Ильин Иван Александрович
(1883-1954) - философ, правовед, публицист. Род. В Москве в дворянской семье. Окончил юридический факультет Московского ун-та (1906). Был оставлен на факультете для подготовки к профессорскому званию. В 1910 И. Отправлен в научную командировку в Германию, Францию, Италию, где продолжил научную работу в ун-тах Гейдельберга, Фрейбурга, Геттингена, Парижа, Берлина. Занимался в семинарах Г. Риккерта, Г. Зиммеля, Э. Гуссерля. Знакомство с Гуссерлем и увлечение его феноменологическим методом - важный момент в творческой биографии И. В 1912 И. Возвращается в Москву и работает на юридическом факультете Московского ун-та и в ряде др. Высших учебных заведений Москвы. В 1918 И. Подготовил и блестяще защитил диссертацию "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека".
Позднее диссертация была опубликована в виде двухтомной книги. В 1921 И. Становится членом правления Московского юридического общества и председателем Московского психологического общества. Осенью 1922 И. В составе большой группы оппозиционно настроенной интеллигенции был выслан из страны. В Берлине вместе с Н.А. Бердяевым и Б.П. Вышеславцевым И. Положил начало Русской религиозно-философской академии.В 1927-1930 И. Издает жур. "Русский колокол. Журнал волевой идеи". Спасаясь от преследования национал-социалистов, в июле 1938 И. Эмигрирует в Швейцарию, где возобновляет свои публичные лекции.Диссертация И. О философии Г.В.Ф. Гегеля была оценена как одно из наиболее оригинальных сочинений рус. Философии 20 в. Как правоведу, ученику П.И.
Новгородцева, И. Понадобилось изучение Гегеля в связи с его философией права. И. Попытался осмыслить по-новому всю систему Гегеля в целом, понять ее как последовательную реализацию определенного замысла, значимого и для философии 20 в. И. Удалось обнаружить в филос. Учении Гегеля "основную идею, скрывающую в себе "главное", то существенное, во имя чего это учение вынашивалось". Это - идея "спекулятивно-конкретного". "Все реальное подлежит закону спекулятивной конкретности - вот содержание того кардинального опыта и той основной идеи, которой посвящена вся философия Гегеля".Двухтомный труд о Гегеле является вершиной филос. Творчества И. Переосмысливая гегелевскую систему, И. Находит в ней основу для своеобразной философии мировой трагедии.
Мироздание изображается как арена борьбы двух стихий. Божественной, благой, духовной и иррациональной, злой, материальной.Ортодоксальным последователем Гегеля И. Не стал, вместе с тем своеобразное мировоззрение философа И. Сформировалось под воздействием Гегеля. По мнению И., философия - опытная наука, причем в опыт включается сверхчувственное умозрение. Философствующему субъекту, по И., следует овладеть "умением внимать сверхчувственному предмету" до самоотождествления духа с предметом так, чтобы в духе "самораскрывался" сверхчувственный предмет. Сверхчувственным предметом филос. Умозрения является Бог. Сущность божественной реальности постигается средствами филос. Умозрения и, т.о., не является трансцендентной.
И. Утверждал, что по существу вера и знание - это одно, а философия по своему содержанию есть религия. Вместе с тем в философии И. Нашли отражение идеи феноменологии, персонализма и экзистенциализма. Не ограничиваясь лишь феноменологией человеческого общения, И. Стремился найти онтологическое обоснование противоречия между "одинокостью" и единством людей. Основы онтологии человеческого бытия И. Заимствовал у Фихте и Гегеля.В 1924 И. Начинал писать кн. "О сопротивлении злу силою", где утверждал, что "стремясь к добру, человек должен сначала испробовать все духовные средства для преодоления зла. Сопротивление злу силой допустимо лишь тогда, когда нет других возможностей. В этом случае такой выбор - не только право человека, но и его обязанность".
В 1952 И. Завершена тридцатилетняя работа над произведением "Аксиомы религиозного опыта". К этой книге примыкает кн. "Путь к очевидности". Для И. Учение об очевидности - центральное в его философии. "воспитание духовной очевидности - первоочередная задача". Семь основ духовного бытия, по И., это. Вера, любовь, свобода, совесть, семья, родина и нация. Все они являются формами духовной жизни и образуют внутреннее единство.Важное значение имеют и труды И. По правовым и политическим вопросам. Право И. Относил к сфере духа. Естественное право относится к тайне творения и замыслу Бога о человеческом обществе.И. Был убежденным монархистом. Он пришел к выводу, что кризис, приведший Россию к трагическим событиям 1917, в основе своей не экономическо-политический, а духовный, это кризис рус.
Религиозности, рус. Правосознания, рус. Чести и совести, национального характера. Наилучший для России политический строй должен основываться на сложном сочетании монархических, республиканских и аристократических элементов. И. Был последовательным и бескомпромиссным противником тоталитарных движений 20 в. - коммунизма и фашизма.Творческое наследие И. Огромно. Оно насчитывает более 40 книг и брошюр, несколько сот статей, более ста лекций и большое количество писем.Собр. Соч. В 10 т. М., 1993. О грядущей России. М., 1993. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб., 1994. Т. 1-2. Лисица Ю. Т. И.А. Ильин как правовед и государствовед // Вопросы философии. 1991. № 5. Евлампиев И.И. Иван Ильин и его книга о Гегеле // И.А. Ильин.
Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб., 1994. Т. 1.И.А. Кауапова.
Дополнительный поиск Ильин Иван Александрович
На нашем сайте Вы найдете значение "Ильин Иван Александрович" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ильин Иван Александрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 24 символа