Другой

106

— понятие современной философии, представляющее собой персонально-субъектную артикуляцию феномена, обозначенного классической традицией как "свое иное" (Гегель) и обретающее статус базового в рамках современного этапа развития философии постмодернизма (см. After-postmodernism), фундируя собой стратегическую программу "воскрешения субъекта". Данная программа формируется в поздней (современной) философии постмодернизма на основе своего рода коммуникационного поворота в артикуляции философской проблематики. Оформление коммуникационной (современной) версии постмодернистской философии осуществляется на базе синтеза идей диалогизма, высказанных в рамках неклассической философии (экзистенциальный психоанализ, современная философская антропология, философская герменевтика, философия католического аджорнаменто и философская концепция языковых игр).

— Прежде всего, сюда относятся идеи о так называемом "коммуникативном существовании". "бытие-с" у Хайдеггера, "со-бытие с Д." у Сартра, "бытие-друг-с-другом" у Бинсвангера, "отношение Я — Ты вместо Я — Оно" у Бубера, "преодоление отчаяния благодаря данности Ты" у О.Ф.Больнова, "малый кайрос" как подлинность отношения Я с Ты у П.Тиллиха и т.п. Так, например, в рамках данной постмодернистской программы чрезвычайно актуальное звучание обретает тезис Сартра "мне нужен другой, чтобы целостно постичь все структуры своего бытия, Для-себя отсылает к Для-другого", — подлинное бытие "Я" возможно лишь как "бытие-с-Пьером" или "бытие-с-Анной", т.е. "бытие, которое в своем бытии содержит бытие другого" (Сартр). Столь же созвучной оказывается для коммуникационной стратегии постмодернизма позиция Рикера, полагавшего, что "исходный образец обратимости обнаруживает себя в языке — в контексте интерлокуции.

В этом отношении показателен обмен личными местоимениями. Когда я говорю другому "ты", он понимает это для себя как "я". Когда же он обращается ко мне во втором лице, я переживаю его для себя как первое. Обратимость затра- гивает роли как говорящего, так и слушающего, предполагая — как в отправителе, так и в реципиенте сообщения — способность указать на себя. Но обратимы только сами роли. — Идея незаместимости учитывает личности, которые эти роли играют. И в дискурсивной практике, в отличие от языковой интерлокуции, незаместимость проявляется в фиксированном использовании местоимения "я", его закреплении". Способ бытия есть, по Сартру, "быть увиденным Д.", подобно тому, как механизм конструирования "Я" основан, по Гадамеру, на "опыте Ты", и главное содержание этого опыта есть "свободное перетекание Я в Ты".

— Каждый из коммуникативных партнеров не только "является значащим для другого", но и "обусловлен другим", и именно поэтому, по словам Левинаса, "каждый, кто говорит "Я", адресуется к Другому". В такой системе отсчета возможна лишь единственная форма и единственный способ бытия "Я" — это бытие для Д., зеркало которого заменило собою разбитое зеркало прежнего объективного и объектного мира классической культуры. В противоположность классической философской традиции, в рамках которой определенность человеческого сознания задавалась его интенцией отношения к объекту (и даже в противоположность постмодернистской классике, в рамках которой децентрированная субъективность неизменно была погружена в текстологически артикулированную среду.

Как писал Гадамер, "игра речей и ответов доигрывается во внутренней беседе души с самой собой"), современная версия постмодернизма определяет сознание посредством фиксации его интенции на отношение к Д. Фигура Д. Становится фундаментальной и конститутивной семантической структурой в современных попытках постмодернистской философии реконструировать понятие субъекта. Вектор отношения субъекта к Д., в постмодернистском его видении, — это "метафизическое желание", репрезентированное в грамматическом звательном падеже (Левинас). (В сущности, в данном моменте современная культура вновь воспроизводит в своем философском дискурсе фигуры традиционной восточной натурфилософии. В частности, в постмодернистской концепции Д.

Могут быть усмотрены аналогии с древнекитайской концепциейспонтанности "цзы-жань", предполагающей самоопределение сущности посредством резонирования с другими (Другими) сущностями того же рода — "лэй". — Отсюда реминисценции постмодернистской философии по поводу традиционной восточной философии. Программный "антиэллинизм" Деррида, обращение Кристевой к философии Китая, универсальный интерес постмодернизма к дзен-буддизму и т.п.) Результатом коммуникации выступает вновь обретенное философией постмодернизма "Я" — "Я", найденное, по Делезу, "на дне Д.". Так, по оценке Деррида, "фрагментарный человек" может быть собран только посредством Д. Таким образом, несущей организационно-смысловой фигурой современной версии постмодернистской философии становится фигура субъект-субъектных отношений (коммуникации).

