Ильин Иван Александрович

125

(1883-1954) - философ, правовед, публицист. Род. В Москве в дворянской семье. Окончил юридический факультет Московского ун-та (1906). Был оставлен на факультете для подготовки к профессорскому званию. В 1910 И. Отправлен в научную командировку в Германию, Францию, Италию, где продолжил научную работу в ун-тах Гейдельберга, Фрейбурга, Геттингена, Парижа, Берлина. Занимался в семинарах Г. Риккерта, Г. Зиммеля, Э. Гуссерля. Знакомство с Гуссерлем и увлечение его феноменологическим методом - важный момент в творческой биографии И. В 1912 И. Возвращается в Москву и работает на юридическом факультете Московского ун-та и в ряде др. Высших учебных заведений Москвы. В 1918 И. Подготовил и блестяще защитил диссертацию "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека".

Позднее диссертация была опубликована в виде двухтомной книги. В 1921 И. Становится членом правления Московского юридического общества и председателем Московского психологического общества. Осенью 1922 И. В составе большой группы оппозиционно настроенной интеллигенции был выслан из страны. В Берлине вместе с Н.А. Бердяевым и Б.П. Вышеславцевым И. Положил начало Русской религиозно-философской академии.В 1927-1930 И. Издает жур. "Русский колокол. Журнал волевой идеи". Спасаясь от преследования национал-социалистов, в июле 1938 И. Эмигрирует в Швейцарию, где возобновляет свои публичные лекции.Диссертация И. О философии Г.В.Ф. Гегеля была оценена как одно из наиболее оригинальных сочинений рус. Философии 20 в. Как правоведу, ученику П.И.

Новгородцева, И. Понадобилось изучение Гегеля в связи с его философией права. И. Попытался осмыслить по-новому всю систему Гегеля в целом, понять ее как последовательную реализацию определенного замысла, значимого и для философии 20 в. И. Удалось обнаружить в филос. Учении Гегеля "основную идею, скрывающую в себе "главное", то существенное, во имя чего это учение вынашивалось". Это - идея "спекулятивно-конкретного". "Все реальное подлежит закону спекулятивной конкретности - вот содержание того кардинального опыта и той основной идеи, которой посвящена вся философия Гегеля".Двухтомный труд о Гегеле является вершиной филос. Творчества И. Переосмысливая гегелевскую систему, И. Находит в ней основу для своеобразной философии мировой трагедии.

Мироздание изображается как арена борьбы двух стихий. Божественной, благой, духовной и иррациональной, злой, материальной.Ортодоксальным последователем Гегеля И. Не стал, вместе с тем своеобразное мировоззрение философа И. Сформировалось под воздействием Гегеля. По мнению И., философия - опытная наука, причем в опыт включается сверхчувственное умозрение. Философствующему субъекту, по И., следует овладеть "умением внимать сверхчувственному предмету" до самоотождествления духа с предметом так, чтобы в духе "самораскрывался" сверхчувственный предмет. Сверхчувственным предметом филос. Умозрения является Бог. Сущность божественной реальности постигается средствами филос. Умозрения и, т.о., не является трансцендентной.

И. Утверждал, что по существу вера и знание - это одно, а философия по своему содержанию есть религия. Вместе с тем в философии И. Нашли отражение идеи феноменологии, персонализма и экзистенциализма. Не ограничиваясь лишь феноменологией человеческого общения, И. Стремился найти онтологическое обоснование противоречия между "одинокостью" и единством людей. Основы онтологии человеческого бытия И. Заимствовал у Фихте и Гегеля.В 1924 И. Начинал писать кн. "О сопротивлении злу силою", где утверждал, что "стремясь к добру, человек должен сначала испробовать все духовные средства для преодоления зла. Сопротивление злу силой допустимо лишь тогда, когда нет других возможностей. В этом случае такой выбор - не только право человека, но и его обязанность".

В 1952 И. Завершена тридцатилетняя работа над произведением "Аксиомы религиозного опыта". К этой книге примыкает кн. "Путь к очевидности". Для И. Учение об очевидности - центральное в его философии. "воспитание духовной очевидности - первоочередная задача". Семь основ духовного бытия, по И., это. Вера, любовь, свобода, совесть, семья, родина и нация. Все они являются формами духовной жизни и образуют внутреннее единство.Важное значение имеют и труды И. По правовым и политическим вопросам. Право И. Относил к сфере духа. Естественное право относится к тайне творения и замыслу Бога о человеческом обществе.И. Был убежденным монархистом. Он пришел к выводу, что кризис, приведший Россию к трагическим событиям 1917, в основе своей не экономическо-политический, а духовный, это кризис рус.

