Нет, м. (латин. Dualismus) (книжн.). 1. Философское учение, признающее в основе мира два независимых начала (напр. Материю и дух, добро и зло). Противоп. Монизм (филос.). 2. Политическое объединение двух равноправных стран в одно государство (полит.). Политическая система Австро-Венгрии была основана на дуализме.. ..

Дуализм

Словообразование. Происходит от лат. Dualis - двойственный. Категория. Система мировоззренческих представлений. Специфика. Философское учение, в котором постулируется действенное начало и материального, и духовного. По Декарту, есть две субстанции - материя, основным свойством которой является протяжение, и дух, основанный на мышлении. При решении антропологической проблемы он выдвинул гипотезу взаимодействия этих субстанций, в котором в качестве посредника между телом и душой рассматривалась ши..

Дуализм

- философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал - духа и материи. В переносном значении — раздвоенность, нерешительность, колебание между противоположными стремлениями.. ..

Дуализм

(лат. Dualis - двойственный) - 1) философская интерпретационная парадигма, фундированная идеей о наличии двух несводимых друг к другу начал. Духовной и материальной субстанций (онтологический Д. Декарт, Мальбранш и др. Именно в этом контексте Вольфом был введен термин 'Д.'), объекта и субъекта (гносеологический Д. Юм, Кант и др.), сознания и телесной организации человека (психофизиологический Д. Спиноза, Лейбниц, окказионализм, В.Вундт, представители психофизиологического параллелизма), а также ..

Дуализм

ДУАЛИЗМ (лат. Dualis - двойственный) - 1) философская интерпретационная парадигма, фундированная идеей о наличии двух несводимых друг к другу начал. Духовной и материальной субстанций (онтологический Д. Декарт, Мальб-ранш и др. Именно в этом контексте Вольфом был введен термин "Д."), объекта и субъекта (гносеологический Д. Юм, Кант и др.), сознания и телесной организации человека (психофизиологический Д. Спиноза, Лейбниц, окказионализм, Вундт, Фехнер, Паульсен, представители психофизиологическог..

Другой

— понятие современной философии, представляющее собой персонально-субъектную артикуляцию феномена, обозначенного классической традицией как "свое иное" (Гегель) и обретающее статус базового в рамках современного этапа развития философии постмодернизма (см. After-postmodernism), фундируя собой стратегическую программу "воскрешения субъекта". Данная программа формируется в поздней (современной) философии постмодернизма на основе своего рода коммуникационного поворота в артикуляции философской проб..

Дружба

Разновидность избирательно-личностных отношений между людьми, характеризующихся взаимным признанием, доверительностью, доброжелательностью, заботой. Исторически Д. Рождается из ин-тов позднеродового общества (соответствующее греч. Слово philia, т.е. Д.-привязанность, расположение, соединение, этимологически связано со словом phula - племя) - родства, с в о я ч е с т в а, т.е. Отношений между близкими, живущими в одном доме, побратимства, т.е. Отношений между сверстниками, совместно проходившими ..

Дубислав (Dubislav) Вальтер

(род. 2 сент. 1895, Берлин – ум. 1937, Прага) чешек, философ. С 1931 – профессор в Берлине, работал в основном в области математической логики. Представитель антиметафизической, научно-теоретической философии. Осн. Произв. «Philosophie der Mathematik», 1932. «Naturphilosophie», 1933.. ..

Дунин-борковский (DuninВorkowski) Станислав

(род. 11 нояб. 1864, Винники, близ Львова – ум. 1 мая 1934, Бонн) – польск. Иезуит. Известен как исследователь Спинозы. Осн. Произв. «Der junge De Spinosa», 1910. «Die Kirche als Stiftung Christi», 1921. «Schцpferische Liebe», 1922. «Spinosa nach 300 Jahren», 1932. «Aus den Tagen Spinozas», 1933.. ..

Дуализм

(от лат. Dualis - двойственный), религ. И филос. Учение, к-рое усматривает в основах бытия существование двух равноправных противоположных начал. В плане э т и о л о г и ч е с к о м Д. Исходит из наблюдения над феноменами природы (ночь и день, холод и зной, жизнь и смерть, мужчина и женщина и т. Д.). В плане п с и х о л о г и ч е с к о м он связан с представлениями об отце и матери, переносимыми на природный и божественный мир. Кроме того, законами психологии объясняются бинарные структуры мифов..

Дуализм

I Понятие "дуализм" было создано в 1700 году первоначально для характеристики иранского учения о двух духах. Позднее обобщение мифологических исследований привело к унификации этого понятия в следующей трактовке. Признание двух противоположных начал. Из. ..

Дополнительный поиск Дуализм Дуализм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дуализм" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дуализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 7 символа