Центральная проблема постмодернистской концепции Д. Конституируется как проблема подлинности коммуникации. Как отмечает Лакан, "как только. Ребенок столкнется с Другим, он немедленно теряет свою былую невинность и начинает защищаться от реальности посредством языка". В данном контексте даже в ситуации предельно коммуникативной, а именно — в ситуации отношения к Богу, "человеку нужна ложь, нужен посредник", ибо "не нужно веры, когда есть знание ложного мифа" (Жирар). В этом отношении подлинность субъект-субъектных отношений, позволяющая идентифицировать их как коммуникативные, может быть зафиксирована по такому критерию, как их неопосредованность. Максимальная степень последней возможна именно в отношении к Богу, ибо "христианский посредник сам себя устраняет" (Жирар), однако Бог не может рассматриваться как Д.

В полном смысле этого слова, поскольку, выступая в качестве коммуникативного партнера для субъективного Я, Бог, тем не менее, не конституируется в качестве Д. "Бог — не Другой. Это — Бог" (Р.Гвардини).М.А. Можейко, Д.В. Майборода.

Значения в других словарях
Другой

-а́я, -о́е.. ..

Другой

• абсолютно другой. ..

Другой

Иной, видоизмененный, непохожий, новый, второй.. ..

Другой

Арх. Другой, следуюший за первым, второй. Первой, другой, третий. | Иной, инный, не тот или не этот. Нет ли другой бритвы, эта тупа. | Такой же точно, вполне сходный. Стар. Дружка, товарищ, помощник по должности, службе. А в других был у воеводы имрек. Это другой ты. Он словно другой Наполеон. Один говорит пьян, другой говорит пьян, поди, ложись спать. Одной рукой собирай, другою раздавай. В одной руке пусто, в другой ничего. Степашка, есть ли другая баклажка. Обычай дорогой, что выпить по друго..

Другой

1. М. Разг.Кто-то иной, не сам.2. М. Разг.1) Ни один из названных или из известных.2) Кто-л. Посторонний, чужой.3. Прил.1) а) Не этот, не данный.б) Противоположный (о стороне, крае и т.п. Чего-л.).в) Употр. При противопоставлении.2) Отличный от данного, прежнего. Иной.3) а) разг. Второй, следующий.б) Употр. При приблизительном указании количества, продолжительности чего-л.4) разг. Некий, некоторый.4. Местоим. Разг.Некоторый, какой-нибудь, иной.. ..

Другой

ДРУГО́Й -а́я, -о́е. Местоим. Прил.. ..

Другой

-ая, -de. 1. Прил. Не этот, не данный. В д. Раз поговорим. На другом берегу (на противоположном). И тот и д. (оба, каждый из двух). 2. Прил. Не такой, иной. Стал совсем другим. Думает одно, а говорит другое (сущ.). Это другое дело (это меняет положение, заставляет думать иначе). 3. Прил. Второй, следующий. На д. День. 4. Мест. Worm. Некоторый, какой-нибудь иной (разг.). Д. Бы благодарил, а ты недоволен, 5. Другой, -ото, м. Кто-то иной, нс сам. Заботиться о других. * Другими словами — говоря инач..

Другой

Другая, другое. 1. Не тот, не этот. Дай мне другой нож, этот тупой. Об этом поговорим в другое время и в другом месте. || Не Такой, иной, отличный от данного. У него были совсем другие намерения. После женитьбы он стал другой. 2. Следующий после первого. Второй. Уже другой месяц, как он в отсутствии. Спросили одного встречного, другого, третьего - никто не знал. На другой день. Поживем месяц, другой и уедем. 3. Такой же, как кто-н., равный, почти тождественный с ним. Это - 4. В знач. Сущ. Другой..

Другой

Восходит к той же основе, что и , и имело такое же первоначальное значение. Новое значение ("иной") развилось на основе оборота друг друга, друг другу. См. .. ..