Религиозности, рус. Правосознания, рус. Чести и совести, национального характера. Наилучший для России политический строй должен основываться на сложном сочетании монархических, республиканских и аристократических элементов. И. Был последовательным и бескомпромиссным противником тоталитарных движений 20 в. - коммунизма и фашизма.Творческое наследие И. Огромно. Оно насчитывает более 40 книг и брошюр, несколько сот статей, более ста лекций и большое количество писем.Собр. Соч. В 10 т. М., 1993. О грядущей России. М., 1993. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб., 1994. Т. 1-2. Лисица Ю. Т. И.А. Ильин как правовед и государствовед // Вопросы философии. 1991. № 5. Евлампиев И.И. Иван Ильин и его книга о Гегеле // И.А. Ильин.

Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб., 1994. Т. 1.И.А. Кауапова.

Значения в других словарях
Ильин Иван Александрович

Ильин Иван Александрович [16(28).3.1882, Москва, — 21.12.1954, Цюрих], русский религиозный философ, представитель неогегельянства. ..

Ильин Иван Александрович

ИЛЬИН Иван Александрович (1883-1954) - российский религиозный философ, правовед, публицист. В философии Гегеля видел систематическое раскрытие религиозного опыта пантеизма ("Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека", 1918). Активный противник большевизма, идеолог белого движения. В 1922 выслан за границу. Профессор Русского научного института в Берлине (с 1923) и издатель журнала "Русский колокол" (1927-30). В 1934 уволен нацистами, с 1938 - в Швейцарии. Автор нескольких сотен ..

Ильин Иван Александрович

(1883-1954), русский философ, правовед. Родился в Москве 28 марта 1883. В 1906 окончил юридический факультет Московского университета и был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1910-1912 стажировался в университетах Гейдельберга, Фрейбурга, Берлина, Парижа, где слушал лекции крупнейших европейских философов - Г.Риккерта, Г.Зиммеля, Э. Гуссерля и др. С 1912 преподавал в Московском университете. В 1918 защитил диссертацию Философия Гегеля как учение о конкретности Бо..

Ильин Иван Александрович

(1882, Москва — 1954, Цолликон, Швейцария), религиозный философ, правовед, политический писатель, оратор, педагог. Из дворянской семьи, которая жила в Москве, в доме Байдакова (на углу Ружейного переулка и улицы Плющихи). В 1893—98 учился в 5-й Московской гимназии, которая размещалась в доме Хомякова по Поварской улице, в 6-м классе перешёл в 1-ю Московскую гимназию, которая находилась на Волхонке, близ храма Христа Спасителя. После окончания гимназии (1901), как и его братья, поступил на юридич..

Ильин Иван Александрович

(псевд.Н.Иванов, Н.Костомаров, Юстус, И.Л. Ивер, С.П., Старый политик, Православный, Странник, Ослябя, Пересвет, Карл Брабазиус, д-р Алфред Норманн, Юлиус Швейкерт) (28.3.1883, Москва - 21.12.1954, Цолликон, Цюрих) - правовед, религиозный философ, литературный критик, публицист. Родился в дворянской семье. Отец, Александр Иванович И" присяжный поверенный, мать, Екатерина Юльевна И. (урожд. Швейкерт фон Штадион), лютеранка, перешедшая в православие. Крещен 22 апреля в церкви Рождества Богородицы ..

Иллюминации Теория

(от лат. Illuminatio – освещение) – учение, относящееся к средневековой метафизике света.. ..

Ильенков Эвальд Васильевич

(1924-1979) - специалист по диалектике, т.н. Диалектической логике и "материалистической теории идеального". Типичный представитель философии марксизма-ленинизма. С 1941 - студент Московского ин-та философии, литературы и искусств. Участник Великой Отечественной войны. Окончил филос. Факультет МГУ, аспирантуру этого же факультета. В 1953 был обвинен в гегельянстве. Работал в Ин-те философии АН СССР. В нач. 60-х гг. Вышел из редколлегии готовившейся "Философской энциклопедии" в знак протеста прот..

Имажинация

(лат.) – воображение, фантазия, образное наглядное представление, сила воображения.. ..

Имманентная Философия

Филос. Направление, отождествляющее познаваемую реальность с содержанием сознания. Основные идеи И.ф. Высказал В. Шуппе, в дальнейшем их развивали Р. Шуберт-Золь-дерн, М. Кауфман, П. Ремке и др. С т.зр. И.ф. Все познаваемое находится в сфере сознания, является имманентным ему. Содержание сознания оказывается в результате неразрывным единством Я и его объектов, мира внутреннего и мира внешнего.. ..

Дополнительный поиск Ильин Иван Александрович Ильин Иван Александрович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ильин Иван Александрович" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ильин Иван Александрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 24 символа