Другой

Общеслав. Прил. От сущ. Друг «товарищ». Соврем. Значение возникло в оборотах друг друга, друг другу «один другого, один другому».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Другой

Друго́й друг дру́га, укр. Дру́гий "второй", блр. Другí – то же, ст.-слав. Дроугъ дроуга ἀλλήλους (Мейе 1, 64), дроугъ ἄλλος (Супр.), болг. Дру́ги, сербохорв. Дру̏гӣ, словен. Drȗg "другой", drúgi "второй", чеш. Druhý "второй", druh druha "друг друга", польск. Drugi "второй", в.-луж. Druhi – то же. Первонач. Тождественно друг II (Бернекер, 230. Траутман, BSW 59).Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Другой

Понятие современной философии, представляющее собой персонально-субъектную артикуляцию феномена, обозначенного классической традицией как "свое иное" (Гегель) и обретающее статус базового в рамках современного этапа развития философии постмодернизма (см. After-postmodernism), фундируя собой стратегическую программу "воскрешения субъекта". Данная программа формируется в поздней (современной) философии постмодернизма на основе своего рода коммуникационного поворота в артикуляции философской пробле..

Другой

1. В наиболее общем смысле – все и всё, кроме самого человека. В сущности, это значение охватывает полный набор событий, стимулов, людей и т.д., которые составляют психологическое окружение. 2. Более специальное значение – другой человек. 3. Наиболее специальное значение – термин Г.Х. Мида, используемый во множественном числе для собирательного обозначения значимых других в чьей-то жизни.. ..

Другой

Понятие современной философии, представляющее собой персонально-субъектную артикуляцию феномена, обозначенного классической традицией как 'свое иное' (Гегель) и обретающее статус базового в рамках современного этапа развития философии постмодернизма (см. After-postmodernism), фундируя собой стратегическую программу 'воскрешения субъекта'. Данная программа формируется в поздней (современной) философии постмодернизма на основе своего рода коммуникационного поворота в артикуляции философской пробле..

Другой

ДРУГОЙ - понятие философии 20 в., фиксирующее некоторый опыт встречи Я с подобной ему сущностью, представляющей, тем не менее, Иное по отношению к Я. Развитие понятия Д. В неклассической философии - свидетельство отхода мыслящего субъекта с позиции солипсизма. Понятие Д. Разрабатывалось прежде всего в феноменологии и диало-гизме. В диалогизме Д. Осмысляется как Ты, появление которого возвращает подлинное бытие или преображает в лучшую сторону бытие Я. Для Ф. Эбнера принятие Ты означает одновреме..

Дриш (Driesch) Ханс

(род. 28 okt. 1867, Банд-Крёйцнах – ум. 17 июня 1941, Лейпциг) – нем. Философ, первоначально биолог. В 1921-1933 – профессор в Лейпциге. Исходя из учения Геккеля, создал систему критического, антиматериалистического витализма («Philosophie des Organischen», 2 Bde., 1909), которая в философском плане частично восходит к Аристотелю и его понятию энтелехии (см. Также Эквипотенциальность). В философии Дриш отличает «учение о порядке» («Ordnungslehre», 1912), или логику, от «учения о действительности..

Дробницкий Олег Григорьевич

..

Дружба

Разновидность избирательно-личностных отношений между людьми, характеризующихся взаимным признанием, доверительностью, доброжелательностью, заботой. Исторически Д. Рождается из ин-тов позднеродового общества (соответствующее греч. Слово philia, т.е. Д.-привязанность, расположение, соединение, этимологически связано со словом phula - племя) - родства, с в о я ч е с т в а, т.е. Отношений между близкими, живущими в одном доме, побратимства, т.е. Отношений между сверстниками, совместно проходившими ..

Дуализм

(лат. Dualis — двойственный) — 1) философская интерпретационная парадигма, фундированная идеей о наличии двух несводимых друг к другу начал. Духовной и материальной субстанций (онтологический Д. Декарт, Мальбранш и др. Именно в этом контексте Вольфом был введен термин "Д."), объекта и субъекта (гносеологический Д. Юм, Кант и др.), сознания и телесной организации человека (психофизиологический Д. Спиноза, Лейбниц, окказионализм, В.Вундт, представители психофизиологического параллелизма), а также ..

Дополнительный поиск Другой Другой

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Другой" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Другой, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 6 символа